Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

1 Древнеегипетская письменность
Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.
Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

Культура Древнего Египта

1 Древнеегипетская письменность

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело  к тому, что система письма стала  с течением времени упрощаться. Отдельные  картинные знаки, служившие для  обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек, дерево, отвлеченное понятие и т. д.).

2. Литература

Египетская литература восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет  египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные  жанры. Для египетской литературы характерно длительное сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, что явилось результатом консерватизма  религиозной идеологии, в значительной степени пропитывающей почти всю литературу.

К глубоким истокам устного  народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные  из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение  простых земледельцев. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Злая жена и невинный юноша, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдающего праведника — эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов.

Описания путешествий

Установление экономических  и культурных связей Египта с соседними  странами, в частности с районами Передней Азии и с областями Восточной  Африки, находит своё отражение в  новом жанре художественной литературы — в описаниях путешествий. В  «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя. Страшная буря разбивает  корабль и выбрасывает смелого  мореплавателя на таинственный «остров  духа». Путник находит здесь роскошную  природу, чудесные плоды, обилие рыб  и птиц. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми клыками, собаками, обезьянами и отпускает в Египет.

Религиозная поэзия. Литература древних египтян была самым тесным образом связана с религией, поскольку  религия была господствующей формой идеологии в Египте. К тому же произведения собственно религиозной  литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворённым царям и разнообразные религиозно — магические тексты, связанные  с заупокойным ритуалом.

Поучения

Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся  главным образом к Среднему и  Новому царству, но некоторые из них  восходят к периоду Древнего царства. В «Поучении Птакотепа», содержащем изречения «жителей мудрости», правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам.

Та же мысль о необходимости  укрепления существующего строя  красной нитью проходит через  два знаменитых «Поучения». Одно из них приписывается Ипусеру, а другое — Неферти. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери — ка — Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время.

Светская и  религиозно — философская поэзия

В некоторых художественных произведениях звучат ноты неверия  в загробную жизнь и призыв наслаждаться всеми прелестями земной жизни.

В период Среднего царства  протест против всего уклада жизни  того времени нашёл своё отражение  в диалоге, который обычно называют «Беседа разочарованного со своей  душой». В словах автора звучит глубокий пессимизм человека,

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного  совершенства. Литерарурные произведения не только поэтические, но порой и прозаические, облекались в ритмическую форму. Авторы ставят своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Большое значение придавалось внутренним созвучиям, рефренам, аллитерциям, ассонасам.

Отличительными чертами  поэтической речи являются яркие  художественные образы и поэтические  сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Разгневанный фараон говорит, что он стал подобным «змее в пустыне». Большое значение придавалось литературному стилю.

Уже в прикладном искусстве  первобытных общин, в росписи  глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются  характерные черты египетского  искусства — стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к  выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического  воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, — Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и  почти геометризованная статичность  — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого  царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного  и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные  статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело лицо человека в динамике

Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых».

В искусстве возник новый  художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил  до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи.

Научные достижения Египта

Развитию вычислительного  дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная  разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов  на пирамидной кладке). Необходимость  вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц  из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних  египтян было сделано в области  физики - для умень- шения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пира-мид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изо- бретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт.

Периоду Среднего царства  принадлежат первые математические и медицин- ские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понима-нии этого слова). Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах).

Физика - изобретены водяные  часы (карманные, нашейные египетские часи- ки, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами). Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных про-мыслов пустыни

Две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти. Власть фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче.

в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет 
Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать 
“домом вечности” фараона. Могущественные самодержцы принуждали многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год – высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники – и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя. Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково “ненормальной” для всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи. 
Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как “искусство оформления смерти”.

Заупокойный культ в Древнем  Египте не был культом смерти, а  как бы отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы смерть – явление ненормальное – не нарушала бы красоты жизни. “Смерть ужасна, когда покойника  не ждет достойное погребение, позволяющее  душе вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где  прах 
“заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем ритуальным обрядам.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой  мощи фараона были пирамиды, и поэтому  зодчество стало ведущим видом  искусства в 
Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры.

Грандиозные каменные постройки  – гробницы фараонов, пирамиды были созданы уже во время Древнего царства. Они состояли из подземной  части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Такие гробницы современные египтяне, говорящие по-арабски, называют “мастаба”, что значит 
“скамья”. Это название удержалось и в науке. Мастаба времени I династии имела вид дома с двумя ложными дверями и двором, где приносились жертвы. 
Этот “дом” представлял собой облицованный кирпичом холм из обломков камней и песка. Для гробниц фараонов применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась, в ней появились коридоры, залы и кладовые

Грандиозные каменные постройки  – гробницы фараонов, пирамиды были созданы уже во время Древнего царства. Они состояли из подземной  части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Такие гробницы современные египтяне, говорящие по-арабски, называют “мастаба”, что значит 
“скамья”. Это название удержалось и в науке. Мастаба времени I династии имела вид дома с двумя ложными дверями и двором, где приносились жертвы. 
Этот “дом” представлял собой облицованный кирпичом холм из обломков камней и песка. Для гробниц фараонов применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась, в ней появились коридоры, залы и кладовые.

Царские гробницы были местом культа умершего фараона. На этот культ  был перенесен ряд пережитков тех представлений, согласно которым  считалось, что предводитель племени  является магическим средоточием благосостояния всей общины, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов  будет и впредь охранять свое племя. Каждая из пирамид в Гизе была окружена определенным архитектурным ансамблем, который вместе с самой гробницей  представлял собой так называемый “город Мертвых” – архитектурное  воплощение заупокойного культа. 
Пирамида стояла в центре двора, стена которого как бы подчеркивала особое положение пирамиды, отделяя ее от окружающих построек. Этого впечатления не нарушали и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки цариц, разница их масштабов по сравнению с пирамидой фараона лишь усиливала впечатление величины последней. К восточной, сакральной стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Первый храм, служивший входом ко всему комплексу, стоял как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко запланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родными.

Информация о работе Культура Древнего Египта