Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 16:49, реферат

Описание работы

Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались
города и селения, превращающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодородный слой ила.

Содержание работы

1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.

1) Религия.
2) Мифы.
3) Боги

3. Изобразительное искусство.

1) Архитектура.
2) Скульптура.
3) Письменность.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Древний египет.docx

— 490.57 Кб (Скачать файл)

 

Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

 

 

                         

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

Древнего Египта

 

Архитектура

 

             Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

                    Первым значительным сооружением  в ряду грандиозных царских  усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу ;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.  Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

                    Классическим образцом такого  рода сооружений являются пирамиды  фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы : основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

 

Великая пирамида

1. Нисходящий  коридор. 2. Подземная «палата». 3. Восходящий  коридор. 4. «Палата царицы». 5. Большая  галерея. 6. Затворы, использовавшиеся  в восходящем коридоре. 7. «Палата  царя». 8. Подсобные помещения. 9. «Шахта»

 

                 

    Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в  то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

                   В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип  заупокойного храма. Ярчайший образец-храм  Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

 

Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

                   Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.

                   За основным ядром комплекса  шел небольшой открытый  двор, окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

                    К  этому добавлялся нижний  храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

                   Дополнительными элементами этого  архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

                 От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

                    Самая главная новация - захоронение  отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декор , широкое использование скульптур (свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

                  Идея пространственного развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.).

                   Основными элементами сложного  и гармонического целого были  следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н. ”иглы фараона”).

                  Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в карнакском храме их 270,в луксорском-151. Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

                 Одним из наиболее совершенных  храмовых ансамблей среди египетских  архитектурных памятников является  Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.    

                Рассмотрим его план: в нем  нетрудно выделить три основные  части. Первая-вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса); вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

                  Постепенное движение к молельням  через величественно-гигантские  “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

                    И завершает основную линию  архитектуры культовых памятников  Древнего Египта т.н. Рамсессум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

                    Они сохраняли основные композиционные  принципы храмовых комплексов  Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

 

Скульптура

 

                   Отличительная черта египетского  изобразительного искусства его  каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф , роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав  те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского

искусства.

 

                    В Древнем царстве вырабатываются  строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера);

сидящая, с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).

                    Для всех характерны следующие  художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

                    Основной характер - торжественная  монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

                   Довершает индивидуализацию канонических  черт  тщательная пластическая  обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

                В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

                   Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глу-

боко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий власт -

ный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на

черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -

кую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум соче-

таются с моментами рефлексии.

                   В мелкой пластике Среднего  царства появляются произве -

дения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй- 

ность . Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-

ды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-харак -

терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-

го царства  - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

                   Лирическое начало в наибольшей  степени характерно для

скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева ,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-

да посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,

приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -

ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

                

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до

н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-

чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания , домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало

жилье ремесленников и бедняков.

                 Существенным новшеством храмовых  ансамблей, при сохра-

нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -

мещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их за-

менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

                   Но наиболее значительные изменения  произошли в изобра-

зительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией озна -

меновал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сде-

лан на требовании простоты и естественности , которые должны были

проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-

ния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -

тона , поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа  ,  моделировка  лица отличается мягкостью.

                   Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-

Информация о работе Культура Древнего Египта