Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:45, контрольная работа
Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих "рядом" с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
1. Особенности архаичной культуры.
2. Культура и цивилизация
3. Первобытная культура как исторически первый традиционный тип культуры
4. Материальная и духовная культура Китая сквозь века
Список литературы
План
1. Особенности архаичной культуры.
2. Культура и цивилизация
3. Первобытная культура
как исторически первый
4. Материальная и духовная культура Китая сквозь века
Список литературы
Список литературы
1. Особенности архаичной культуры.
Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих "рядом" с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Синкретизм всегда присутствовал в структуре культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества. Любая культура легко обнаруживает признаки синкретизма (слияние рациональных знаний с полумагическими верованиями и заклинаниями). Синкретизм был присущ первобытной культуре. В средние века синкретизм в культуре выражается, прежде всего, в религии. В Новое и новейшее время, хотя он практически разрушается, прежде всего, в связи с разделением субъекта и объекта, стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма, тем не менее, остается. Сегодня идет обратный процесс соединения и объединения культуры в одно целое синкретическое поле. В связи с этим можно говорить о том, что синкретизм постоянно присутствует в структуре культуры. Поэтому есть необходимость детального изучения такого явления как синкретизм.
Первоначальное значение слова синкретизм - это собрание граждан острова Крит. Сегодня слово совершенно утратило связь с первоначальным своим смыслом. Новый этап в изучении и понимании сущности синкретизма начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала. Особый интерес к понятию синкретизма проявился лишь в XIX веке, прежде всего, в связи с появлением работ по первобытной культуре (Э.Б. Тайлор).
Изучая особенности этого периода, исследователи обратили пристальное внимание на такую особенность первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с появлением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры. Именно поэтому синкретизм исследовался и исследуется сегодня чаще всего в связи с первобытной культурой, первобытным сознанием, религией.
Создателем теории первобытного синкретизма считается филолог, историк и теоретик культуры А.Н. Веселовский. Под синкретизмом первобытного искусства он понимал слитность, нерасчлененность основных форм художественного творчества - изобразительного искусства, драмы, музыки и т.д. В своей книге "Историческая поэтика" он обозначил основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделил в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии - эпос, лирика и драма. Ритуалы, разыгрывающиеся с практической (магической) целью, создавали, прежде всего, в рамках синкретизма, некую "вторую" действительность как образ "первой", что давало известную свободу воображения и творчества.
По его мнению, вместе с выделением песни из обряда происходит дифференциация родов, причем сначала выделяется эпос, а затем лирика и драма. Наследием первобытного синкретизма в эпосе он считает лироэпический характер его ранних форм. Что касается лирики, то она, по его мнению, выделилась из обрядового синкретизма.
Исследовательница теории и истории культуры О.М. Фрейденберг в своей работе "Поэтика сюжета и жанра" обращается к архаической системе мировоззрения. Она занимается этим "потерявшим актуальность мировоззрением, цельным, не дифференцированным на отдельные идеологии мировоззрением, которое было создано образным первобытным мышлением".
Многое в особенностях первобытного мышления объясняется при изучении мифа и ритуала, которые являются господствующими компонентами первобытной культуры. По определению О.М. Фрейденберг, миф - это образное представление в форме нескольких метафор, где "нет логичной каузальности, и где вещь, пространство, время понятны ее" нерасчлененно и конкретно, где человек и мир, субъект и объект едины". Миф пронизывает всю первобытную жизнь, мифом являются и вещи, и действия, и речь, и боги.
О своеобразном синкретизме первобытного мышления пишет и А.А. Формозов в книге "Очерки по первобытному искусству". Он говорит о том, что синкретизм первобытного мышления включает в себя и элементы религии, и элементы реального опыта. В сознании палеолитического человека не могла еще произойти дифференциация особой религиозной сферы и сферы искусства. "Сознание людей эпохи камня представляло собой сплав, сложное переплетение ошибочных и верных посылок, охотничьей магии и положительных знании, подсказанных практикой, производством".
