Культура Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вплоть до недавнего времени многие вопросы истории Башкортостана оставались слабоизученными. В особенности много было проблем по древней и средневековой истории края. Лишь в последние десятилетия историки приступили к обстоятельному изучению прошлого башкир.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Основная часть, культура РБ………………………………………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3

Основная  часть, культура РБ………………………………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..16

Список  использованной литературы…………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вплоть до недавнего времени  многие вопросы истории Башкортостана  оставались слабоизученными. В особенности  много было проблем по древней  и средневековой истории края. Лишь в последние десятилетия  историки приступили к обстоятельному изучению прошлого башкир. Основная причина  слабой изученности ранних периодов истории башкирского народа заключается  в недостатке источников. Исследователи  истории народов черпают сведения в основном из двух источников: это  сочинения древних историков, путешественников и данные археологии. Башкиры испокон  веков жили на Южном Урале, тем  самым их теория оказалась вне  пределов обычных маршрутов восточных  и европейских путешественников. Лишь один Ахмед ибн – Фадлан, посетивший Приуралье в 922 г., оставил  описание древних башкир. В сочинениях же ибн–Русте, Масуди, Рубрука, Карпини  сведения о башкирах почерпнуты из недошедших до нас сочинений. Они  отрывочны и, более того, чрезвычайно  противоречивы.

С присоединением к России те или  иные стороны жизни башкирского  общества начинают находить регулярное отражение в различного рода актах  и иных документах. После присоединения  в крае побывало много русских  ученых, путешественников и писателей. Башкортостан привлекал внимание своими просторами, богатой природой, любопытной этнографией, а также своеобразным расположением – на стыке Европы и Азии. Побывали в Башкортостане  и научные деятели из–за рубежа. Их поражала первозданность взаимоотношений  коренных жителей Южного Урала.

Британский путешественник Маккензи Уоллес отмечал: «В продолжении всех своих странствий я не встретил такого добродушного и гостеприимного приема, как у мусульманских башкир». В XVIII в. организуется несколько экспедиций для исследования края. В 1734 г. в составе Оренбургской экспедиции, которую возглавлял И. К. Кирилов, в Уфу приезжает И. П. Рычков, первый в России член – корреспондент Академии наук. В результате многолетнего изучения природы, экономики и хозяйства Оренбургского края, Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкортостана. Во второй половине XVIII в. Российская Академия наук организовала две экспедиции в районы Поволжья и Западной Сибири. Первую экспедицию (1768–1974) возглавлял академик П.С. Паллас, вторую (1768–1972) академик И.П. Лепехин. Обе экспедиции побывали и в Башкортостане. Ученые собрали обширный материал о естественных богатствах Южного Урала, охарактеризовали этнографию.

В начале XIX в. вышел обстоятельный труд «Хозяйственное описание Пермской губернии». Здесь довольно–таки подробно говорится о пермских башкирах. В середине XIX в. была опубликована книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии». Автор сообщает много интересных сведений о быте башкир. По фактическому материалу данная работа не утратила своей ценности и в наши дни. Среди научных исследований, вышедших в конце XIX в., наиболее значительным является труд В.М. Флоринского «Башкирия и башкиры». В данный период вышел еще ряд интересных работ – это «К этнографии башкир» П.С. Назарова, «Башкиры» А.Е. Алектарова и монография Д.П. Никольского «Башкиры» В 1925 г. вышла первая этнологическая монография о башкирах. Это работа С.И. Руденко «Башкиры». Она была переиздана в 1955 г.

В последние  годы в научный оборот были включены интереснейшие документы. Этими  документами оказались башкирские шежере (родословные или генеалогические  летописи). Составление и знание родословной сначала было необходимостью. Эта необходимость диктовалась  обычаями патриархально–родовых отношений, необходимостью устранения кровосмешения. Башкир должен был знать имена  своих предков до 10–15–го колена. Впоследствии башкирский просветитель – демократ Мухаметсалим Уметбаев в этой связи подчеркивал: «Башкиру необходимо знать три вещи: первое – свое происхождение, т.е. свой род, второе – объяснение звезд по названиям и третье – знание легенд и песен.. .»

