Христианство – это
религия искупления и спасения. В
отличие от религий, где Бог рассматривается
как грозный Господин (иудаизм, ислам),
христиане верят в милосердную
любовь Бога к согрешившему человечеству.
Как я уже отмечал, в христианстве
человек создан «по образу и подобию
Божию», но первородный грех Адама
«повредил» природу человека — «повредил»
настолько, что потребовалась искупительная
жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно
связана с любовью к Богу, настолько
возлюбившего человека, что ради него
он претерпел крестные муки. Характер
ислама предопределяет проникновение
религиозной модели мира в саму ткань
социально-политической жизни мусульман.
Такая система оказывается гораздо
устойчивее христианской. Именно поэтому,
очевидно, она не создала предпосылок
для прорыва к новой, уже нерелигиозной
цивилизации. Христианство – самая
распространенная религия на земном
шаре (как я уже отмечал, около
1 400 млн. человек в современном мире – христиане).
В ней выделяются три основных течения:
католичество, православие и протестантизм.
3.Культура Древней Индии: архитектура,
скульптура, литература.
В Древней Индии
очень высокого развития достигла философия.
Наиболее известная школа древнеиндийских
материалистов была локаята. Локаятики
выступали против основных положений
религиозно-философских школ, против религиозного
"освобождения” и всесилия богов. Основным
источником познания они считали чувственное
восприятие. Большим достижением древнеиндийской
философии было атомистическое учение
школы вайнишика. Школа санкхья отразила
многие достижения в науке одним из крупнейших
древне- индийских философов был Начартжуна,
выступивший с концепцией всеобщий относительности
или "всеобщей относительности” или”
всеобщей пустоты” , а также заложивший
основы школы логики в Индии. К концу древности
наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая
школа веданта, но не малую роль играли
рационалистические концепции. Древнеиндийское искусство теснейшим
образом было связано с религией и философией.
Кроме того, оно было всегда обращено к
низшей касте-крестьянам, с целью донести
до них законы кармы, требования дхармы
и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский
художник отождествлял себя с природой
во всех ее настроениях, откликался на
связь человека и вселенной. И, наконец,
значительное влияние на развитие индийского
искусства оказал религиозный предрассудок,
направленный против изваяний богов. Веды
были против изображения божества и образ
Будды появился в скульптуре и живописи
лишь в поздний период развития буддизма. Историю древнеиндийской литературы
принято подразделять на несколько этапов:
ведийский, эпический, период классической
санскритской литературы. Для первых двух
этапов характерно преобладание устной
традиции передачи текста. Подлинными
энциклопедиями индийской жизни являются
две великие эпические поэмы Древней Индии-”
Махабхарата” и "Рамаяна” . В них запечатлены
все стороны жизни древних индийцев. Эпос
вобрал в себя материал, который, складываясь
устно- поэтической традиции, приобретал
дидактический характер, включал в себя
религиозно-философские произведения
и идеи. В последующие эпохи многие видные
художники Индии, в числе которых был и
знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение
из этих сокровищ мудрости своего народа. Эпоха Гуптов была временем развития
древнеиндийского театра. Появились даже
специальные трактаты по драматургии.
Определялись задачи театра, техника игры
актеров. Индийская театральная традиция
предшествовала греческой. В эпоху классической
санскритской литературы особую популярность
приобрел сборник рассказов и притч "Панчатантра”
, основанная на фольклоре. Он был переведен
на многие языки, достаточно рано с ним
познакомились и в России. Из литературы относимой
к буддийской традиции ярко выделяется
творчество поэта и драматурга Пшвагхоша
(1-2 век н.э.) . Написанная им поэма "Буддхачарита”
была первым искусственным эпосом появившимся
в индийской литературе. Высокого уровня достигла
в Древней Индии теория литературного
творчества, в том числе и поэзия. Подробно
разрабатывались правила стихосложения,
трактаты по теории метрике и поэтике.
Появляется несколько школ "поэтической
науки” , ведутся споры о жанрах, о цели
литературы и о художественном языке. Концепция божественного характера речи
повлияла на развитие науки о языке. Считалось,
что речь лежит в основе науке и искусств.
В грамматике Панини "Восьмикнижие”
анализ языкового материала проведен
столь глубоко и основательно, что современные
ученные находят сходство между теорией
древних индийцев и современной лингвистикой. 3. Архитектура, скульптура, живопись
Древней Индии Первые по времени памятники
архитектуры и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к эпохе Хараппской
цивилизации, но наиболее яркие образцы
были созданы в Кушано-гуптскую эпоху.
Высокими художественными достоинствами
отличались памятники как религиозного,
так и светского характера. В эпоху древности большинство
сооружений возводилось из дерева, а потому
не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты
был построен из дерева и до наших дней
сохранились лишь остатки каменных колонн.
В первые века нашей эры в строительстве
начинает широко применятся камень. Религиозная
архитектура этого периода представлены
пещерными комплексами, храмами и ступами
(каменными сооружениями, в которых хранились
реликвии Будды) . Из пещерных комплексов
наиболее интересны комплексы в городе
Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле
имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и
около 38 м в длину. Здесь находится большое
число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху
началось строительство пещерного комплекса
в Эллоре, которое продолжалось в течении
нескольких веков. К шедеврам индийской
архитектуры относятся также индуистский
храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся
там же. В Древней Индии существовало
несколько школ скульптуры, из которых
наиболее крупными были гандхарская, матхурская
и школа Амаравати. Большинство сохранившихся
скульптур так же носило религиозный характер.
Скульптурное искусство достигло такой
высоты, что существовал ряд специальный
руководств по правила их создания. Были
разработаны приемы иконографии, разные
у разных религиозных традиций. Существовали
буддийская, джанийская и индуистская
иконография. В гандхарской школе сочетались
три традиции: буддийска, греко-римская
и среднеазиатская. Именно здесь были
созданы первые изображения Будды, причем
как бога; эти скульптуры изображали и
статуи бодхисатв. В матхурской школе,
рассвет которой совпадет с Кушанской
эпохой, особое значение получает светская
Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными
композициями. Здесь так же рано появились
изображения Будды. Матхурская школа испытала
на себе воздействие более раннего по
времени маурийского искусства, а некоторые
скульптуры говорят о хараппском влиянии
(фигуры богинь матери, местных божеств
и т.д.) . По сравнению с другими скульптурными
школами, школа Амаравати впитала в себя
традиции юга страны и буддийские каноны.
Они сохранились и в более поздних скульптурах,
повлияв на искусство Юго-Восточной Азии
и Шри-Ланки. Наиболее известным памятником
древнеиндийской живописи являются стенные
росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском
комплексе состоящим из 29 пещер живопись
покрывает стены и потолки внутренних
помещений. Здесь разнообразные сюжеты
из жизни Будды, мифологические темы, сцены
из повседневной жизни, дворцовая тематика.
Все рисунки отлично сохранились, т.к.
индийцы хорошо знали секреты стойких
красок, искусство укрепления грунта.
Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей.
Боги и цари, например, всегда изображались
белыми. Традиции Аджанты повлияли на
искусство Шри-Ланки и различных районов
Индии.
Список используемой литературы
1.Массовая
культура России конца XX века. Ч. I. СПб.,
2001. С. 63.
2. Соколов Е. Г. Аналитика масскульта. СПб,
2001. С. 255.
3. Кондаков И. В. Элитарная культура//Культурология.
XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. СПб., Университетская
книга, С. 385-389.
4. Культурология. (Учебник) Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. (2010, 688с.)
Приложение
Таджи махал
Пещерные храмы Эллоры.Ганеша.
Храм Лотоса
Кришна