Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:09, реферат
1 Древнеегипетская письменность
Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.
Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.
Египтяне верили, что тело должно быть сохранено для продолжения жизни души в потустороннем мире. В связи с этим в Египте повсеместно развивается стремление сохранить тела умерших или хотя бы их головы. Сухой климат страны особенно способствовал развитию подобных стремлений. Сдесь не ограничивались сохранением черепов или бальзамированием голов умерших предков, а постепенно в итоге длительных поисков выработали сложные приемы общей мумификации трупа. Все это связано с представлением о двойнике человека, по-египетски “ка”, который, по верованиям египтян, является отражением тела, его “духом”, вместилищем жизненной силы. Так как мумификация не всегда достигала цели и прах фараона или вельможи мог истлеть, уже при первых династиях египтяне пытаются заменить тело его копией – статуей из “вечного” камня. Если создать нерушимое подобие властителя, то можно быть вдвойне уверенным в его вечном существовании. И потому в Древнем Египте скульптора называли “санх”, что значит “творящий жизнь”. Так скульптура – один из видов изобразительного искусства – с самого начала египетской истории развивается в зависимости от заупокойного культа.
Представления и верования
египтян определили и требования,
предъявлявшиеся к скульптуре. “Строгие
фронтальные позы заупокойных статуй
знати однообразны, раскраска этих
скульптур условна. Поставленные в
нишах молелен мастаба или в особых
небольших закрытых помещениях позади
молелен, эти статуи изображают умерших
либо стоящими, либо сидящими на кубообразных
тронах. У всех статуй прямо поставлены
головы, почти одинаково расположены руки
и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских
фигур окрашены в кирпично- коричневый
цвет, женских – в желтый. волосы у всех
черные, одежды белые.”
(5) Однообразие поз статуй, единство иконографических
элементов скульптур было вызвано их ритуальным
назначением. Статуи должны были оставаться
одинаковыми из поколения в поколение
и передавать сходство с умершими, тела
которых они заменяли. Несмотря на несомненную
портретность лиц, на всех из них – одно
и то же выражение торжественной монументальности
и строгого спокойствия. Это можно отчетливо
видеть на статуях вельможи Ранофера,
царевича Рахотепа и его жены Нофрет эпохи
Древнего царства.
Религиозноанимистические представления
о двойнике, связанные с необходимостью
оживления статуи, несомненно, привели
египетских скульпторов и к употреблению
инкрустированных вставных глаз. Так,
например, радужная оболочка в статуях
Рахотепа и Нофрет сделана из серовато-голубого
халцедона. Поразительна жизненность
взгляда этих серо-голубых глаз. Этот иллюзионизм
в портрете Древнего царства, сама эта
идея вневременности связаны с религиозно-магическими
представлениями. Реалистическая фиксация
действительности ограничена до известных
пределов религиозным представлением
образа.
Резко противоположны по своему
характеру статуям царей и
вельмож статуэтки слуг и рабов,
помещавшиеся в гробницы знати для
обслуживания умерших в загробной
жизни. Сделанные из камня, а иногда из
дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки
изображают людей, занятых различными
работами.
Выполненные вне требований канона, самыми
простыми средствами, эти статуэтки отличаются
яркой выразительностью.
Важное значение придавалось
также рельефам и росписям, покрывавшим
стены гробниц и храмов. Содержание их
было определено назначением. “Рельефы
и росписи в заупокойских царских храмах
содержали, с одной стороны, сцены, прославившие
царя как могучего владыку, – битвы, захват
пленных и добычи, удачные охоты – и как
сына бога (царь среди богов), а с другой
– ритуальные изображения, целью которых
было доставить царю загробное блаженство.
Таким образом, искусство,
подчиненное требованиям заупокойного
культа, имело для египтян эстетические
нормы, полностью отличные от тех, которые
мы сегодня связывали с понятием “ искусство”.
