Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:16, контрольная работа
1. Сравните руководство социальными институтами культуры в прошлом и в настоящем.
Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.
8. Вариант
1. Сравните руководство социальными институтами культуры в прошлом и в настоящем.
Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.
В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты.
Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу.
В общем плане принято выделять некоторые основные типы поддержки духовного производства и художественной культуры, а по сути - управления ее развитием, существовавшие в разные эпохи:
- государственный, подчинённый централизованному аппарату власти;
- церковный, опирающийся на поддержку религиозного института;
- меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов;
- ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготавливался на местный рынок или на заказ;
- коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями;
- самообеспечение культуры через самостоятельные институты (образование, творческие организации, индустрия культуры).
Во все исторические эпохи, в условиях различных социально- экономических формаций государство тем или иным способом влияло на культурную политику. Один из самых ярких примеров в мировой истории – деятельность Римской католической церкви в эпоху Возрождения. Действительно, наиболее известные мировые шедевры, созданные мастерами ренессанса были созданы по личным заказам папы, либо по заказам церкви, которая отправляла в ряде областей средневековой Италии и государственные функции. В других государствах в лицах королей, императоров или царей и их двора государство влияло на развитие искусства.
Основным политическим институтом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, специальное законодательство, социальную политику. Каждая страна имеет свои административные структуры, которые осуществляют культурную политику. Это, прежде всего министерства культуры. В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством значительно меньше, чем в развивающихся. Это объясняется тем, что в них уже сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и общественных организаций.
В странах с развитой
демократией государство
Будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит от закрепившегося в обществе отношения к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды. Расширительное понимание культуры, важность роли традиций и обновления ценностно-смысловых оснований жизнедеятельности россиян – вот те основания, на которых выстраивается стратегическая концепция культурной политики страны, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач, таких как улучшение качества жизни людей, социальная интеграция, упрочение социального согласия, достижение солидарности и межкультурного диалога.
В основе такой стратегии заложена идея соединения усилий всего общества по формированию единого культурного пространства и коллективной идентичности россиян, основанная на комплексном подходе к культуре, и предполагающая существенное расширение области культурной политики. Такой подход нацелен на интегративную, конвенциональную по своей сути, стратегию культурной политики государства, нацеленную на ее согласование с «политиками», проводимыми в других областях, на преодоление ведомственных барьеров, на укрепление в процессе регуляции социокультурной жизни взаимодействия всех субъектов – управленческих структур различных уровней власти, государства с бизнес- и общественными организациями.
2. Объясните место и роль культурологии в системе гуманитарного знания.
Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы.
Специфика культурологии обычно усматривается в её интегративном
характере: бытие и деятельность человека
и общества здесь трактуются как целостные
феномены. Поэтому культурология — междисциплинар
Культурология - компонент гуманитарного знания, прежде всего его научной части. Она обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.
Российская культурология является, несомненно, ярко выраженной гуманитарной наукой уже по определению. Её позиционируют как теорию «среднего уровня»: культурология занимает по уровню абстракции и обобщения промежуточное положение между знанием метатеоретическим, метафизическим (таким, как, например, философия) и дисциплинами эмпирического уровня (такими, как большинство исторических наук, этнография, прикладная социология). Таким уровнем, находящимся как бы «между» уровнями философско-теоретическим и предметным, является, в частности, социальный. Здесь и может делать обобщения культурология. Поэтому именно культурология призвана изучать такие сферы общественного бытия, как политическая культура, правовая культура, художественная культура и т.п. Она же может исследовать механизмы социальной организации, регуляции и коммуникации в обществе и соответствующие социальные институты, их главные характеристики, закономерности возникновения и формирования (А. Я. Флиер).
Культурология, как отмечается в отечественной литературе, объединяет теоретический и исторический пути изучения культуры. Её определяют, например, как «комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования».
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.
Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.
Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования. Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры,выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на- стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.
Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.
Культурология и культурная антропология. Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, социальные или личностные формы.
В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход, создавая такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д
3. Проанализируйте генезис понятий материальная и духовная культура, их соотношение в различные эпохи.
Разделение культуры на две взаимосвязанные формы – материальную и духовную – заметно в любую историческую эпоху.
В материальную культуру входят три рода компонентов:
Духовная культура опирается на экономический потенциал общества и находится в глубокой зависимости от него. В нее входит комплекс идей, которые в конечном счете отражают уровень материально-технической базы общества, но при этом обладают рядом собственных закономерностей развития, довольно большой самостоятельностью по отношению к материальной жизни. Духовная культура характеризует степень развития и реализации в мыслительной деятельности человека его способностей, потребностей, знаний, навыков и умений. Она включает в себя мировоззрение, политические взгляды, науку, право, нравственность, искусство и эстетические представления.