Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Культурология выступает сегодня в качестве науки, систематизирующей, а в известной степени интегрирующей то знание о культуре, которое накоплено представителя различных частных наук. Ни философия культуры, ни социологии культуры, ни тем более искусствознание или литературоведение никогда не претендовали, да и не претендуют на эту роль, хотя необходимость осмысления накопленного багажа знаний о культуре на более высоком уровне, чем тот, на котором «работают» частные науки о культуре, ощущалась исследователями весьма давно. Именно осознание данного факта и подвигло когда то Лесли Уайта на создание новой науки, которую он и назвал культурологией.

Содержание работы

Содержание.
Введение. 3
1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие и
единство культур. 5
2. Культура и цивилизация. 8
3. Предмет, метод и функции культурологии в обществе. 10 Заключение. 13
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

культурология 1 вар.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.                                                                                                                3                                                                                                          

1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие и

единство культур.                                                                                                            5

2. Культура и цивилизация.                                                                                  8

3. Предмет, метод и функции  культурологии в обществе.                              10                                 Заключение.                                                                                                          13

Список использованной литературы.                                                                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В наши дни резко возрос интерес к теоретическому изучению культуры. Об этом, в частности, свидетельствует  возникновение в XX столетии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предметом специального рассмотрения. Особое место среди них заняла культурология. Основателем культурологии  стал американский ученый Л.А. Уайт (1900-1975) 1. В работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) и других Л. Уайт заложил  основы культурологии как самостоятельной  научной дисциплины. Он трактовал  культуру как целостную и самонастраивающуюся  систему, включающую в себя символическую  и технологическую стороны. Интенсивно развиваясь, культурология стала сегодня интегративной областью знания, рассматривающей культуру прежде всего как общечеловеческое достояние. Наряду с ней (а по времени возникновения ранее) существует культурная антропология. Эта наука занята изучением культур отдельных народов. Она связывает особенности культуры с особенностями характера человека, его способа мыслить, с происхождением и сущностью тех ценностей, которые исповедуют люди определенного сообщества. В западной науке культурология и культурная антропология часто идут «в связке», взаимно дополняя друг друга.

Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный  наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Осознание роли культуры нанесло удар по концепциям, абсолютизировавшим, например, роль экономического или политического фактора. Выяснилось, что сами экономика и политика во многом определяются особенностями культуры. Одни и те же формы экономической и политической жизни функционируют по-разному в обществах с различным типом культуры. Более того, именно особенности культуры чаще всего порождают те или иные формы экономики или политики. Характером культуры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ.

Таким образом, смысл изучения культуры не ограничивается тем, что  открывает нечто новое для  понимания лишь самой культуры: такое  изучение имеет значение для уяснения существа почти всех, или во всяком случае, многих сторон жизни общества. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры. Во многих случаях именно через общность культуры то или иное общественное образование приобретает  целостность, т.е. из разрозненного  собрания людей превращается в единство, обладающее упорядоченной структурой. Рассмотрение общества как целостности, в единстве разнообразных аспектов является одной из задач философии. Поэтому обнаружение объединяющей (интегративной) социальной функции  культуры стало одним из факторов, вызывающих необходимость философского осмысления культуры.

Смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX в. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достижений культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношений. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дала серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, стала дифференциация культуры.

 

 

1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие  и единство культур.

Культура - одно из двух  трёх  самых  сложных  слов,  используемых  в  нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что  оно  имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем,  что  оно  применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и  к  тому  же  в  самых различных системах мысли.

В своем этимологическом  значении понятие  культуры  восходит  к  античности. Его  можно  обнаружить  в  трактатах  и  письмах  Древнего   Рима.   Понятие “культура”  в  переносном  значении   аналогично   понятию   “хозяйство”   и изначально  соотносилось  с  культурой  чего-то:  культура  души,   культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в  течение многих столетий, пока в латинских странах не  стал  входить  в  употребление термин “цивилизация”.  Он  охватывал  совокупность  социального  наследия  в области техники, науки, искусства и политических  учреждений.  Долгое  время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны.  Первым  провел  между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века  немецкий  философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М.  Кантон  написал трактат о земледелии, что в переводе  “агрикультура”.  Речь  в  нем  шла  об уходе  за  участком  земли.  Возделывание  почвы  невозможно   без   особого душевного настроя.

Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным  признакам:

 Типы культуры по  принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура  – совокупность «алгоритмов»  жизнедеятельности, поведения и  общения, характерных для большинства  социальных субъектов.

