Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:30, реферат
Культура Древнего Египта внесла большой вклад в развитие мировой культуры. Она заложила первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Цель работы – определить особенности культуры Древнего Египта.
Введение ..……...………………………………….……………………………..3
1 Особенности древнеегипетской культуры……………………………………4
2 Культура Древнего Египта…………………………………………………….6
2.1 Религия и мифология……………………………………………………...6
2.2 Язык. Письменность и система обучения.……………………………….9
2.3 Литература………………………………………………………………..12
2.4 Изобразительное искусство и архитектура……………...……………..14
2.5 Наука ...…………………………………………………………...………16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
..……...………………………………….………………………
1 Особенности древнеегипетской культуры……………………………………4
2
Культура Древнего Египта………………
2.1
Религия и мифология…………………………………………………….
2.2 Язык. Письменность и система обучения.……………………………….9
2.3 Литература……………………………………………………
2.4 Изобразительное искусство и архитектура……………...……………..14
2.5 Наука ...…………………………………………………………...……
Заключение……………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В
Египте раньше, чем в других странах
сложилось классовое
Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно сорок отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители – номархи. Первоначально номы объединились в два самостоятельных государства – Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объединение Египта произошло в период Раннего царства и было осуществлено фараоном Менесом.
История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Культура Древнего Египта внесла большой вклад в развитие мировой культуры. Она заложила первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Цель работы – определить особенности культуры Древнего Египта.
При написании данной работы в качестве источников были использованы исследования таких ученых, как К. Батыра, В. Кузищиной, А. Марковой.
1 ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Формирование древнеегипетской культуры началось с переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появились постоянные поселения и стабилизировался этнический состав.
В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и невольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.
2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1 Религия и мифология Религия древних египтян в фантастической, но закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и божества, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов1.
Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.
Популярным
божеством древнеегипетского
Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).
Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, то есть слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, то есть величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов.
Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысел определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами.
В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник - ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей - слуг, работников.
По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).
Во
времена Нового царства была сделана
попытка развить этический
Однако
этический момент в египетской религии
был выражен еще в зачаточном степени
и не получил развития. Дорогостоящим
и сложным был ритуал захоронения знатных
лиц и вельмож, строивших себе внушительные
гробницы. Особой пышностью отличался
заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые
пирамиды фараонов IV династии или грандиозные
скальные дворцы фараонов XIX-XX династий,
наполненные несметными сокровищами и
ценнейшими произведениями искусства,
- красноречивые свидетельства мощи деспотической
власти и огромного значения заупокойного
культа в системе египетской религии.
Вместе с тем огромные средства, направляемые
на строительство гробниц, заупокойных
храмов, создание рельефных изображений
и настенных росписей, многочисленных
статуй, предметов погребального культа,
их огромное идеологическое значение
в жизни египтян способствовали развитию
зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли
его развитие по вполне определенным путям
художественного творчества.
2.2 Язык. Письменность и система обучения Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти четырех тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства - язык древнеегипетский; среднеегипетский - классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI - VIII века до н. э.); демотический язык (VIII век до н. э. - V век н. э.); коптский язык (III-VII века н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой.
Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (то есть на нем не разговаривали) уже в III веке н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII века н. э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей - арабов и постепенно стал забываться.