Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:16, контрольная работа
1. Сравните руководство социальными институтами культуры в прошлом и в настоящем.
Деятельность людей в области культуры организуют и координируют социальные институты, без которых бы она приобрела бы разрозненный, непоследовательный, разновекторный и неустойчивый характер.
Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.
Можно заметить, что культура все время находится в состоянии своеобразного перехода, «перетекания» из одной формы в другую. Когда человек осваивает созданный предыдущими поколениями мир вещей и знаний, предметная культура человечества переходит в его собственную внутреннюю личностную культуру. Человек, освоивший опыт предыдущих поколений, в свою очередь начинает создавать новые предметы культуры: материальные вещи и приспособления, произведения искусства, другие продукты труда, а также вносит вклад в развитие обычаев, традиций, способов и приемов общения, трудовой деятельности и т. д. Тем самым мы превращаем нашу внутреннюю культуру в предметную, осязаемую для других людей и других поколений, форму – в материальные, вещественные результаты человеческой деятельности. Естественная смена поколений людей приводит к тому, что такое «перетекание» предметной культуры в личностную и личностной в предметную становится одной из универсальных закономерностей общественного развития. Наиболее глубоким содержанием процесса исторического развития культуры является, конечно, развитие сущностных сил самого человека (ибо это он создает мир вещей, а не вещи – его): творческих сил, способностей, традиций и способов общения, организации общественной жизни. Производство человеком предметного мира становится в то же время его самопроизводством, т. е. развитием его собственной личности.
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину – добро – красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
- этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
- эстетизм, достигающий максимальной
полноты жизни с опорой на
эмоционально-чувственное
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества.
Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека – это артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры. В дальнейшем понятием «материальная культура» стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи и т. п. Во все это вложен человеческий труд, знания, опыт.
Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.
Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это, прежде всего, деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.
Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.
Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры.
Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.
Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино. Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.
Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления.
4. В чем вклад «отцов» эпохи Возрождения и других великих ученых-творцов на развитие культуры этого периода?
Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIV—XVI вв. в Италии, XV—XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название — Возрождение (или Ренессанс) — этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому. Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя — разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений.
Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки — характерная черта этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.
Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники писали картины главным образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.
В первой половине XV века во Флоренции жили и работали три художника, получившие прозвище «отцов Возрождения»: архитектор Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Языком архитектуры, скульптуры и живописи они прославляли красоту человека. Вопреки учению церкви, они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и дол-жен познать законы мира.
Самым выдающимся зодчим Раннего Возрождения был Филиппа Брунеллёски (1377 — 1446). Он первым создал архитектурные формы, которые на протяжении следующих двух столетий использовались и совершенствовались итальянскими зодчими, а позже стали применяться архитекторами многих стран Европы. Брунеллёски был и первым исследователем законов перспективы. Он кропотливо изучает в Риме сохранившиеся памятники античности: обмеривает, зарисовывает, анализирует композиционные и строительные приемы древних мастеров. В античных памятниках он находит прообразы форм нового стиля.
Общепризнанный шедевр Брунеллёски, характеризующий все новаторство зодчего, — небольшая часовня во Флоренции, капелла Пацци (ок. 1430). Ее архитектурные формы грациозны, пропорции изящны. Это ясное, светлое, жизнерадостное сооружение совсем не похоже на прежние культовые постройки.
Мягкостью и приветливостью отличается и архитектура воспитательного дома (приюта, 1421 — 1444), также созданного Брунеллёски во Флоренции. Здание интересно тем, что построено буквой П и образует внутренний дворик. Просторная крытая галерея — лоджия, идущая по всему фасаду дома, как бы приглашает путника войти во внутренний дворик. Этот планировочный прием впоследствии повторяется в дворцах богатых горожан — палаццо.
Брунеллески возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним.
Скульптор Донателло (ок. 1386 — 1466) достиг в своих работах замечательных высот реализма. Наряду с фигурами древних героев и святых Донателло начал воссоздавать облик современников. Скульптор всматривается в окружающую его жизнь. С одинаковым увлечением он работает над конной статуей полководца Гаттамелаты (1447 — 1453, бронза, мрамор, известняк) и статуей пророка. Герои Донателло непокорны и горды, в них чувствуется готовность к борьбе и жажда справедливости.
Одна из главных его заслуг — возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция).
Живописца Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди); 1401 — 1428) современники сравнивали с кометой — так ярко он блеснул и так быстро сгорел. Мизаччо прожил лишь 27 лет, но за свою короткую жизнь сумел внести в живопись много нового. Он первый применил в своих произведениях научную перспективу, разработкой которой занимался архитектор Брунеллёски.
Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы, колорита.
Список использованных источников
1.Булгакова С. В. Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.
2.Золкин А.Л Культурология: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012
3.Викторов В.В. Культурология: Учебник / В. В. Викторов. - изд.; доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, , 2010
4.Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры: учебник для студ. Вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
5. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры : учеб. пособие / Н. А. Моисеева. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. : ил. - (Учебное пособие).
6.Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005.
7.Культурология. История мировой культуры : учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине "Культурология" / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 608 с.
8.Пивоев, В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры. – М.: КноРус, 2011
9.Силичев, Д.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Вуз. учеб.: ИНФРА- М, 2011
10.Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
11. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.