Доминирующая культура может  быть этнической и национальной.

 Этническая культура  основана на общности происхождения  и совместной деятельности, основной  способ передачи социокультурной  информации в ней – традиция.

 Национальная культура  основана на территориальном,  экономическом и лингвистическом  объединении людей. Включает в  себя специализированные области  и этническую культуру.

Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры.

 Субкультура – совокупность  социокультурных характеристик,  присущих определённой социальной  группе.

Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры.

Элитарная - культура, ориентированная  на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на высокие образы.

 Массовая (от лат. massa –  ком, кусок) – форма культуры, характерная для XX века. Характерные  черты: 1) особенности создания культурных  ценностей, рассчитанных на массовое  потребление; 2) рыночный характер; 3) стандартизация.

 Маргинальная(от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением  человека между культурными типами.

Этнонациональные типы культуры

Этническая культура - это  традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая  историческое наследие народа.

Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места  проживания и экономической общности определенного народа.

Мировая культура складывается из высших достижений национальных и  региональных культур.

Исторические типы культуры.

Основными подходами в  рамках культурно-исторической типологии  являются:

- Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового века, железного века, культура средневековья);

- Формационный (культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества);

- Цивилизационный (древнеегипетская культура, месопотамская, индийская, китайская, европейская и т.д.);

- Религиозный (христианская культура,  исламская культура);

Многообразие культур  соотнесено в первую очередь с разнообразием природных условий существования людей. Каждая культура формируется в процессе приспособления человека к окружающим условиям, является продуктом его адаптации к среде обитания. Это приспособление оказывается по-своему совершенным и тонким. Но эта своеобразная адекватность оборачивается консервативностью.  Если  среда  остается  постоянной,  то  у  культуры  не возникает внутренних стимулов к развитию. Это касается особенно тех культур, которые относительно изолированы от воздействия других  более развитых  обществ.

Общие черты и многообразие особенных культур обусловлены  также  единством  происхождения  и  многообразием  потребностей субъекта – человека как деятельного биосоциального существа.

Если  первоначальное  многообразие  культур  имеет  своей основой  пространственное  многообразие  планеты,  по  которой  расселялся  человек,  то  историческое  многообразие  вырастает, когда  к  нему  добавляется  развитие  во  времени.

Британский историк А.Тойнби, развивавший одну из самых популярных концепций локальных цивилизаций, акцентировал внимание  на  многообразии  культурно-исторических  целостностей, выделял социальное значение культуры, ее влияние на ход истории, считал каждую культуру особенной, неповторимой, самодостаточной и самоценной, а развитие истории рассматривал как развитие и смену локальных культур и цивилизаций.

 

2. Культура и  цивилизация.

В нашу эпоху нет более  острой темы и для познания, и  для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках, под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

Различие культуры и цивилизации  наметил уже И. Кант, который в  сочинении "О предполагаемом начале человеческой истории" в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что  такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с  установления правил человеческой жизни  и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей  другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой  человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его  свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении  им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана  с развитием способностей и моральным  совершенством человека, которое  проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его  выполнению.

Н.А. Бердяев писал о  цивилизации как "смерти духа культуры". В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между  тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами  неотвратимо влечет к выходу за пределы  культуры, "к жизни, к практике, к силе". На этих путях "совершается переход культуры к цивилизации", "цивилизация пытается осуществить жизнь", реализуя "культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни". Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию.

В концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера основополагающим является понятие культуры. Именно культура как духовное начало формирует  ту замкнутую историческую целостность, которая способна переживать и действительно  переживает самостоятельный жизненный  цикл, определяющий судьбу народа (или  народов) - носителя этой культуры. Нет  единой истории человечества. Она  складывается из совокупности культурно-исторических типов (Данилевский) или локальных  культур (Шпенглер). Цивилизация не вне культуры, а одно из ее временных  состояний, не существующих как самостоятельное  образование.

Культурным человек становится из внутренних побуждений, хотя при  этом он, разумеется, не может не обратиться к освоению культуры, созданной до него (то есть по видимости внешней). Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности, часть из которых так и не становится его внутренним достоянием и которые  он соблюдает исключительно по необходимости.

Во временном измерении  культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и  варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

 

 

 

 

 

3. Предмет, метод и функции культурологии в обществе.

Культурология — это наука  о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого  развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого  общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая  изучает человеческое общество.

Предметом культурологии  является изучение сущности, структуры  в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными  словами, культурология изучает  наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события  материальной и духовной жизни людей.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"