Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Культура Древнего Египта внесла большой вклад в развитие мировой культуры. Она заложила первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Цель работы – определить особенности культуры Древнего Египта.

Содержание работы

Введение ..……...………………………………….……………………………..3
1 Особенности древнеегипетской культуры……………………………………4
2 Культура Древнего Египта…………………………………………………….6
2.1 Религия и мифология……………………………………………………...6
2.2 Язык. Письменность и система обучения.……………………………….9
2.3 Литература………………………………………………………………..12
2.4 Изобразительное искусство и архитектура……………...……………..14
2.5 Наука ...…………………………………………………………...………16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

   Для фиксации различных явлений многообразной  жизни и хозяйственной деятельности древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные движения человеческой души. Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома).

   С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более  частого применения письма для различных  нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

   Египетская  письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность - иероглифики. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около семисот, а в греко-римскую эпоху - несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

   Материалом  для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки, дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров. Писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус.

   Если  текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались  и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом.

   С VIII века до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, то есть народного письма.

   Постепенное совершенствование письменности привело  к выделению двадцати одного простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему.

   Обучение  разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса. 

   2.3    Литература    Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,- все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.

   Своеобразие иероглифической письменности, обилие разнообразных знаков-символов, расширяло  творческие возможности авторов, позволяло  создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

   Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

   Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

   Наиболее  полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео - польского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством2. Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности3.

   Особой  разновидностью поучений были пророчества  мудрецов, предсказывающих наступление  бедствий для страны, для господствующего  класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных 6oraми. Как правило, такие пророчества основывались на реальных событиях.

   Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

   Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку  многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Pa.

   Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы.

   2.4 Изобразительное искусство и архитектура   Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Уже с IV тысячелетия до н. э. сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях, в грандиозных статуях с выражением величия и всесокрушающей мощи.

   Исходные  принципы архитектуры формировались  и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц  богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов - храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения – пирамиды и гробницы, вырубленные в скалах, получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства; Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри)4.

   Исходной  формой для разработки классического  типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

   Жилища  богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII-XIX династий. Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

   Скульптура  развивалась в тесной связи с  архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры.

   Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож  и особенно простолюдинов. Здесь  преодолевается сковывающее влияние  канона, смелее и реалистичнее разрабатывается  образ, полнее передается его психологическая характеристика.

   Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены  гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими  чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

   Выработался определенный канон и в рельефных  картинах: главный «герой» изображался  крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в  профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

   Наряду  с рельефами стены гробниц  покрывались контурными или живописными  картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы - пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше.  

      2.5   Наука    В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня. В области научных познаний наибольшее развитие в Древней Египте получили математика и медицина. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась прежде всего система исчисления; с этого началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемом потребовало исчисления квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволили создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким образом, математические познания, порожденные практическими потребностями жизни египтян, были довольно хорошо развиты. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девятки. Знак, напоминающий скобу или подкову, применяли для обозначения десятки. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия сотни. Стебель лотоса обозначал тысячу. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал десяти тысячам. Изображение головастика было символом ста тысяч. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала один миллион. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени. Мерой длины у египтян был «локоть», равный 52,3 сантиметрам. Локоть, в свою очередь, состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основной мерой площади считался «сечат», равный 100 квадратным локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 грамму.

   Обширные  медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два - большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.

Информация о работе Культура Древнего Египта