Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 21:26, контрольная работа
Очевиден тот факт, что культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.
Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.
1. Динамика и модификация культуры.
1.1. Динамика культуры.
1.2. Типы культурной динамики.
1.3. Прогресс в культуре.
1.4. Источники культурной динамики.
2. Гуманизм эпохи Возрождения.
2.1. Новое философское течение.
2.2. Гуманисты эпохи Возрождения.
2.3. Антропоцентризм.
3. Словарь понятий и персоналий.
4. Тест.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет «строительство»
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Специальность «Промышленное и гражданское строительство»
Контрольная работа
по дисциплине «Культурология»
Вариант 6
Выполнила: Савоськина Е.А.
Проверил:
Тюмень 2015
Содержание.
Очевиден тот факт, что культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.
Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.
Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры – типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики.
Все изменения в истории и культуре имеют определенную последовательность стадий и могут проявляться в двух основных формах:
• эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем;
• временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.
В современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, которые отражают качественные изменения различных культур:
1) изменения, которые ведут
к смене духовных стилей, художественных
направлений, ориентаций и тенденций
моды (например, смена художественных
стилей в истории
2) изменения, которые приводят
к обогащению культуры – это
формирование новых жанров и
видов искусства, новых научных
направлений, вызванные как творческими
процессами, так и внешними факторами.
Но эти изменения никогда не
охватывают всей культуры, а происходят
только в отдельных ее сферах
(например, появление новых жанров
в искусстве не меняло
3) культурный застой –
это состояние длительной
4) упадок и деградация
культуры – это ослабление
и устаревание элементов
5) кризис культуры –
это разрыв между ослабленными
или разрушенными прежними
6) преобразовани (трансформация) культуры – это появление нового состояния, которое возникает под влиянием процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как правило, результатом трансформации становится синтез старого и нового (например, воздействие европейской культуры на культуру России времен Петра I, их синтез в XVIII в., а затем «золотой» век русской культуры).
С проблемами форм и типов динамики культуры тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессом называют ускоренное развитие, движение общества вперед. Считается, что прогресс — это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.
Несмотря на свою популярность, применение этого понятия в сфере культуры не является бесспорным, еще более запутан вопрос о критериях культурного прогресса.
К концу XIX в. некогда популярная концепция прогресса (XVIII в.) подверглась критике со стороны многих философов и культурологов.
Слишком абстрактны были прогрессистские схемы, имевшие мало общего с реальным ходом исторического процесса. Еще больше вопросов вызывало применение понятия «прогресс» к сфере культуры.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
В процессе культурных изменений зарождаются и распространяются различные культурные элементы.
Значение, влияние и степень распространения этих элементов во многом зависят от источника их возникновения. Выделяют следующие источники культурной динамики:
1. Инновации – представляют
собой открытие или
Открытие – получение новых знаний о мире. В процессе изобретения новые знания соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов.
Новаторами (носителями новых элементов) могут являться представители элиты данного общества, авангардной среды, маргинальных групп, диссиденты либо выходцы из других стран и культур, которые не находят места в своей культуре.
Нововведение всегда обречено на некоторое непонимание. Поэтому существует проблема слияния инноваций с существующей культурной средой. Но если общество и культура не готовы к принятию новых идей, если к ним отсутствует интерес, то любое новшество обречено на провал.
2. Традиции и культурное наследие.
Традиция – механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются самим фактом их существования в прошлом. Главное свойство традиции – это сохранение прошлых образцов за счет ограничения новаций.
Более широким понятием, чем традиция, является культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт. Обращение к культурному наследию позволяет сохранить и поддержать смыслы, нормы и ценности, сложившиеся в обществе. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, обеспечивают самобытность культуры (см. тема 4, вопрос 2).
3. Диффузия культуры и культурные заимствования.
Важную роль в культуре играет пространственное распространение ее элементов. При этом неизбежно возникает культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных элементов культуры или ее комплексов.
Культурное взаимодействие может пройти бесследно. Но часто оно может привести к сильным изменениям взаимодействующих культур, либо к одностороннему влиянию одной культуры на другую. В этом случае говорят о культурных заимствованиях – это использование предметов, норм, поведения, ценностей, которые созданы и апробированы в других культурах (аккультурация» – освоение элементов чужой культуры).
Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, конференции, ярмарки, войны, и т.д.
Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данный вид диффузии можно назвать межгрупповой диффузией.
Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей.
4. Синтез – это взаимодействие
и соединение разнородных
Синтез возникает в том случае, когда в культуре начинают использоваться достижения других культур, причем в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой.
Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение - гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому. Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.
Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы. Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.