Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя целостность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры.

Содержание работы

Введение
Традиционный взгляд китайцев на мир
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Религиозные особенности Китая, культы
Конфуцианство
Синтез конфуцианства и легизма
Даосизм и буддизм
Материальная культура
Период династии Шан (Инь)
Период династии Чжоу
Период династии Цинь и Хань
Период Южной и Северной династии
Период господства Тан
Период династии Сун
Период династии Мин
Период династии Цин
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

культура древнего китая доклад культурология.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Южный Федеральный Университет»

 

 

Реферат по культурологии

на тему:

Культура Древнего Китая

                                                                  

                                                                 

Выполнил

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

Г. Ростов-на-Дону

2011

           

ПЛАН

Введение

Традиционный взгляд китайцев на мир

Представления китайцев об устройстве Вселенной

Представления китайцев об устройстве Вселенной

Религиозные особенности  Китая, культы

Конфуцианство

Синтез конфуцианства  и легизма

Даосизм и буддизм

Материальная культура

Период династии Шан (Инь)

Период династии Чжоу

Период династии Цинь и Хань

Период Южной и Северной династии

Период господства Тан

Период династии Сун

Период династии Мин

Период династии Цин

Заключение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и  отличается  не только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи,

разрушения, культура  Китая  всегда  побеждала  культуру  завоевателей. В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей активности, сохраняя  целостность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая. Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры.

Традиционный  взгляд китайцев на мир.

Прежде чем говорить о  том, что китайская культура знала  и принимала, следует сказать о том, чего она не знала. В Китае не существовало понятия о Боге как явлении, не относящемся к материальному миру. Отсутствовала вера в божественное сотворение мира. В традиционной китайской культуре мир разворачивается из некоей скрытой собственной основы, подобно цветку. Христианские миссионеры XVII-XVIII вв. даже не могли найти в китайском языке подходящее понятие для перевода слова «бог».

Не знала китайская  культура идеи нематериального духа, а заодно – и идеи неодухотворенной материи. Вмешательство потустороннего, запредельного исключалось за отсутствием самого запредельного.  Восприятие мира не разделенным на дух и материю (натурализм), представление о нем как о потоке состояний жизненной силы (витализм) и учение об органической целостности мироздания (холеизм) – вот основы китайского миросозерцания. Китайцы также считали, что человек равен космическим силам Неба и Земли и занимает центральное место в мире, а также подходили к любому явлению прежде всего с позиции нравственности.

Именно с такой точки  зрения можно понять китайскую культуру. В таком сочетании китайская  мысль обретает свою завершенность  и неповторимость.

Представления китайцев об устройстве Вселенной.

Среди категорий китайской  культуры самая важная – ци. Ци – это жизненная энергия, своим постоянным изменением наполняющая весь мир, любые предметы и существа. 

Наряду с развитием  в Европе причинно-следственного типа мышления в Китае развивается абсолютно другой – коррелятивный, не усматривающий между предметами и явлениями первичное и вторичное, причину и следствие, а выявляющий между ними подобие, родство. Корреляция (от лат. «соотношение», «взаимосвязь») имеет свойство: построение рядов взаимосвязанных явлений. Европейцам, в отличие от китайцев, было сложно усмотреть взаимосвязь между металлом, западом, белым цветом, легкими и справедливостью.

Все явления классифицировались китайскими мыслителями по родам (лэй), положительной (ян) и отрицательной (инь) сфере бытия, тому или иному первоэлементу и т.д. «Мудрец, следующий Дао, может, тронув струну одной лютни, заставить звучать все струны всех лютней Поднебесной» (философ Чжуан-цзы). Человек способен воздействовать на Вселенную, и она ему откликается. Вместо европейской пары причина – следствие фигурирует пара воздействие – отклик.

 В китайских текстах можно найти  много сложных моделей устройства Вселенной. Если вычленить из них главное, получится знаменитая Схема Великого Предела (тай-цзи ту, создана в XI в.).

В основе сущего находится Беспредельное (у цзи) – Изначальный Дух (юань шэнь), ци в тончайшей форме. Первоначало можно также назвать Хаосом (хунь-дунь), Единым (и) или Изначальным ци (юань ци). Оно абсолютно просто, лишено какой-либо структуры и формы (син), это фактически Отсутствие (у) или Отсутствие Отсутствия (у у). Развитие происходит в силу самой природы первоначала. Просто Беспредельное начинает приобретать своего рода двуполярную заряженность (пара инь-ян). Начинается бесконечный переход одного начала в другое (состоит из пяти фаз, первоэлементов (у син): дерево, огонь, земля, металл, вода). Такое состояние двуединого ци обозначается как Великий Предел и изображается в виде знаменитой Монады.

Религиозные особенности Китая, культы.

Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом. В  Китае, как и в Европе,  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское Небо – это высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление о нём проникло  в Китай вместе  с  буддизмом  из  Индии в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке близко  к индийскому  Брахману.  Однако именно  Небо  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности в  Китае. Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и шаманством.

Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойственен  и  ещё  один существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.

Отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли огромную  роль  в  становлении    традиционной  китайской цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и умеренность, отказ  от  личностного в пользу  общественного; не духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные отправления. Все  эти  специфические  особенности подготовили  страну  к  восприятию  конфуцианства.