Уже в период господства патриархально  – родовых отношений шежере стали  перерастать свое первоначальное назначение. Они стали сопровождаться рассказами о событиях, которые происходили  при жизни того или иного предка. Тем самым они стали превращаться в своеобразную историю рода и  племени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1. Древняя территория башкир охватывала современный Башкортостан, а также часть Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, Самарской и Саратовской областей, восточные районы Татарстана и северозападные районы Казахстана. Другими словами, древняя территория проживания наших предков включала в себя часть Среднего Урала, весь Южный Урал, Зауральскую низменность, а также Приуралье. Именно такая обширная территория позволяла башкирам вести кочевой образ жизни.

Первые века первого тысячелетия  до н. э. ознаменовались установлением  тесных связей между скотоводческими  племенами Приуралья и оседло–земледельческими  племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных преград для передвижения, складываются крупные племенные  объединения с общей культурой. Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты. Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под названием ананьинской культуры.

Формирование народа происходило  в результате длительного исторического  процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В  результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная  полоса Южного Урала служила своеобразным мостом для передвижения между Европой  и Азией, связующим звеном этих континентов. Отсюда сложность вопроса о коренных жителях.

В III в. н.э. начинается «Великое переселение народов», которое было вызвано движением гуннов на запад. Это процесс не обошел и территория Южного Урала. С IV в. начинается массовое проникновение кочевых племен в Поволжье и Западный Башкортостан. С гуннами свое происхождение связывают башкиры минских родов. В VII – IX вв. происходит расселение на Южном Урале племен бурзян, тангаур, усерган. До этого они ходили в Печенежско–Огузкое племенное объединение. Первоначальным местом своего расселения башкиры этих племен считали долину реки Сыр–Дарьи, берега Аральского моря. С печенежско–огузким временем этнической истории башкир связано появление этнонима «башкорт». «Корт», «курт» на древнем огузком языке означает «волк». Среди южных башкир широко распространена легенда: мифический волк был предводителем башкир в период их переселения с Сыр–Дарьи на Южный Урал. Поэтому они почитали волка как свой тотем.

Тесные этнические связи башкир с югом усилились в эпоху переселения  в южно–уральские степи половцев (или кыпсаков). В XI в. в Восточной Европе половцы образовали обширное племенное объединение. Осколками кыпсакского (или куманского) племенного объединения являются башкирские племена кыпсак, тамъян – на юго–востоке, канлы – на западе.

Активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана  повлияло на этнический состав этой части  края. Северо–запад заняли племена  байляр, буляр, гайна, танып, гирей, еней и др.

Во второй половине IX в. мадьяры, теснимые огузами и печенегами, покинули Приуралье и ушли в Венгрию. До ухода с Приуралья мадьяры были соседями башкирских племен, находились с ними в тесном этническом контакте. Часть башкирских племен ушла с мадьярами, а часть мадьяр остались в Башкортостане. Об этом свидетельствует название и состав племен Юрматы. Согласно преданиям, на заре истории башкир произошла их борьба с мадьярами, в результате чего мадьяры вынуждены были покинуть Южный Урал.

В XII – XIV вв. в процесс башкирского этногенеза включаются тюркские и монгольские племена, т.е. те племена, которые пришли в составе татаро–монгольских завоевателей. В составе северо–восточных башкир (айлинцев, катайцев) довольно–таки значителен монгольский этнический компонент. Вместе с тюркскими племенами часть северо–восточного Башкортостана заняли сальюты. Это племя также этнически восходит к монголам.

Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с  тем, что в формировании народа, в  сложении его материальной и духовной культур участвовали разнородные  этнические группы. Определенный след в этническом облике не только башкир, но и остальных народов Восточной  Европы оставили монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных  угро–финских народов. Возникновение  экономических и культурных связей между отдельными районами древней  территории Башкортостана содействовало  стиранию резко выраженных племенных  особенностей. В условиях становления  феодальных отношений наметилась тенденция  к объединению, к слиянию племенных  групп Южного Урала и Приуралья  в одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II – Х вв. в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко–язычные племена.

