Культура Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вплоть до недавнего времени многие вопросы истории Башкортостана оставались слабоизученными. В особенности много было проблем по древней и средневековой истории края. Лишь в последние десятилетия историки приступили к обстоятельному изучению прошлого башкир.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Основная часть, культура РБ………………………………………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

Почти одновременно с минцами снарядили  своих послов и юрматынцы во главе  с Татигас бием. Объединенные послы  были направлены от племени усерган (представитель Бикбау), бурзян (Илчикей  бий), кыпсак (Каракузяк), тамъян (Шагали–Шакман). Весной 1557 г. процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства  завершился. Послы получили почетное звание «тархан» и были освобождены  от уплаты ясака. При юридическом  оформлении присоединения были оговорены  условия: башкиры обязаны были нести  военную службу – охранять восточные  границы, участвовать в военных  походах вместе с русскими и платить  ясак.

Присоединение в целом имело  прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством  Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными  войнами. Все это положительно сказалось  и в хозяйстве, культуре края. Русские  крестьяне переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. Под их влиянием башкиры  переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства.

Башкиры с одобрением встретили  присоединение. Об этом свидетельствуют  произведения устного народного  творчества. В эпическом сказании «Кусяк бий», например, повествуется о  том, как враждовали племена бурзян и кыпсак. В конце подчеркивается, что подобным раздорам был положен  конец лишь после подданства Белому царю. А вот следующее сказание «Куз–Курпяч и Маян–Сылу» отличается в этом отношении противоречивостью. Присоединение оценивается отрицательно, а Белому царю дается положительная  характеристика. Это, видимо, связано  с разновременным наслоением, т.е. произведение создавалось кусками в разное время и подход того или иного  автора к одним и тем же событиям был различным.

Фольклорные произведения, письменные памятники убедительно показывают, что в момент присоединения это  событие оценивается весьма положительно.

Присоединение к Русскому государству сопровождалось строительством крепостей и городов. Это в целом сыграло положительную  роль в развитии культуры края, хотя власти, в первую очередь, преследовали свои интересы. В отношении же основания  города Уфы цели обеих сторон совпали. Правительству был необходим  опорный пункт для укрепления своей власти в Сибири, башкирам накладно было возить ясак в Казань.

В данную эпоху наблюдается дальнейшее развитие традиционных жанров башкирского  фольклора: сказок, легенд, сказов, песен, байтов, загадок, пословиц и поговорок. Исследователи края подчеркивали, что  дар сказки сказывать, песни петь, издавна присущ башкирскому народу. Идея познания мира, проникновение  в тайны природы и использование  ее богатств составляет существенную сторону волшебных сказок. В этом отношении характерна сказка «Акъял батыр». Бытовые сказки интересны  тем, что в них можно найти  такие подробности, о которых  невозможно узнать ни в каких источниках. Они показывают кочевую жизнь  древних башкир: скотоводство, охоту, условия быта.

Обширное место в народном творчестве занимают легенды, предания. Они повествуют об исторических событиях, как правило, связанных с местностью, где происходили  рассказываемые в них истории. Очень  часто они служат ключом к объяснению непонятного уже названия местности  или селения.

Национальные музыкальные инструменты  у башкир очень своеобразны. Самобытностью  выделяется, прежде всего, курай. Время  возникновения курая наука связывает  с эпохой палеолита. А в «Сказке  о курае» приводятся очень интересные детали, которые указывают, каким  образом простой тростник привлек  внимание башкира. Строй курая говорит  о том, что музыкальная культура башкир была богатой и в древности. Несмотря на кажущуюся простоту на нем можно исполнять самые сложные мелодии.

Приятным, мелодичным звуком привлекает внимание и кубыз (губной варган). Археологи  связывают его появления с  эпохой позднего неолита. Инструмент главным  образом женский. Встречаются две  разновидности кубыза: деревянный и  металлический.

