Круг православных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 09:19, реферат

Описание работы

Православные праздники, как и любые христианские праздники,— это дни церковных торжеств, связанные с воспоминанием и чествованием наиболее значимых для православных христиан библейских и исторических событий и лиц. Условно все христианские праздники можно разделить на общехристианские, которые признаются до халкидонскими, православными, католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквями, и частно-конфессиональные, характерные лишь для одного из четырех основных христианских течений. Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, задолго до схизм XI и XVI вв., что обусловило широту и степень их распространения.

Содержание работы

Введение
1 Круг православных праздников
2 Двунадесятые праздники
2.1 Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи
2.2 Вознесение Господне - в 40-й день по Пасхе
2.3 Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов - Троица -
в 50-й день по Пасхе
2.4 Крещение
2.5 Сретение Господне
2.6 Преображение Господне
2.7 Воздвижение Честного Креста Господня
2.8 Рождество Христово
2.9 Рождество Пресвятой Богородицы
2.10 Введение во храм Пресвятой Девы Марии
2.11 Благовещение Пресвятой Богородицы
2.12 Успение Пресвятой Богородицы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

круг православных праздников.docx

— 502.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Национальный  исследовательский Томский политехнический  Университет»

 

 

 

Институт

электронного обучения

 

Автоматизация технологических процессов

и производств (в нефтегазовой области)  
(впишите ваше направление)

 

 

 

 

 

 

Круг православных праздников 
(впишите тему вашей работы)

 

Реферат 

 

по дисциплине:

Культурология 
(впишите дисциплину)

 

 

 

 

Исполнитель:

 

студент группы

З-8Т22

 

Прокудин Михаил Станиславович

   
         

Дата сдачи

Руководитель:

 

преподаватель

   

Семенюк А.П.

   
           

 

 

 

Томск ¾ 2015

 

 

Введение

1     Круг православных праздников

2    Двунадесятые праздники

2.1  Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи

2.2 Вознесение Господне - в 40-й день по Пасхе

2.3 Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов - Троица -  

      в 50-й день по Пасхе

2.4 Крещение

2.5 Сретение  Господне

2.6 Преображение  Господне

2.7 Воздвижение  Честного Креста Господня

2.8 Рождество  Христово

2.9 Рождество  Пресвятой Богородицы

2.10 Введение  во храм Пресвятой Девы Марии

2.11 Благовещение  Пресвятой Богородицы

2.12 Успение  Пресвятой Богородицы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы привыкли к тому, что праздники – это дни отдыха и веселья. Но их смысл не только в этом. В первую очередь они связаны с чем-то особенным. Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего – день памятный, посвященный определенному событию. Так, есть церковные праздники в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, в честь Мира Ангельского и в честь святых.

Православные праздники, как и любые христианские праздники,— это дни церковных торжеств, связанные с воспоминанием и чествованием наиболее значимых для православных христиан библейских и исторических событий и лиц. Условно все христианские праздники можно разделить на общехристианские, которые признаются до халкидонскими, православными, католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквями, и частно-конфессиональные, характерные лишь для одного из четырех основных христианских течений. Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, задолго до схизм XI и XVI вв., что обусловило широту и степень их распространения. К ним в первую очередь относятся Рождество Христово и Пасха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Круг православных праздников

 

Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.

Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".

Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.

Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.

Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми".

 

2    Двунадесятые праздники

Двунадесятые (в переводе с церковно-славянского означает "двенадцать") праздники установлены в честь Иисуса Христа и Божией Матери. Двунадесятые праздники в свою очередь подразделяются на Господние и Богородичные.

К двунадесятым праздникам принадлежат:

 

2.1 Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи

 

Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. В России этот праздник называется еще Вербным воскресением, потому что в этот день принято приходить в церковь на Богослужение с цветущими веточками вербы. Мы приносим в церковь вербу в память о том, как некогда еврейские дети принесли зеленые пальмовые ветви, встречая Спасителя мира и Бога, торжественно въезжающего в Иерусалим.

Накануне этого дня Иисус Христос воскресил из гроба Лазаря, и об этом чуде сразу же заговорил весь город. Дети, вдохновляемые Святым Духом, прославляли Иисуса Христа как Мессию, а фарисеи, терзаемые завистью и из боязни потерять свое влияние, договаривались между собой об убийстве Богочеловека, поэтому все образы и песнопения праздничного Богослужения учат нас подражать святой простоте детей.

      (Вход Господень в Иерусалим)

 

2.2 Вознесение Господне - в 40-й день по Пасхе

Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека. После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.

Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Значение Вознесения сравнимо со значением Рождества Христова - родившись среди людей, Богочеловек возвысил человеческую природу своим снисхождением. Поднявшись же на небо, еще больше возвысил ее своим восхождением.

   (Вознесение Господне)

 

2.3 Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов - Троица - в 50-й день по Пасхе

День Святой Троицы, или Пятидесятница - у этого праздника не только два названия, но и две совсем разные иконы. Разница между иконами «Пятидесятница» и «Троица» в том, что в первом случае иконописцы изображают само евангельское событие, а во втором – суть этого события, которая состоит в том, что человечеству впервые были явлены все три ипостаси Бога.

(день  святой троицы)

 

2.4 Крещение

Полное название этого праздника: Святое Богоявление - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Особенность этого праздника составляют два великих водоосвящения, называемые так в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в неё Бога во плоти. Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освящённою на молебне крещенскую (Богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжёлых искушений - и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая "скаредные", то есть скрытые и даже "нечистые" места, и святыня пронизывает нашу жизнь.    

Один священник (Отец Михаил Немнонов) в проповеди сказал: "Но если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмёмся за дело. Конец любого дела - от Бога, начало - от нас".   

Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

 
  (Крещение  Господне)

 

2.5 Сретение  Господне

Сретение Господне - один из 12 главных праздников, и относится к древнейшим праздникам  Церкви, который завершает цикл рождественских праздников. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме еще не называлось самостоятельным праздником, а именовалось "сороковым днем от Богоявления (т.е. от Рождества)".

Известно, что в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные иерархи в разное время произносили вдохновенные проповеди. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа, в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В дни бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

(Сретение Господне)

 

2.6 Преображение  Господне

19 (6) августа  Православная Церковь празднует  Преображение Господа Иисуса  Христа. Его празднование восходит еще к IV веку, но его торжественное повсеместное отмечание началось только с XV века, когда папа Калликст III сделал его общим на всем Западе в честь победы малых сил христиан над большим войском Магомета II. Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем". Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера.  
Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями.

(Преображение Господне)

 

2.7 Воздвижение Честного Креста Господня

Все двунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельского круга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее, хотя по существу своему праздник этот наполнен тем же немеркнущим светом, сродным всем двунадесятым праздникам, и возводит сознание к славе искупительного подвига Христова. Празднуется день обретения Креста Господня и в более общем, в более всеобъемлющем смысле, прославляется в этом празднике самый крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Празднуется Крест, поднятый над вселенной и освятивший мир.

Информация о работе Круг православных праздников