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических  и  политических  потрясений,  когда  чжоуский  Китай находился  в состоянии  тяжёлого  внутреннего  кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве  модели, эталона для подражания,  должен  был обладать  двумя важнейшими  в его представлении достоинствами: гуманностью  и  чувством  долга. Конфуций  разработал  и  ряд других  понятий, включая  верность  и  искренность (чжен), благопристойность и  соблюдение  церемоний  и  обрядов (ли). Следование  всем  этим  принципам будет  обязанностью  благородного  Цзюнь-цзы. Конфуций  сформулировал основы  того  социального идеала, который  хотел  бы  видеть  в  Поднебесной: пусть  всё  в этом  мире  хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все будут знать свои  права  и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. Общество должно  состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто трудится  и  повинуется - низов. 

Конфуцианство  воспитывало  и  образовывало.  Несмотря на то, что китаец мог быть даосом или буддистом, он также неизбежно оставался приверженцем конфуцианства.

              Конфуцианство  стало  не  просто  религией, а  также   и  политикой, и административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и социальных  процессов – словом, основой всего китайского  образа  жизни, принципом  организации  китайского  общества, квинтэссенцией  китайской цивилизации. Конфуцианство  заметно  окрасило  в  свои  тона  всю

национальную  культуру  Китая,  национальный  характер  населения. Оно

сумело  стать – во  всяком  случае,  для старого Китая – незаменимым.

Синтез  конфуцианства и легизма.

В основе  легистской  доктрины  лежал безусловный приоритет  писаного  закона, сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на  палочной  дисциплине  и жестоких  наказаниях. В  учении  легистов, почти  не апеллировавших  даже  к  Небу, рационализм  был  доведён  до  своей  крайней формы, порой  переходившей  в  откровенный  цинизм, что  можно  легко проследить  на  примере  деятельности  ряда  легистов – реформаторов  в различных  царствах  чжоуского  Китая в VII –IV  вв. до  н.э.  Главным различием  было  то, что конфуцианство делало  ставку на  высокую  мораль  и  другие  традиции,  тогда  как  легизм  выше  всего ставил  закон,  державшийся  на  строгих  наказаниях  и  требовавший абсолютного  повиновения  сознательно  оглуплённого  народа.

Синтез  конфуцианства  и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным делом. Сторонники  обеих  доктрин  мыслили  рационалистически,  для тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией. Синтез  этот  был  необходим: централизация  администрации, аппарата  власти и  т.п. в  интересах империи  следовало  сочетать  с  уважением  к  традициям  и патриархально-клановым  связям.

Даосизм и буддизм.

Большое  распространение  имела  в  древнем  Китае  и  другая  философская система, принадлежавшая  Лао-цзы, резко отличавшаяся  от  конфуцианства своим  ярко  выраженным  умозрительным  характером. Впоследствии  из  этой философской  системы  выросла  целая  сложная  религия - даосизм, который  просуществовал  в  Китае  свыше  2000 лет. Даосизм – это учение о дао, важной китайской категории, по-разному трактующейся в разных трудах. Конфуцианцы истолковывали его как «путь человека», а даосы склонялись к тому, что дао обозначает вечное действие или принцип творения.

Большую роль играло и другое религиозно-философское учение –  буддизм, учение о духовном пробуждении, возникшее в Индии около VI в. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм  был  единственной  мирной религией, получившей  широкое  распространение  в  Китае. Немалое  влияние  оказали  на  китайский  народ  и  его  культуру  буддийская и  индо-буддийская  философия и мифология. Буддистская метафизическая философия  сыграла  свою  роль  в  становлении  средневековой  китайской натурфилософии.

В  периоды кризисных ситуаций  и больших  потрясений даосизм  и  буддизм  подчас  выходили  на передний  план, проявляясь  в    народных  восстаниях.  Как известно, они сыграли определённую  роль  и в революционных  взрывах   XX  века. Но  специфические условия  Китая  и  характерные  черты  самого  буддизма  с  его  структурной рыхлостью  не  позволили  этой  религии, как  и  религиозному  даосизму, приобрести  преобладающее  идейное  влияние  в  стране. Как  и  религиозный даосизм, китайский  буддизм  занял  своё  место  в  гигантской  системе религиозного  синкретизма, которая  сложилась  в  средневековом  Китае  во главе  с  конфуцианством.       

Материальная  культура

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)

(1600 -1027 гг. до н.э.)

Многие  черты  материальной  культуры  шан-иньского  периода указывают  на её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами, населявшими  бассейн Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое сходство  мы  наблюдаем в керамике, характере  земледелия  и  применения  сельскохозяйственных  орудий. Однако, по  крайней  мере,  три важнейших достижения  присущи периоду Шан-Инь: употребление  бронзы, возникновение  городов  и  появление  письменности.

Шанское  общество  находилось  на  грани медно-каменного  и бронзового веков. В  так  называемом  Иньском  Китае происходит  общественное разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных  ремесленников. Самым  главным  ремесленным производством  было  бронзолитейное. Из  бронзы  изготовляли  всю  ритуальную утварь, предметы  вооружения, детали  колесниц  и  т.д.

В  период  династии  Шан (Инь) получило  развитие  монументальное строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером примерно  в  6  кв.км)  строились  по  определённому  плану, с монументальными  зданиями  дворцово-храмового  типа, с  ремесленными кварталами, бронзолитейными  мастерскими.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЧЖОУ

(XII—VIII вв. до н. э.)

В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства  и

знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию, физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный напиток.

В  области  военной  науки  значительный  вклад  был  внесён  китайским теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему  приписывают авторство  трактата  о  военном  искусстве, где  показана  взаимосвязь  войны и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в  войне,

рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.

Информация о работе Культура Древнего Китая