Древнеегипетское искусство не предназначалось
для созерцания, его назначением было
служить душам умерших и той вечной жизни,
которая ожидала их после земной смерти.
Огромную роль в развитии
искусства Древнего Египта сыграла
мифология как отражения
Основными памятниками, отразившими
эти воззрения, являются разнообразные
религиозные тексты: гимны и молитвы богам,
записи погребальных обрядов на стенах
гробниц. Наиболее значительные из них
–
“Тексты пирамид” – древнейшие тексты
заупокойных царских ритуалов, вырезанные
на стенах внутренних помещений пирамид
фараонов V и VI династий
Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н.э.);
“Тексты саркофагов”, сохранившиеся
на саркофагах эпохи Среднего царства
(XXI – XVIII вв. до н.э.); “Книга мертвых”,
составлявшаяся начиная с периода нового
царства и до конца истории Древнего Египта,
сборники заупокойных текстов.
Значительный материал дают также записи
драматических мистерий, которые исполнялись
во время религиозных праздников и коронационных
торжеств фараонов жрецами, а в некоторых
случаях и самим фараоном, произносившими
от лица богов записанные речи. Большой
интерес представляют магические тексты,
заговоры и заклятия, в основе которых
часто лежат эпизоды из сказаний о богах,
надписей на статуях, стенах, иконографический
материал.
В египетской мифологии в
целом существовало очень много богов,
однако в каждом номе складывался свой
пантеон и культ богов, воплощенных в небесных
светилах, камнях, деревьях, животных,
птицах, змеях. Сам ном также персонифицировался
в образе особого божества. Позднее местные
божества стали формироваться в триады
во главе с богом-демиургом, покровителем
нома, вокруг которого создавались циклы
мифологических сказаний (например, фиванская
триада – бог солнца Амон, его жена Мут
– богиня неба, их сын Хонсу – бог луны).
Культ Амона, как одного из самых почитаемых
божеств в
Древнем Египте, зародился в Фивах, а затем
распространился на север и по всему Египту.
Сохранилось большое количество изображений
этого солнечного бога в виде человека
(иногда с головой барана) в короне с двумя
высокими перьями и диском солнца.
Вторым по размерам и значению фивамским святилищем Амона был Луксорский храм, построенные при фараоне VIII династии Аменхотепе III и ставший одним из основных египетских архитектурных памятников.
Одним из основных циклов мифов Древнего Египта связан с Осирисом, богом производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Уже в эпоху Древнего царства умершие фараона отождествлялись с Осирисом и, по верованию египтян, благодаря магическому погребальному обряду могли возродиться, как Осирис в распространенном сказании о его смерти по вине своего младшего брата Сета и воскрешении женой Осириса Исидой. Начиная с эпохи Среднего царства, с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя “Осирис”. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Представление о нем как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера. Сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю.
Характернейшей чертой египетской
мифологии является обожествление животных,
возникшее в древнейшие времена и особенно
усилившееся в поздние периоды истории
Египта. К числу наиболее почитаемых животных
– воплощений различных божеств – относились
бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата), корова
(Хатор, Исида), баран (Амон и Хнур), змея,
крокодил, кошка, лев, шакал
(Анубис), ибис.
Культура Мессопотамии
Говоря
о культуре Месопотамии, необходимо
отметить, что именно в эту культурную
эпоху произошел революционный
переворот в истории
II. Письменность,
литература и наука
Сама идея зафиксировать и передать мысли
при помощи рисунков и понятных условных
значков пришла в голову людям многих
неолитических племен. Так появились петроглифы
— знаки, передававшие понятия, как правило,
сакрального (священного) характера. Однако
там, где экономика развивалась достаточно
бурно, очень скоро потребовалось вести
учет ценностей. У людей возникла потребность
в достаточно сложной системе знаков,
которые могли передавать человеческую
речь и выражать достаточно сложные понятия.
Первые шумерские иероглифы, появившиеся
в Протописьменный период, были сначала
только своего рода подсказками, неким
сигналом, при помощи которого можно было
вспомнить зафиксированное сообщение.