2. История культуры любого народа не будет полной без учета религии, ибо религия до известной ступени развития общества была основной идеологией. Поэтому она проникла во все сферы деятельности человека, в той или иной мере сопровождала его от рождения до последнего дыхания.

Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Обожествление сил и явлений  природы – характерные черты  древних верований башкир.

Памятники народного эпоса указывают  на древние космогонические представления  башкир. В некоторых произведениях  солнце предстает в образе женщины, а луна – мужчины. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям. По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет превращается в аждаху, которая, достигнув пятисотлетнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека.

Как и другие тюркские племена, башкиры  верили в самостоятельное существование  и бессмертие души. По поверьям, когда  человек спит, душа на время оставляет  тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться.

Ислам начинает проникать в Башкортостан в X в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. В Башкортостане ислам распространялся купцами, мусульманскими миссионерами из средней Азии и Волжском Булгарии. Наибольшее распространение ислам получает при господстве Золотой Орды. Он насаждался силою оружия. Оккупированная монголе – татарами территория была разделена между потомками Чингисхана. Улус (поместье, владение) его старшего сына Джучи лежал к западу ль Иртыша (включая в себя Приуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сырдарьи) до Новгородских земель на севере. Этот улус Джучи назывался «Кыпсакским ханством), а в русских летописях – Золотой Ордой. Под игом Золотой Орды находился и Башкортостан.

Наибольшее распространение ислама в Башкортостане происходит в  эпоху господства Золотой Орды. Но, несмотря на бесспорные успехи ислама, народные массы продолжали упорно держаться  старых верований. Даже, тогда когда  ислам сделался господствующей религией в Башкортостане, пережитки старых религиозных представлений были долго еще живы в народном сознании.

3. Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось добровольное присоединение к Русскому государству.

Для объективной оценки этого важнейшего события в судьбе башкир необходимо хотя бы в общих чертах представить  историческую обстановку того времени. После освобождения от монгольского ига могущество Русского государства  начинает, быстро расти. Однако на Востоке  еще не было спокойно. Казанское  и Астраханское ханства своими постоянными  набегами разоряли русские земли, уводили  многих в плен. Казанское ханство  держало в своих руках волжский торговый путь и тем самым препятствовало общению России со странами Востока, народами Поволжья и Приуралья. Интересы дальнейшего развития государства  требовали принятия решительных  мер против Казани. И царь Иван Грозный  организовал военный поход. Ожесточенная борьба за взятие Казани продолжалась с 25 августа до конца сентября 1552 г. С взятием Казани (2 октября 1552 г.) самостоятельное существование  Казанского ханства прекратилось. Иван Грозный обратился к народам  бывшего Казанского ханства с  грамотами. В них он призывал добровольно  принять русское подданство и  платить ясак (дань). Он обещал не трогать  их земли, религию и обычаи, т.е. оставить все так, как было до монгольского нашествия. Плюс к тому обещал защиту и покровительство от всех врагов. Здесь проявилась дальновидная и  осторожная политика царя. Он правильно  рассчитал, что башкиры, разоренные бесконечными феодальными распрями, сами добровольно примут его разумное и здравое предложение.

Гибкая дипломатия Белого царя, как  называли Грозного башкиры, дала свои результаты: они с одобрением встретили  его предложение. Но в условиях политической раздробленности присоединение  не могло произойти единым актом. Оно растянулось на несколько  лет. Первыми принимают русское  подданство в конце 1554 г. племена  Западного Башкортостана, т.е. те, которые  ранее входили в состав Казанского ханства. В связи с казанскими событиями пределы Башкортостана  спешили покинуть ногайцы. Они воевали  в то время с минцами и пытались силой заставить их откочевать вместе с ними. Однако ногайцы встретили  упорное сопротивление. Об этом свидетельствуют  шежере. В нем говорится, что башкиры  единодушно выразили свое мнение: не следует оставлять земли предков. Минцы с одобрением встретили предложения Грозного и послали к царю четырех послов во главе с Канзафар бием.

Информация о работе Культура Башкортостана