Министерство образования и науки Российской
Федерации
Новосибирский государственный университет
экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра Финансов
Учебная дисциплина: Культурология
Эссе на тему:
«Критический анализ творчества кинорежиссера
на примере 2-3 фильмов».
Выполнила: Огурцова
Екатерина Эдуардовна
Номер группы: 2051
Проверила: Макарова
Нина Ильинична
Дата регистрации на кафедре: «___» ________
2014 г.
2014 г.
Содержание
Краткая биография
Лассе Халльстрём родился
2 июня 1946 года в Стокгольме. Его дед занимал
должность министра финансов в первом
кабинете Карла Густава Экмана, а также
был лидером Либеральной партии Швеции.
Отец Лассе работал дантистом, а в свободное
время снимал семейное видео на любительскую
камеру. Сын впоследствии перенял увлечение
отца. Мать будущего режиссёра - Карин Люберг
(1907-2000) была писательницей.
Творческий путь Лассе Халльстрёма
Лассе Халльстрём – известный в Швеции
сценарист и режиссер, снимавший преимущественно
комедии. А в 1990-е он начал успешную карьеру
и в Голливуде, вновь продемонстрировав
умение качественно снимать актеров. Его
«конек» – эмоциональные семейные фильмы,
в которых он, тем не менее, удерживается
от впадения в сентиментальность. Среди
самых известных его фильмов – «Моя собачья
жизнь» (1985; в США в 1987 г. фильм принес Халльстрёму
2 номинации на «Оскар»), «ABBA: Кино» (1977;
фильм о культовой шведской группе), «Казанова»
(2005), «Хатико: Самый верный друг» (2009).
Халльстём начал снимать в 10 лет - первым
его фильмом стал снятый на 8-мм пленку
десятиминутный триллер «The Ghost Thief» (1956).
В школе Лассе снял документальную ленту
о том, как его друзья создавали рок-группу.
С 1968 года он стал режиссером телепрограммы
«Shall We Dance?», а затем попробовал себя и
в качестве продюсера. Популярность его
телевизионных проектов открыла Лассе
путь к креслу режиссера художественного
фильма; дебютом в этой области стала лента
«Парень и девушка» (1975) – романтическая
комедия об отношениях влюбленной пары.
Следующим проектом стал музыкальный
фильм «ABBA: Кино» (1977).
После успеха кинокартины «Моя собачья
жизнь» (1985 г, две номинации на «Оскар»
в США) Халльстрём не сразу отправился
покорять Голливуд. Сначала он создал
два детских фильма по книгам Астрид Линдгрен,
«Дети из Бюллербю» и «Новые приключения
детей из Бюллербю» (1986 и 1987 г).
Американским дебютом стал фильм «Еще
кружок» 1991 года – семейная комедия/драма,
снятая в Бостоне при участии Холи Хантер,
Ричарда Дрейфуса и Джины Роулендс. Лассе
стал и автором сценария, и режиссером.
Следующий фильм, «Что гложет Гилберта
Грейпа?» (1993), Халльстрём делал только
как режиссер; необычная, острая картина
о необычной американской семье, в которой
снимались Джонни Депп и Леонардо ДиКаприо,
не стала коммерческим успехом, но со временем
вошла в число наиболее известных картин
тех лет. «Тема для разговора» 1995 года
с Джулией Робертс и Денисом Куэйдом дала
большие сборы.
В следующие четыре года о Халльстрёме
не было слышно: он вынашивал планы снять
в кино свою вторую жену, Лену Олин (планы
провалились), и продумывал новые свои
проекты. «Правила виноделов» (1999) по роману
Дж.Ирвинга стали триумфальным возвращением
режиссера, создавшего очень красивую
кинокартину с участием звездного состава
– Тоби Магуайера, Шализ Терон и Майкла
Кейна. Халльстрем получил вторую номинацию
на «Оскар» как «лучший режиссер».
«Шоколад» - следующий
фильм режиссера, стал коммерческим успехом.