При этом автор подчеркивает,
что это синкретическое единство
по характеру и результатам
Тем не менее, существует ряд
точек зрения, согласно которым к
понятию первобытного синкретизма
необходимо относиться критически. Сторонником
таких взглядов является А.Ф. Еремеев.
В своей работе "Первобытная
культура: происхождение, особенности,
структура" он определяет теорию первобытного
синкретизма как неясную и
произвольную в самих своих основаниях.
"Теория синкретизма в любом
своем виде смешивает методологические
карты, как конкретных наук, так и
следующих из них интегралов, и
человеческая история начинает напоминать
диффузные беспорядочные
2. Культура и цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании.
Однако уже у Мирабо
понятие «цивилизация» характеризует
не только определенный этап развития
общества, но и несет в себе оценочное
значение, т. е. указывает на то, какое общество
достойно называться «цивилизацией».
Мирабо и другие французские просветители
исходили из нравственной оценки общественного
развития. Для них цивилизация - это прежде
всего определенный уровень нравственного
развития человечества, этап реализации
не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе
с тем в обществознании широкое распространение
получила трактовка цивилизации как определенного,
достаточно высокого уровня духовно-культурных
и технологических достижений общества,
социального и политического развития
и т. д. В словаре «Американское наследие»
цивилизация истолковывается как продвинутое
состояние интеллектуального, культурного
и материального развития в человеческом
обществе, отмеченное прогрессом в искусствах
и науках, интенсивным использованием
письменности, появлением комплекса политических
и социальных институтов.
В соответствии с такой трактовкой понятие
цивилизации впервые применяется по отношению
к историческому периоду, пришедшему на
смену первобытному обществу. «Древние
цивилизации - это цивилизации, некое единство,
противостоящее тому, чтя цивилизацией
не является, доклассовому и догосударственному,
догородскому и догражданскому.
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д.
Такому истолкованию понятия
цивилизации не противоречит и ее
понимание как характеристики конкретного
типа культуры и общества. Цивилизация
с позиций этого подхода - это
конкретный социокультурный феномен,
ограниченный определенными пространственно-временными
рамками и имеющий четко выраженные параметры
духовного (технологического) экономического
и политического развития.
Примером таких цивилизаций можно назвать
цивилизацию Майя, цивилизацию Древней
Греции, цивилизацию Древнего Рима.
На основе всех этих подходов можно дать
такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации - это крупные целостные социокультурные
системы со своими закономерностями, которые
не сводятся к закономерностям функционирования
государств, наций, социальных групп.
Цивилизация как целостная
система включает в себя
Цивилизация не совпадает
с формацией, поскольку
В культурологии существует довольно
сильное течение, противопоставляющее
культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы, утверждая
тезис о духовности культуры и бездуховности
цивилизации как чисто западного явления.
Однако в культурологии
имеется и противоположный
3. Первобытная культура
как исторически первый
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (800-4 тыс. до н. э.);
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.
В целом принято
делить древнейший период
Первым материальным свидетельством существования
человека являются орудия труда. У археологов
нет единого мнения относительно возраста
самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии
считается, что они появились 2 млн. лет
назад. Поэтому жителей этого периода
называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд
археологов датирует первые орудия труда
возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это
были самые примитивные инструменты, очень
трудно отличимые от естественных осколков
камней. 800-300 тыс. лет назад наши предки
уже могли использовать огонь. Но только
неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо,
стали делать это постоянно. С поздними
неандертальцами связано появление первых
искусственных погребений, что говорит
о формировании культа предков. Анатомическое
строение неандертальцев позволяет предположить,
что у них уже были зачатки речи. Однако
ученые считают, что коллективная жизнь
неандертальцев носила еще стадный характер.
Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец),
появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в
полной мере считаться культурным существом.