Выделяется и струнный щипковый инструмент – домбра. Под ее аккомпанемент  сэсэны в кубаирах прославляли подвиги  батыров, воспевали красоту родной земли, призывали на борьбу против колониального  гнета. Возможно, это явилось одной  из причин исчезновения домбры у башкир. Кыл–кумыз, дунгур (децгер, ударный) и  сурнай, упоминаются в фольклорных  произведениях. Так, звуки сурная собирали народ на йыйыны. Звуки сурная использовали, таким образом, как сигнал.

4. Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмэ). Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоком. Стены юрты высотой около 170–180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок. Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг. Каркас крыши состоял из жердочек, насажанных верхними концами в купольный круг и соединенных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5–6 метров.

Благодаря высоким теплоизоляционным  свойствам войлока, юрта одинаково  надежно защищала и от холода, и  от летней жары. Для обогрева и приготовления  пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Другим типом жилища был бревенчатый  срубный дом. В северной части  Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились  и у кочевников, которые ставили  их на зимниках, а кое–где, в первую очередь в долинах горных рек, также и на местах летних кочевий.

Бревенчатая башкирская изба в начальных  порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной  юрты. В ней сооружали большие  нары, чего не было в юрте, но убранство  нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали  кошмами и паласами, на одном конце  на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные  войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный  камин с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину, бычий пузырь, через который  едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили  глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или  плетня. На летовках такие постройки  для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен  конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения  башкир были разнообразны. В этом сказалось  разнообразие природных условий  края и то обстоятельство, что в  процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные  этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.

В соответствии с укладом хозяйства  основу пищевого рациона большей  части башкир составляли мясные и  молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и  осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и  коптили. Особым лакомством считались  казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса.

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую  роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока –  кумыс, который тоже заготовляли  на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая  кухня. Видимо, к глубокой старине  восходит традиция потреблять зерна  в цельно – каленом виде. К  древнейшим блюдам относится кужэ –  род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна  дробили в ступах или размалывали  в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талкан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане. Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из–за незначительных масштабов земледелия, был невелик.

В пищевой рацион башкир входили  продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких  животных и зверей, птиц, а также  рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди  сладких блюд занимал мед. Как  и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них  сушили, другую консервировали в масле  меде, а из клубники, земляники и  смородины делали пастилу.

Условия кочевой жизни требовали  и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры  считали шкуры скота. Как и  другие кочевники, они умели снимать  шкуру животных без разрезов линии  ног и живота. Из такой шкуры  делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока.

Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные  ткани.

Башкирский костюм многообразен и  богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые  чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный кашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах  подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник нашивали разнообразные  серебреные бляхи. На северо–востоке Башкортостана головным убором женщин стал Кушьяулык. В старину здесь  также носили налобники.

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень, его мог заменить и билбау. В  целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью и простотой, и в то же время праздничные  костюмы удовлетворяли самые  изысканные вкусы. Складывалась она  на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Заключение

Итак, башкирский народ данного  периода являлся кочевым. В XIII веке, при хане Узбеке, ими был принят ислам, как государственная религия. Но, в то же время оставались и пережитки язычества. Основным типом жилища была войлочная юрта. Также, строились и срубные дома, дома из глины. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Также у башкир сложилась и земледельческая кухня. Единая по своей системе тюркоязычная литература Урало - Поволжья пока еще не дифференцировалась на самостоятельные национальные литературы. В ней преобладали черты абстрактного традиционализма восточных литератур, общие мотивы и сюжеты. Национальные литературы в Урало – Поволжье – явления более позднего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли.  – Уфа, 2001.
    2. Иванов В.А. Откуда ты мой предок? СПб., 1994.
    3. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в./Под ред. Усманова Х.Ф. – Уфа, 1997.
    4. История и культура Башкортостана/ Автор-составитель Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001.
    5. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
    6. Масленникова Т.А. Художественное оформление башкирского жилища. – Уфа, 1997.
    7. Страницы истории культуры. Уфа, УГНТУ, 1998.
    8. Хусаинов Г. Духовный мир башкирского народа. – Уфа, 2003.
    9. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.
    10. Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII – XIX вв. – Уфа, 1998.

Информация о работе Культура Башкортостана