Далее фильм – «Корабельные новости»
(2001) – имел хороший актерский состав,
но большим успехом не стал. «Казанова»
2005 года, несмотря на все усилия Хита Леджера
и громкую рекламу, стал одним из провалов
года. И только фильм 2009 года, «Хатико:
Самый верный друг», ознаменовал возвращение
Лассе Халльстрёма на вершину режиссерского
Олимпа.
Критический анализ фильма «Шоколад»
Летом я посмотрела фильм «Шоколад»
Лассе Халльстрёма. Я думаю, это очень своеобразный
и необычный фильм. Даже не поймёшь, к какому
жанру он относится. Скорей всего, это драма
с лёгким, едва заметным оттенком арт-хауса.
Фильм оставляет после себя яркие, тёплые,
приятные впечатления. Фильм получил много
номинаций и большие сборы (71 миллион долларов
в США и Канаде, а также 136 миллионов долларов
в мировом прокате).
Данный фильм является экранизацией
одноименного романа Джоанн Харрис, вышедшего
в свет в 1999 году. Сама Джоан увлекается
изучением поваренного искусства, открывая
специфические секреты приготовления
одного и того блюда в разных регионах и странах.
Особое внимание она уделяет специям и ароматам,
ибо перцепция играет не последнюю роль
в человеческом восприятии. Немного корицы,
немного мускатного ореха, и человек почувствует
себя бодрым, ваниль и лайм — успокоят и снимут
напряжение.
Изначально относясь к картинам
Лассе Халлстрема настороженно и с некой
долей, как оказалось, неоправданного
скептицизма, я кардинально изменила свою
точку зрения. И виной тому фильм «Шоколад».
Абсолютно каждая работа Лассе
наполнена ароматами. Да-да, именно ароматами,
которые, как это ни чудно, способны проникать
сквозь экран, заполнять ноздри и буквально
переносить зрителя через столетия, события,
людей. Смешанные запахи помпезного величия
Венеции, просочившиеся от «Казановы»,
горьковатая смесь тревоги из «Корабельных
новостей» и искушающий своим магическим
ароматом «Шоколад».
Сонный городок, вынужденный
изо дня в день сталкиваться с одними и
теми же событиями, пребывая в уверенности,
что так и должно быть. Сонные жители, размеренно
бредущие по усыпанной гравием мостовой,
боящиеся даже взглянуть на витрину диковинного
магазина. И именно здесь, в этом заурядном
во всех отношениях месте, появляется
молодая женщина.
Главная героиня - Виенн, за роль
которой Жюльет Бинош была номинирована
на «Оскар», много путешествует, ни одно
место не может удержать её надолго. Она другая -
начиная от стиля одежды, не такого консервативного
и сдержанного, заканчивая взглядами на жизнь.
Какого быть другим, заявить о праве на собственное
мнение, отказаться следовать установленным
догмам? Быть собой обозначает заниматься
любимым делом, жить в своё удовольствие,
не посягая на свободу и мнение других. Всем
известно, что две принцессы в одном городе
не живут, а значит, одной из них придётся
покинуть город, либо отречься от престола.
Виенн восхитительно необычна
в этой серой массе. Она в одиночестве
воспитывает маленькую дочь и совершенно
этого не скрывает, несмотря на осуждающие
взгляды окружающих. Она не ходит в церковь,
значит ей нет нужды и блюсти пост, в отличие
от остальных. Она подобна яркой вспышке
дикого, необузданного пламени, вырвавшегося
на свободу.
И именно эта женщина за считанные
дни переворачивает жизнь не одного человека,
не побоявшегося зайти в её лавку. Именно
она - отчаянная любительница странствий
и новых знакомств, открывает неведомый
до этого горожанам мир - удовольствий,
исполнения желаний, и шоколада. Как оказалось,
он вовсе не так прост, как можно было себе
представить. Это целое таинство, влекущее
за собой страсть, горечь, чувственность,
желание.
Шоколад представлен Лассе
воистину панацеей от душевных бед, которым
болен практически каждый житель унылого
города. И хочется верить, что если сам
сейчас слопаешь пару конфет, проблемы
отойдут на второй план или совсем исчезнут.
