Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:45, контрольная работа
Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих "рядом" с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
1. Особенности архаичной культуры.
2. Культура и цивилизация
3. Первобытная культура как исторически первый традиционный тип культуры
4. Материальная и духовная культура Китая сквозь века
Список литературы
В эпоху мезолита в связи
с отступлением ледников на север
стоянки людей стали
В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда - полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.
Таким образом, изготовление
орудий труда, возникновение захоронений,
появление членораздельной
4. Материальная и духовная
культура Китая сквозь века
Культура Китая восходит
к очень глубокой древности и
отличается не только богатством своих
материальных и духовных ценностей,
но и огромной жизнестойкостью. Несмотря
на бесчисленные войны, мятежи, разрушения,
производимые завоевателями страны,
культура Китая не только не ослабевала,
а наоборот, всегда побеждала культуру
завоевателей.
В течение всей истории китайская культура
не утрачивала своей активности, сохраняя
монолитность. Каждая из культурных эпох
оставляла для потомков неповторимые
по красоте, самобытности и разнообразию
ценности. Произведения зодчества, скульптуры,
живописи и ремёсел представляют собой
бесценные памятники культурного наследия
Китая.
Каждая из культурных эпох тесно связана
с социально-политическими, экономическими
и другими особенностями данного исторического
периода и представляет собой определённый
этап развития культуры. Таких культурных
эпох в истории Китая несколько. История
и культура древнего Китая охватывает
период от II в. до н.э. - до III в. н.э. В эту
эпоху входит культура Китая периода династии
Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура
империи Цинь и Хань. Культура Китая III
-IX вв. охватывает два исторических периода:
период Южных и Северных династий и период
объединения Китая и создания танского
государства. Культура Китая X -XIV вв. включает
в себя период пяти династий и образования
империи Сун, а также период монгольских
завоеваний и правления династии Юань.
Культура Китая XV - XIX вв. - это культура
периода династии Мин, а также период завоевания
Китая маньчжурами и правления маньчжурской
династии Цин.
Обилие и разнообразие керамических изделий
- от бытовой посуды до жертвенных сосудов
- и их техническое совершенство свидетельствуют,
что культура этого периода стояла, несомненно,
выше яншанской.
Изобретение письменности является важнейшим
признаком того, что общество вышло из
периода варварства и вступило в эпоху
цивилизации. Древнейшие китайские надписи
дают возможность проследить процесс
возникновения и первоначальное развитие
иероглифической письменности.
Развитию письменности содействовал переход
от письма на узких бамбуковых дощечках
к письму на шелке, а затем и на бумаге,
впервые в мире изобретённой китайцами
на рубеже нашей эры, - с этого момента
писчий материал перестал лимитировать
объём письменных текстов.
Для передачи всего богатства китайского
языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие
те или иные единицы языка. Подавляющее
большинство знаков представляло собой
идеограммы - изображения предметов или
сочетания изображений, передающих более
сложные понятия. Но число применявшихся
иероглифов было недостаточно. В китайском
письме каждое односложное слово должно
было выражаться отдельным иероглифом,
и даже многочисленные омофоны - сходно
звучащие слова-однослоги - в зависимости
от их смысла изображаются разными иероглифами.
Теперь число знаков было пополнено, с
тем, чтобы учесть и более редкие понятия,
и доведено до 18 тыс., знаки были строго
классифицированы. Начали составляться
словари.
Так были заложены предпосылки
для создания обширной письменной литературы,
включающей не только поэзию и афоризмы,
рассчитанные и на устное запоминание,
но и художественную прозу, прежде всего
историческую.
В Китае творило много поэтов
и писателей в разных жанрах. В элегическом
жанре - поэт Сун Юй (290 - 223 гг. до н.э.). Лирика
поэта Цюй Юаня (340 -278 гг. до н.э.) славится
своей изысканностью и глубиной. Ханьским
историком Бань Гу (32 -92 гг.) в этом жанре
создан труд “ История династии Хань”
и многие другие.
Сохранившиеся литературные
источники, по большей части произведения
так называемой классической литературы
древнего Китая, позволяют проследить
процесс возникновения и
Китайская религия, так же как и религиозные
воззрения всех народов древности, восходит
к фетишизму, к другим формам культа природы,
культа предков и тотемизма, тесно связанного
с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических
особенностей мышления всей духовной
ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное
начало - Небо. Но китайское Небо - это не
Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не
Будда. Это высшая верховная всеобщность,
абстрактная и холодная, строгая и безразличная
к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя
слиться, ей невозможно подражать, как
и нет смысла ею восхищаться. Но в системе
китайской религиозно-философской мысли
существует, кроме Неба, и Будда (представление
о нём проникло в Китай вместе с буддизмом
из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная
категория религиозного и философского
даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке
(существует и иная трактовка, конфуцианская,
воспринимавшая Дао в виде Великого Пути
Истины и Добродетели) близко к индийскому
Брахману. Однако именно Небо, всегда было
центральной категорией верховной всеобщности
в Китае.
Специфике религиозной структуры
Китая свойствен и ещё один
существующий для характеристики всей
китайской цивилизации момент - незначительная
и социально не существующая роль
духовенства, жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности
религиозной структуры Китая были заложены
в глубокой древности, начиная с эпохи
Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон
богов и духов, который они почитали и
которому приносили жертвы, чаще всего
кровавые, в том числе человеческие. Но
с течением времени на передний план среди
этих богов и духов всё более отчётливо
выходил Шанди, верховное божество и легендарный
родоначальник иньцев, их предок - тотем.
Шанди воспринимался как первопредок,
заботившийся о благосостоянии своего
народа.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону
его функций первопредка сыграло в истории
Китайской цивилизации огромную роль:
именно оно логически привело к ослаблению
религиозного начала и к усилению начала
рационального, проявившегося в гипертрофировании
культа предков, ставшего затем основой
основ религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление,
как почитание Неба. С течением времени
культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил
Шанди в главной функции верховного божества.
При этом на Небо перешло представление
о прямой генетической связи божественных
сил с правителем: чжоуский ван стал считаться
сыном Неба, и этот титул сохранился за
правителем Китая до XX века. Начиная с
эпохи Чжоу Небо в его основной функции
верховного контролирующего и регулирующего
начала стало главным всекитайским божеством,
причём культу этого божества был придан
не только сакрально-теистический, сколько
морально-этический акцент. Считалось,
что великое Небо карает недостойных и
вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное
его отправление - прерогативой лишь самого
правителя, сына Неба. Отправление этого
культа не сопровождалось мистическим
трепетом или кровавыми человеческими
жертвами.
Также существует в Китае культ умерших
предков, культ Земли, тесно связанный
с магией и ритуальной символикой, с колдовством
и шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов
в древнем Китае сыграли огромную роль
в становлении основной традиционной
китайской цивилизации: не мистика и метафизические
абстракции, но строгий рационализм и
конкретная государственная польза; не
эмоциональный накал страстей и личная
связь индивида с божеством, но разум и
умеренность, отказ от личностного в пользу
общественного; не духовенство, направляющее
эмоции верующих в русло, возвеличивающее
бога и усиливающее значение религии,
но жрецы-чиновники, исполняющие свои
административные функции, частью которых
были регулярные религиозные отправления.
Все эти специфические особенности, складывавшиеся
в иньско-чжоуской китайской системе ценностей
за тысячелетие, предшествовавшие эпохе
Конфуция, подготовили страну к восприятию
тех принципов и норм жизни, которые навсегда
вошли в историю под наименованием конфуцианства.