Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:58, контрольная работа
Культурология выступает сегодня в качестве науки, систематизирующей, а в известной степени интегрирующей то знание о культуре, которое накоплено представителя различных частных наук. Ни философия культуры, ни социологии культуры, ни тем более искусствознание или литературоведение никогда не претендовали, да и не претендуют на эту роль, хотя необходимость осмысления накопленного багажа знаний о культуре на более высоком уровне, чем тот, на котором «работают» частные науки о культуре, ощущалась исследователями весьма давно. Именно осознание данного факта и подвигло когда то Лесли Уайта на создание новой науки, которую он и назвал культурологией.
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие и
единство культур. 5
2. Культура и цивилизация. 8
3. Предмет, метод и функции культурологии в обществе. 10 Заключение. 13
Список использованной литературы. 15
Содержание.
Введение.
1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие и
единство культур.
2. Культура и цивилизация.
3. Предмет, метод и функции
культурологии в обществе.
10
Список использованной литературы.
Введение.
В наши дни резко возрос
интерес к теоретическому изучению
культуры. Об этом, в частности, свидетельствует
возникновение в XX столетии целого
ряда научных дисциплин, делающих культуру
предметом специального рассмотрения.
Особое место среди них заняла
культурология. Основателем культурологии
стал американский ученый Л.А. Уайт (1900-1975)
1. В работах «Наука о культуре»
(1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие
культуры» (1973) и других Л. Уайт заложил
основы культурологии как
Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Осознание роли культуры нанесло удар по концепциям, абсолютизировавшим, например, роль экономического или политического фактора. Выяснилось, что сами экономика и политика во многом определяются особенностями культуры. Одни и те же формы экономической и политической жизни функционируют по-разному в обществах с различным типом культуры. Более того, именно особенности культуры чаще всего порождают те или иные формы экономики или политики. Характером культуры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ.
Таким образом, смысл изучения
культуры не ограничивается тем, что
открывает нечто новое для
понимания лишь самой культуры: такое
изучение имеет значение для уяснения
существа почти всех, или во всяком
случае, многих сторон жизни общества.
Если мы хотим понять суть общественной
жизни, ее направленность и перспективы,
мы не можем абстрагироваться от вопросов
культуры. Во многих случаях именно
через общность культуры то или иное
общественное образование приобретает
целостность, т.е. из разрозненного
собрания людей превращается в единство,
обладающее упорядоченной структурой.
Рассмотрение общества как целостности,
в единстве разнообразных аспектов
является одной из задач философии.
Поэтому обнаружение
Смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX в. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достижений культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношений. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дала серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, стала дифференциация культуры.
1. Понятие культуры,
типы культур, историческое
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М. Кантон написал трактат о земледелии, что в переводе “агрикультура”. Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя.
Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по
принципу внутрикультурной
Доминирующая культура может быть этнической и национальной.
Этническая культура
основана на общности
Национальная культура
основана на территориальном,
экономическом и
Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры.
Субкультура – совокупность
социокультурных характеристик,
Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры.
Элитарная - культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на высокие образы.
Массовая (от лат. massa –
ком, кусок) – форма культуры,
характерная для XX века. Характерные
черты: 1) особенности создания
Маргинальная(от лат.
marginales – находящийся на краю)
– понятие, определяемое
Этнонациональные типы культуры
Этническая культура - это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа.
Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа.
Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур.
Исторические типы культуры.
Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:
- Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового века, железного века, культура средневековья);
- Формационный (культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества);
- Цивилизационный (древнеегипетская культура, месопотамская, индийская, китайская, европейская и т.д.);
- Религиозный (христианская культура, исламская культура);
Многообразие культур соотнесено в первую очередь с разнообразием природных условий существования людей. Каждая культура формируется в процессе приспособления человека к окружающим условиям, является продуктом его адаптации к среде обитания. Это приспособление оказывается по-своему совершенным и тонким. Но эта своеобразная адекватность оборачивается консервативностью. Если среда остается постоянной, то у культуры не возникает внутренних стимулов к развитию. Это касается особенно тех культур, которые относительно изолированы от воздействия других более развитых обществ.
Общие черты и многообразие особенных культур обусловлены также единством происхождения и многообразием потребностей субъекта – человека как деятельного биосоциального существа.
Если первоначальное многообразие культур имеет своей основой пространственное многообразие планеты, по которой расселялся человек, то историческое многообразие вырастает, когда к нему добавляется развитие во времени.
Британский историк А.Тойнби, развивавший одну из самых популярных концепций локальных цивилизаций, акцентировал внимание на многообразии культурно-исторических целостностей, выделял социальное значение культуры, ее влияние на ход истории, считал каждую культуру особенной, неповторимой, самодостаточной и самоценной, а развитие истории рассматривал как развитие и смену локальных культур и цивилизаций.
2. Культура и цивилизация.
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках, под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении "О предполагаемом начале человеческой истории" в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.
Н.А. Бердяев писал о цивилизации как "смерти духа культуры". В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, "к жизни, к практике, к силе". На этих путях "совершается переход культуры к цивилизации", "цивилизация пытается осуществить жизнь", реализуя "культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни". Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию.
В концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера основополагающим является понятие культуры. Именно культура как духовное начало формирует ту замкнутую историческую целостность, которая способна переживать и действительно переживает самостоятельный жизненный цикл, определяющий судьбу народа (или народов) - носителя этой культуры. Нет единой истории человечества. Она складывается из совокупности культурно-исторических типов (Данилевский) или локальных культур (Шпенглер). Цивилизация не вне культуры, а одно из ее временных состояний, не существующих как самостоятельное образование.
Культурным человек становится из внутренних побуждений, хотя при этом он, разумеется, не может не обратиться к освоению культуры, созданной до него (то есть по видимости внешней). Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности, часть из которых так и не становится его внутренним достоянием и которые он соблюдает исключительно по необходимости.
Во временном измерении
культура более объемна, нежели цивилизация,
поскольку она охватывает культурные
достояния человека дикости и
варварства. В пространственном же
измерении правильнее, очевидно, говорить
о том, что цивилизация представляет
собой сочетание множества
3. Предмет, метод и функции культурологии в обществе.
Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество.
Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.