Чтобы передать какую-либо сложную информацию,
древнейшим • шумерам приходилось составлять
настоящие ребусы. Сначала этого вполне
хватало, чтобы вести простые хозяйственные
расчеты. Но с развитием шумерского общества,
когда понадобилось более или менее точно
передать на письме человеческую речь,
данная система усложнилась и изменилась
самым коренным образом. После 2500 года
до н. э. шумерское письмо развилось до
такой степени, что стало возможным записывать
сложные тексты религиозного характера
и даже поэмы.
Шумеры писали на самом доступном и дешевом
материале — на плитках из чистой глины,
выдавливая знаки тонкой тростниковой
палочкой. Затем исписанную табличку обжигали
в печи, что давало возможность хранить
ее практически вечно. Первоначально иероглифические
знаки шумерского письма были округлыми
и достаточно сложными. Но чем сложнее
становилась сама письменность, тем проще
становились ее знаки — они превратились
в набор прямых черточек, которые делались
нажимом ребра прямоугольного среза палочки.
Этот нажим делался под углом, в результате
чего черточка была похожа по форме на
маленький клинышек — поэтому месопотамское
письмо и было названо клинописью.
Шумеры изобрели достаточно гибкую систему
школьного образования, которая оказалась
необыкновенно эффективной, что позволило
ей на тысячелетия пережить своих создателей.
Обучение было разбито на несколько этапов.
К концу III тысячелетия до н. э. была создана
математика древней Вавилонии. В основу
правил вычислений легла практика крупных
сельскохозяйственных поместий. Использовалась
позиционная шестидесятиричная система
счета. Одна и та же цифра в зависимости
от места приобретала различное значение.
Это упрощало проведение расчетов и экономило
знаковый материал. Шестидесятиричная
система' вавилонского исчисления предопределила
деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она
отразилась в привычном делении окружности
на 360 градусов.
Математики в Вавилонии умели решать квадратные
уравнения, знали теорему Пифагора о свойствах
прямоугольных треугольников, могли решать
достаточно сложные задачи стереометрии
(например, вычисляли объемы различных
тел, в том числе усеченной пирамиды).
Скорее всего чисто интуитивным методом
подбора они решали даже уравнения с тремя
неизвестными, могли извлекать квадратные
и (в некоторых случаях) кубические корни.
Число я, отношение длины окружности к
ее диаметру, вавилоняне грубо принимали
равным трем.
Наряду с математикой в Междуречье появилась
и астрономия. Столь большое внимание
к достоверности наблюдений за звездным
небом часто объясняется потребностями
земледелия, но не только этим. Жителей
интересовал астрологический аспект жизни
звезд. В Междуречье была в основных чертах
составлена картина доступного для изучения
невооруженным глазом звездного неба.
Это заложило основу астрономических
достижений греческой и других европейских
цивилизаций Средиземноморья.
После возвышения Вавилона он стал единым
(до этого в каждом городе вели свой календарь),
но под нужды земледелия принятая система
отсчета времени была не приспособлена.
В добавление к двенадцати 29- и 30-дневным
месяцам приходилось вводить «високосные»
месяцы.
Известны записи медицинских и химических
рецептов на аккадском языке. Они обязательно
сопровождаются описанием колдовских
действий, необходимых для получения «правильного»
продукта. С XII века до н. э. в Вавилоне занимались
изготовлением стеклянной глазури.
Были неплохо изучены анатомия животных
й особенности их поведения, что объясняется
потребностями гаданий и предсказаний.
Географы Вавилонии составили карту мира,
где земля изображалась плавающим в океане
островом, размером чуть больше Междуречья.
