Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:58, контрольная работа
Культурология выступает сегодня в качестве науки, систематизирующей, а в известной степени интегрирующей то знание о культуре, которое накоплено представителя различных частных наук. Ни философия культуры, ни социологии культуры, ни тем более искусствознание или литературоведение никогда не претендовали, да и не претендуют на эту роль, хотя необходимость осмысления накопленного багажа знаний о культуре на более высоком уровне, чем тот, на котором «работают» частные науки о культуре, ощущалась исследователями весьма давно. Именно осознание данного факта и подвигло когда то Лесли Уайта на создание новой науки, которую он и назвал культурологией.
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие культуры, типы культур, историческое многообразие и
единство культур. 5
2. Культура и цивилизация. 8
3. Предмет, метод и функции культурологии в обществе. 10 Заключение. 13
Список использованной литературы. 15
Сложность предмета культурологии и тесные связи с другими науками обусловливают разнообразие методов, используемых для изучения различных аспектов феномена культуры. Наряду с методами, применяемыми любыми науками, существуют собственно культурологические методы и подходы.
Генетический подход предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития.
Компаративный подход подразумевает сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале.
Системный подход пришел в культурологию как общенаучный и рассматривает культуру как универсальное свойство общества. При этом культура в целом и любой культурный феномен представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Структурно-функциональный подход, тесно связанный с системным подходом, рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни.
Социологический подход изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп, т.е. любое явление культуры оценивается с позиции его принадлежности определенной социальной группе итого, как оно выражает ее интересы.
Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода (характерного для отечественной культурологии) становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.
Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество.
Семиотический подход исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление и материальной, и духовной культуры понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание, — текст, который должен быть прочитан исследователем.
Герменевтический подход, характерный для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга.
Биосферный подход отличается глобальным пониманием проблем культуры. Он понимает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество.
Просветительский подход исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.
Функции культурологии:
1) воспитательная –
2) прогностическая –
культурология, опираясь на
3) познавательная – с
помощью культурологии
4) мировоззренческая –
изучение культурологии,
5) методологическая –
культурология, используя
6) информационная –
Заключение.
Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского.
Культурология помогает прояснить то подлинное значения культуры, которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей, как прошлого, так и настоящего, вскрывает причины тех искажений в их теоретических позициях, которые были сделаны их недобросовестными последователями, преследующими или личные, или узкогрупповые цели. Тот, кто овладел совокупностью культурологических знаний, никогда не будет настаивать на том, что смысл существования человеческого рода состоит в накоплении вещного богатства, или в увеличении технической мощи, или в установлении определенного типа политической организации, или в покорении и колонизации чужих планет.
Культурология занимается изучением культур как сверхсложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем. В отличие от других наук, она не может удовлетворяться изучением форм культурного бытия отдельного индивида. Напротив, ее интересует культура как глобальный феномен, не имеющий локализации во времени и пространстве, как континуум, в котором разворачивается бытие всего человечества. Культурология стремится к универсальной точке зрения, синтезу различных подходов, теорий, к выработке на этой основе единой концепции культуры, позволяющей не только описывать, но и прогнозировать ее развитие. В этом смысле культурология может рассматриваться в качестве междисциплинарной метатеории самого высокого уровня.
Культурология обращается к феноменам, которые, на первый взгляд, общеизвестны, но при ближайшем рассмотрении оказываются весьма сложными. Культуролог превращает в научную проблему то, что на уровне обыденного сознания не вызывает сомнения, в этом смысле он заново открывает мир, срывает с него маску тривиальности. При подобном подходе проблемное поле культурологии включает в себя: исследование закономерностей развития культуры как сверхсложной системы, поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур, раскрытие сути культурного прогресса, культурного кризиса, изучение генезиса и процесса взаимодействия цивилизаций, выявление «кодов» культуры.
Культурология выступает сегодня в качестве науки, систематизирующей, а в известной степени интегрирующей то знание о культуре, которое накоплено представителя различных частных наук. Ни философия культуры, ни социологии культуры, ни тем более искусствознание или литературоведение никогда не претендовали, да и не претендуют на эту роль, хотя необходимость осмысления накопленного багажа знаний о культуре на более высоком уровне, чем тот, на котором «работают» частные науки о культуре, ощущалась исследователями весьма давно. Именно осознание данного факта и подвигло когда то Лесли Уайта на создание новой науки, которую он и назвал культурологией.
Список использованной литературы.
1. Бердяев Н.В. Смысл истории. М.: Има - пресс, 1990. - 298 с.
2. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура. - М.: Знание, 2005. - 224 с.
3. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М.: Издательство Экзамен, 2002 г. - 267 с.
4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 224 с.
5. Радугин. А. А. Культурология: Учебное пособие - М.: Центр, 2003. –
304 с.
6. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М.: Издательство Альфа, 2001 г. – 198 с.