И всё бы хорошо, если бы не один
пренеприятный граф, по совместительству
Мэр Ласкене, с пугающей периодичностью
досаждающий Виенн. Будучи в негласном
сговоре с новым священников, они всячески
очерняют и саму женщину, и её деятельность,
и её сладости. Не испытывают они симпатии
и к прибывшим пиратам, порицая их не меньше
последней.
Удивительно, но, взяв за основу
такую неопределённую и, на первый взгляд,
непроблематичную тему, режиссёр затронул
множество аспектов человеческой жизни.
Одиночество, страх, боль, шаткое семейное
благополучие, недопонимание, робость.
И, самое главное - неудовлетворённость.
Душевная, физическая - все мы испытываем
её хотя бы раз в своей жизни. И взять верх
над обстоятельствами, не позволить им
одержать победу позволяет такая доступная
штука, завёрнутая в прозрачную упаковку
и перевязанная серебристой ленточкой.
Одновременно просто и удивительно легко.
«Пират» Ру имеет весьма и весьма
приятное свойство походить на манящее
изделие из какао-бобов, которое лежит
почти рядом - стоит протянуть руку - в
хрустальной вазочке, набитой до отказа
конфетами, да не теми. Такая - только одна,
и тем больше искушает.
Молодой капитан не то чтобы
представительного вида заставил сердце
женщины биться чаще. Взгляд, что дорого
стоит, незатейливое «пощипывание» гитары,
всё та же отчаянная увлечённость в поисках
«своего» места. Всегда приятно найти
единомышленника, а когда он ещё и чертовски
хорош собой - чистое везение.
Но впереди ещё испытания. Одни
Виенн преодолевает с честью, другие просто
устаёт преодолевать. Жить под не отводимым
прессом - тяжкое бремя, и зачем его терпеть,
когда можно опять. Скрыться, исчезнуть,
прихватив чемоданы, ведь всё равно никто
не будет сожалеть…
Но так не бывает. Любого перекати-поле
где-то ждут и кто-то любит. Главное — набраться
терпения и поверить.
Ещё одна удивительная особенность
фильмов Халлстрема — сколько «большого»
есть в маленьком, на первый взгляд, человеке,
сколько настоящего и искреннего. Ограняя
своих персонажей, наделяя их способностью
думать и дышать, Лассе также обязательно
наделяет их способностью… Любить. Любить
и чувствовать, сопереживать и понимать,
и это делает отношения более откровенными,
более доступными, более глубокими.
Я уважаю Жюльетт. И с каждой
новой ролью проникаюсь к ней ещё большей
симпатией. И растёт она в геометрической
прогрессии. Представить себе на роль
Виенн другую актрису — сомнительно. Вдохнув
в свою героиню жизнь, вдохнув эмоции и
сдержанную, этакую «интеллигентную»
страсть, она настолько индивидуализировала
её, настолько искренне раскрыла, что и
мысли в голове не держалось не поверить.
Удивительной честности игра.
Не будь Джонни Деппом, если
бы нет-нет, а создатели фильма немножечко
не поэксплуатировали его образ мачо —
покорителя женских сердец. Ну совсем
чуть-чуть. А особенная женщина и влюбляться
должна в особенного мужчину, не так ли?
Джонни невероятно обаятелен в этом качестве.
В меру разнуздан, в меру обыден, в меру
хорош собой. Безусловно, яркий, безусловно,
необычный мужчина, безусловно — герой
романа для многих. И вот уже хочется оказаться
на месте Виенн, предаваясь мечтам о том,
что ещё сбудется, открыто и бесхитростно
улыбаясь в ответ на его таинственный
взгляд…
Персонажи, которые исполнили
Альфред Молина, Кэрри-Энн Мосс, Джуди
Денч и Лена Улин, не менее харизматичны.
Именно эти актёры совместно выложили
в один причудливый узор мозаику «Шоколада».