Но реальные географические познания
семитов были гораздо шире. Купцы, несомненно,
знали морской путь в Индию
Главной архитектурной формой
шумерского зодчества был храм. Расцвет
храмостроительства приходится еще на
Протописьменный период, когда древние
шумеры начали сооружать святилища из
глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями,
которые возводились на высоком каменном
фундаменте. Как правило, для строительства
выбирали возвышенность, куда до время
разлива не добиралась вода. Сам храм состоял
из трех основных частей: собственно святилище
— длинный дворец (целла), где помещали
статую бога, и два боковых помещения,
разделенные на четыре предела. В одном
конце целлы помещали алтарь, а на другом
— стол для жертвоприношений. Наружная
стена храма представляла собой правильное
чередование ниш и выступов. Первоначально
целла была просто открытым внутренним
двором, но затем превратилась в закрытое
помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях
и никогда не переносить его на новое место
привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент
все время увеличивалась, что привело
к возникновению совершенно оригинальной
формы архитектуры Месопотамии — зиккурата.
Зиккурат представляет собой прямоугольный
высокий ступенчатый храм, на вершине
которого было расположено святилище,
попасть в которое можно было по широкой
наружной лестнице. Уже в Раннединастический
период территорию храма начали обносить
высокой стеной.
Шумерские правители возводили себе дворцы
. Система мощных оборонительных стен
защищала дворцовый комплекс не только
от внешнего врага, но и от самого города.
Во дворце было множество жилых комнат,
имелась парадная лестница, ведущая во
двор собраний, у вершины которой энси
выступал перед народом. Также во дворце
находилась галерея с колоннами, стены
которой были украшены мозаикой с батальными
сценами.
Шумерские города застраивались стихийно,
без какой-либо единой планировки. Между
глухими стенами, окружавшими глинобитные
прямоугольные дома без окон, пролегали
кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом
шумерском доме обязательно был внутренний
дворик, многие имели канализацию. Сами
города обносились высокими и толстыми
стенами.
В Шумере существовала достаточно высокоразвитая
пластика. Скульптуры изготавливали из
алебастра иди мягкого камня — песчаника
или известняка. Мастера не ставили перед
собой задачу правильно передать пропорции
тела человека или черты лица. Шумерские
скульптуры угловаты, приплюснуты, они
кажутся слишком массивными и тяжелыми.
Вместо лиц — застывшие маски с несколько
птичьими чертами и непропорционально
огромными, широко раскрытыми глазами.
Часто вместо глаз и бровей вставлялись
драгоценные камни, скульптуры украшались
ожерельями, кольцами и браслетами, в которых
ювелиры чередовали три основных цвета:
синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый
(золото).
Широко распространенные рельефы изображали
сцены охоты или мифологические сюжеты.
Изображение было поделено на несколько
параллельных друг другу частей, которые
следовало «читать» снизу вверх. Особенно
искусно были выполнены многочисленные
цилиндрические печати. Резчики изображали
людей в строго определенных позах: полный
поворот плеч, профильное изображение
ног и лица, глаза — в фас. Животные и птицы
также изображались в В Новом Вавилоне
было более 50 больших и маленьких храмов.
Среди них выделялся семиярусный зиккурат
Этеменанки — знаменитая вавилонская
башня, «Дом основания неба и земли». Высота
этого храма, в последний раз восстановленного
при Набопаласаре и Навуходоносоре II,
превышала 90 м. Всего вавилонскую башню
выстраивали заново не менее 5 раз. До наших
дней от этого сооружения сохранился только
фундамент.
Другим не менее знаменитым вавилонским
зданием были Висячие сады Семирамиды,
которые древние греки считали вторым
из семи чудес света. Предание гласит,
что это строение было возведено по приказу
Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки,
скучавшей в непривычной для нее пустынной
равнине, окружавшей Вавилон. В начале
XX века немецкая археологическая экспедиция
раскопала мощный фундамент Висячих садов.
По-видимому, наземная часть этого сооружения
представляла собой сложную конструкцию
из стен или столбов в несколько этажей,
на которых были расположены террасы с
оранжереями, куда при помощи специальных
устройств подавалась вода из Евфрата