Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 09:19, реферат
Православные праздники, как и любые христианские праздники,— это дни церковных торжеств, связанные с воспоминанием и чествованием наиболее значимых для православных христиан библейских и исторических событий и лиц. Условно все христианские праздники можно разделить на общехристианские, которые признаются до халкидонскими, православными, католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквями, и частно-конфессиональные, характерные лишь для одного из четырех основных христианских течений. Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, задолго до схизм XI и XVI вв., что обусловило широту и степень их распространения.
Введение
1 Круг православных праздников
2 Двунадесятые праздники
2.1 Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи
2.2 Вознесение Господне - в 40-й день по Пасхе
2.3 Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов - Троица -
в 50-й день по Пасхе
2.4 Крещение
2.5 Сретение Господне
2.6 Преображение Господне
2.7 Воздвижение Честного Креста Господня
2.8 Рождество Христово
2.9 Рождество Пресвятой Богородицы
2.10 Введение во храм Пресвятой Девы Марии
2.11 Благовещение Пресвятой Богородицы
2.12 Успение Пресвятой Богородицы
Заключение
Список использованной литературы
(Воздвижение Честного Креста Господня)
2.8 Рождество Христово
Рождество
Христово, день, когда Спаситель явился
в наш мир – великое для каждого христианина
событие. Чувством радости и ликования
наполнены как церковное Богослужение,
так и иконы праздника.
Основными источниками иконографии Рождества
Христова являются Евангелие и церковное
предание. Самые ранние сохранившиеся
изображения Рождества Христова можно
увидеть в катакомбах древнего Рима и
на христианских саркофагах, которые относят
к IV веку.
На Руси
образы Рождества были чрезвычайно популярны.
Русские иконописцы следовали византийской
традиции, но дополняли её различными
подробностями: славословящие Христа
ангелы, омовение Младенца, бегство Святого
семейства в Египет. Преподобный Андрей
Рублёв, Феофан Грек, Дионисий – знаменитые
иконописцы не только Русской Церкви,
но и всего Православия, оставили замечательные
примеры иконографии Рождества Христова,
которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской
галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой
лавре.
(Рождество
Христово)
2.9 Рождество Пресвятой Богородицы
Настоящее в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира, - писал в IX веке святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Рождество Пресвятой Богородицы - итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества.
Праздник Рождества Богородицы вводит человека в совершенно особый круг идей и размышлений. Путем длинного ряда поколений Промысел Божий подготавливал для себя на земле этот сосуд Божества. «Преблагословенная Мария, происходя по прямой линии от Авраама и Давида, в числе своих предков считает ветхозаветных патриархов, вождей и царей иудейских. Таким образом, если достойные уважения доблести, душевные свойства и заслуги усвояются и доставляют в миру уважение имени их потомков; то вера, кротость, мужество, терпение и другие добродетели рода Аврамова и Давидова в самом рождении Девы Марии украсили Ее имя».
(Рождество Пресвятой Богородицы)
2.10 Введение во храм Пресвятой Девы Марии
Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник трепетной тайны. Тайны Божией Матери, Которая хранит сокровенное от создания мира. Нам уже показано, что с нами Бог, что Он — Эммануил, что Он идет с нами. «Слыши дщи и виждь и приклони ухо Твое». Как восходила Она по ступенькам Иерусалимского храма в Духе Святом, так быстро идет Она по холмам Иудеи к Своей родственнице Елизавете сразу же после того, как приняла во чреве от Духа Святого. Она проходит через Самарию, Ее торопит любовь. Она как искра, бегущая по земле. Искра радости, любви, света, которая хочет скакать и распространяться везде. Наша радость сегодня в том, что нам открывается Ее тайна. Самая великая радость, самая великая тайна. Когда, кажется, все уже безнадежно, когда наступает конец времен и охладевает во многих любовь, Бог уготовляет нам эту нечаянную радость. И каждый из нас может радоваться сегодня, как ребенок, приготовивший на праздник подарок для матери. Он зовет своих братьев и сестер, весь дом уже знает об этом и наполняется ожиданием. Еще можно сказать, что сегодня мы все как дети, у которых нет ничего, чтобы купить на праздник отцу, — потому что у детей действительно нет ничего. Но мать покупает для них столько, сколько позволяет ее любовь к ним и к их отцу, чтобы у всех была радость.
(Введение во храм Пресвятой Девы Марии)
2.11 Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы.
(Благовещение Пресвятой Богородицы)
2.12 Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) - один из двенадцати великих церковных праздников, так называемых «двунадесятых». Церковное предание сохранило память о земной жизни Божией Матери после Воскресения Христова и о Ее кончине, которая сравнивается со сном - по-славянски "успением".
Матерь Божия жила в доме апостола Иоанна Богослова, который заботился о Ней, как сын. Мария стала для всех учеников Христа общей Матерью. Она вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия часто посещала те места, где бывал Спаситель. Со временем все чаще Она молилась о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо.
Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил с необыкновенной финиковой ветвью в руке. Он сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну. После этого Она стала готовиться к кончине. Апостолов в это время не было в Иерусалиме: в разных местах земли они проповедовали Христа. И вот Господь чудесным образом собрал их всех к Ней. Отсутствовал при Успении один апостол Фома. Все были в несказанной печали, но Матерь Божия утешала их, обещая не оставлять их и после Своей кончины.
(Успение Пресвятой Богородицы)
Заключение
Во главе «праздничного круга» Русской православной церкви - Пасха, наиболее почитаемый христианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них - три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа, в зависимости от того, когда отмечается Пасха, исчисляемая по лунному календарю. Это Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье). Девять праздников - непереходяших, за каждым из них закреплен определенный день в календаре. Это Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово.
За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.
Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.
Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.
Использованная литература
2 Основы религиоведения: Учебник для вузов / Под ред. И.Н. Яблокова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1998