Контрольная работа по «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Очевиден тот факт, что культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.
Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Содержание работы

1. Динамика и модификация культуры.
1.1. Динамика культуры.
1.2. Типы культурной динамики.
1.3. Прогресс в культуре.
1.4. Источники культурной динамики.
2. Гуманизм эпохи Возрождения.
2.1. Новое философское течение.
2.2. Гуманисты эпохи Возрождения.
2.3. Антропоцентризм.
3. Словарь понятий и персоналий.
4. Тест.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного.

 

    1. Составить словарь понятий и персоналий по содержанию первых двух вопросов.

 

Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

 

Эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем.

 

Временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.

 

Культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, приверженность неизменным традициям и запрет нововведений.

 

Упадок и деградация культуры – это ослабление и устаревание элементов культуры, исчезновение составляющих ее частей.

 

Кризис культуры – это разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми, которые более отвечают современным требованиям (например, социальный, политический и духовный кризис античного мира в конце эпохи эллинизма во II – I вв. до н.э.).

 

Преобразование (трансформация) культуры – это появление нового состояния, которое возникает под влиянием процессов обновления, происходящих в данном обществе.

 

Прогресс — это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.

 

Инновации – представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, которые направлены на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

 

Открытие – получение новых знаний о мире. В процессе изобретения новые знания соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы.

 

Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов.

 

Традиция – механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются самим фактом их существования в прошлом.

 

Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт.

 

Культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных элементов культуры или ее комплексов.

 

Культурные заимствования – это использование предметов, норм, поведения, ценностей, которые созданы и апробированы в других культурах (аккультурация» – освоение элементов чужой культуры).

 

Диффузия – это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных обществ.

 

Горизонтальная диффузия – это взаимопроникновение двух разных культурных групп, например двух профессиональных субкультур.

 

Вертикальная диффузия – взаимопроникновение между «высшей» и «низшей» культурами.

 

Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление.

 

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно.

 

Индивидуум (лат. individuum — неделимое) — отдельный человек; личность.

 

Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία — «божественная мудрость») — оккультное движение, в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей.

 

Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

 

Гумани́зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

 

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

 

Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола (итал. Giovanni Pico della Mirandola; 24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.

 

Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri), полное имя Дуранте дельи Алигьери (вторая половина мая 1265, крещен 26 марта 1266 — 13 или 14 сентября 1321) — величайший итальянский поэт, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

 

Джова́нни Бокка́ччо (итал. Giovanni Boccaccio; 16 июня 1313, Чертальдо, Франция — 21 декабря 1375, Чертальдо, Италия) — итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — Данте и Петраркой — оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры.

 

Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

 

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

 

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

 

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

 

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare; 26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 23 апреля 1616 года, там же) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира.

 

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма.

 

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мише́ль Эке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо) — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

 

Франсуа́ Рабле́ (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

 

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra; предположительно 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616, Мадрид) — всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

 

Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469 Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды — 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.

 

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

 

Ульрих фон Гуттен (нем. Ulrich von Hutten) (21 апреля 1488, замок Штекельберг — 29 августа 1523, остров Уфенау) — немецкий рыцарь-гуманист, один из главных авторов «Писем тёмных людей».

 

Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

 

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz; 21 июня (1 июля) 1646 — 14 ноября 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

 

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

 

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (5 апреля 1588, Малмсбери (англ.)русск., Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

 

    1. Решить тест.

Какое название было дано женской статуэтке каменного века?

1) Венера Милосская;

2) Палеолитическая Венера;

3) Кроманьонская Венера.

Ответ: 2) Палеолитическая Венера.

2. Что является понятием, включающим в себя элементы  социального и

культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и

сохраняющегося в течение длительного времени?

1) Обряд;

2) Обычай;

3) Традиция.

Ответ: 3) Традиция.

3.Кто применял к культуре  теорию символических форм?

1) Э. Кассирер;

2) К. Юнг;

3) М. Хайдеггер.

Ответ: 1) Э. Кассирер.

4. К биологическим аспектам  человеческого существования не  относится…

1) вода;

2) атмосфера;

3) символ.

Ответ: 3) Смвол.

5. Что является характеристикой  знака?

1) субъективная картина  фрагментов мира или мира в  целом;

2) предмет (явление), служащий  представителем другого предмета, явления,

процесса;

3) отдельный предмет культуры, обладающий относительной

независимостью и устойчивостью существования.

Ответ: 2) предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., - 2000.

2. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Академический Проект, Трикста, 2003.

3. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

4. http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=468.

5. http://fb.ru/article/38013/gumanizm-epohi-vozrojdeniya.


Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»