Критический анализ фильма «Казанова»
Лассе Халльстрём присоединяется
к довольно большой компании людей, впечатленных
жизнью знаменитого Джакомо Казановы,
философа, историка, юриста, денди, легендарного
любовника всех времен (все ипостаси перечислить
довольно трудно), и предлагает своё видение
некоторых событий его насыщенной жизни.
Это история о знаменитом ловеласе
и покорителе не одного десятка женских
сердец. Это история, которая разворачивается
в Европе 18 века, во времена, когда устраивались
балы-маскарады, во времена, когда мужчины
носили парики и аккуратненькие черные
туфельки на каблучках, когда вместо авторучек
писали письма и книги вручную, когда свет
исходил не от электрических ламп, а от
пламени свечи. Перед нами непростое время,
когда в Европе бушевала инквизиция, а
женщинам воспрещалось учиться, высказывать
свое мнение и зарабатывать на жизнь своим
умом.
Несмотря на такие непростые
времена, эта история очень проста и легка
на подъем, благодаря огромному количеству
комедийных сцен. И выбирая из трех главных
присвоенных картине жанров: драма, мелодрама,
комедия, основополагающим жанром окажется
именно комедия, потому как, создавая неповторимую
обстановку, которая господствовала три
десятилетия назад, фильм, в первую очередь,
пытается своего зрителя рассмешить, заставляя
героев в костюмах 18-ого века лазить по
крышам, скакать на лошадях, мчаться на
каретах и драться на шпагах.
Главный герой — Казанова, которого
блистательно сыграл Хит Леджер. Для его
героя любая женщина — легкодоступная
добыча, а он сам при этом изворотливый,
смекалистый и безумно обаятельный «добытчик».
Известный всем жителям Венеции, как любитель
женского общества, любовных утех и светских
вечеров. Так было до тех пор, пока он не
встретил Франческу (Сиенна Миллер).
Франческа — женщина, непохожая
на других, она ценит и уважает себя, в
первую очередь, как личность. Она интеллигентна,
умна, миловидна. Её пламенная душа жаждет
философии и рассуждений — того, что запрещается
произносить женщине, которая не считалась
в те времена равной мужчине. В её взгляде
ум и проницательность, она добивается
справедливости, бережет свою свободу
и мечтает о равенстве. И она непозволительная
роскошь и мечта для Казановы.
Еще один персонаж, который
оставил очень яркое впечатление, благодаря
нелепым и безумно смешным действиям на
экране — младший брат Франчески — Джованни,
которого сыграл Чарли Кокс. Этакий неискушенный
тихоня, робкий, замкнутый недотепа, который
своими действиями доставлял героям немало
проблем, а зрителям позволил вдоволь
над собой посмеяться.
Помимо великолепной актерской
игры, отлично подобранным костюмам и
наличию множества смешных эпизодов, хочется
отметить еще парочку моментов, которые
безумно украсили эту картину. Во-первых,
это наличие классической музыки практически
в каждом кадре, которая сопровождала
героев везде, где бы они не находились,
будь то бал, прогулка или бег по крышам.
Конечно, современные композиции мы навряд
ли могли здесь услышать и так, но главное
— то, как классика здесь идеально гармонирует
с тем, что происходит на экране, создавая
при этом дух Европы 18 веков.
Второй момент — дубляж. Голоса
подобраны идеально. Особенно голос главного
героя — Казановы. Александр Баргман,
который для российского зрителя привычно
озвучивает персонажей Джонни Деппа, здесь
озвучил героя Хита Леджера. И это точное
попадание.
Единственный маленький недостаток
картины — спецэффекты, их здесь не очень
много, но даже те, которые есть, выполнены
не очень качественно, особенно это бросается
в глаза в самых первых сценах, где очень
отчетливо видно, что корабли и вся набережная
Венеции 18 столетия сделаны благодаря
компьютерной графики. Но рассматривать
такого рода моменты, как существенный
недостаток, я бы не стала, всё-таки перед
нами не историческая драма, которая во
всех деталях зрелищно и широкомасштабно
изображает другую эпоху.