Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 16:49, реферат

Описание работы

Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались
города и селения, превращающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодородный слой ила.

Содержание работы

1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.

1) Религия.
2) Мифы.
3) Боги

3. Изобразительное искусство.

1) Архитектура.
2) Скульптура.
3) Письменность.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Древний египет.docx

— 490.57 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

 

«Нижегородский государственный педагогический      университет имени Козьмы Минина»

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

Реферат

по дисциплине:

Культурология

 

Культура Древнего Египта

 

 

 

 

                                                                   Направление:

                                 Специальное (дефектологическое)                                образование  профиль  «Логопедия»

                                        Выполнила: студентка первого курса

 Блинова Алена

Группа: ЛЗ-13

                                                 Проверила:

                                                       Щепина Ольга  Николаевна        

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 год

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Общая характеристика.

 

2. История Древнего Египта.

 

1) Религия.

2) Мифы.

3) Боги

 

3. Изобразительное искусство.

 

1) Архитектура.

2) Скульптура.

3) Письменность.

 

4.  Заключение.

 

5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

Общая характеристика

      Цивилизация Древнего  Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:

первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.)

второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.)

третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).   

      Систематическое  изучение Египта начинается с 19 века. До этого    пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

          В  известной  ”Истории”  Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян , были недостоверны.

          Несмотря  на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - которому, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы, летописи , поучения , сказки и повести.

          Сами  египтяне называли свою страну “Черная земля”, подчеркивая плодородие ее почвы, в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения, представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха). Геродот называл Египет “Даром Нила”, ибо эта река стала основой хозяйства, дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.

           Вследствие  сильных тропических ливней переполнялись  истоки этой огромной реки  и ежегодно (в середине июля) происходили  ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались

города и селения, превращающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодородный слой ила.

                        

 

 

    

 

 

 

 

История Древнего Египта

            Необходимость регулировать разливы  Нила и распределять его воды  в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :

              Додинастический период.

               Раннее царство: 1 и 2-я династии.

               Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.

           Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти определения, имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египетского фараона, обладавшего неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.

                20-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности; усиливается власть отдельных монархов.

                Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии. Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий. Побеждает  фиванская  династия, но  власть  фараонов  явно тускнеет. Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I , Сенусерт III -его походы в Палестину, Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

                 18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и Палести -

ны). Победа над ними открывает период

                  Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.

              Время  широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер  хозяйственной деятельности. Среди фараонов выделяются : Тутмос I ,  дошедший со своими войсками до Евфрата; царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон, попытавшийся, пусть и вынужденно, из - за внешних обстоятельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес II , прославившийся сражением с хеттами.

                  Поздний период: 11-6 вв. до н.э. Усилившееся влияние жречества теснит фараонов, и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходит к  верховному жрецу Амона Херихору.

                  332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским, а в 30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.

 

 

                                    

                                    Религия древнего Египта

 

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

 

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя выкуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мифы

 

                  Отражали две группы мифов  о смене времен года  и о борьбе солнца с мраком и злом. Вот один из них:

                      Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался  бурный рост растительности. Эти явления природы  отразились  в  следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием  и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.  

                     Праздник возвращения дочери  Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”.

                      В  наиболее  знойное  время  года  считалось, что  солнце распаляется  гневом на людей и наказывает их с помощью своей  другой дочери – Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов  во  главе  с  их  прародителем  Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула. Когда же Сехмет  пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...

                    

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Боги

 

       Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде, он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару — бога Шу и богиню Тефнут. Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб — это бог Земли или, по сути, сама Земля. Нут — богиня Неба или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сет, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сет завидовал Осирису и решил убить его. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сет разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.

 

Вскоре она родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сета и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня — мать, символ материнства, супружеской верности. Сет — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сет.

 

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

 

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

 

Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

 

Сын Осириса — бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца — Сетом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

 

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

 

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Информация о работе Культура Древнего Египта