Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, реферат
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя целостность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры.
Введение
Традиционный взгляд китайцев на мир
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Религиозные особенности Китая, культы
Конфуцианство
Синтез конфуцианства и легизма
Даосизм и буддизм
Материальная культура
Период династии Шан (Инь)
Период династии Чжоу
Период династии Цинь и Хань
Период Южной и Северной династии
Период господства Тан
Период династии Сун
Период династии Мин
Период династии Цин
Заключение
Используемая литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Южный Федеральный
Реферат по культурологии
на тему:
Культура Древнего Китая
Выполнил
Проверил
Г. Ростов-на-Дону
2011
ПЛАН
Введение
Традиционный взгляд китайцев на мир
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Религиозные особенности Китая, культы
Конфуцианство
Синтез конфуцианства и легизма
Даосизм и буддизм
Материальная культура
Период династии Шан (Инь)
Период династии Чжоу
Период династии Цинь и Хань
Период Южной и Северной династии
Период господства Тан
Период династии Сун
Период династии Мин
Период династии Цин
Заключение
Используемая литература
Введение.
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи,
разрушения, культура Китая всегда побеждала культуру завоевателей. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя целостность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры.
Традиционный взгляд китайцев на мир.
Прежде чем говорить о том, что китайская культура знала и принимала, следует сказать о том, чего она не знала. В Китае не существовало понятия о Боге как явлении, не относящемся к материальному миру. Отсутствовала вера в божественное сотворение мира. В традиционной китайской культуре мир разворачивается из некоей скрытой собственной основы, подобно цветку. Христианские миссионеры XVII-XVIII вв. даже не могли найти в китайском языке подходящее понятие для перевода слова «бог».
Не знала китайская культура идеи нематериального духа, а заодно – и идеи неодухотворенной материи. Вмешательство потустороннего, запредельного исключалось за отсутствием самого запредельного. Восприятие мира не разделенным на дух и материю (натурализм), представление о нем как о потоке состояний жизненной силы (витализм) и учение об органической целостности мироздания (холеизм) – вот основы китайского миросозерцания. Китайцы также считали, что человек равен космическим силам Неба и Земли и занимает центральное место в мире, а также подходили к любому явлению прежде всего с позиции нравственности.
Именно с такой точки зрения можно понять китайскую культуру. В таком сочетании китайская мысль обретает свою завершенность и неповторимость.
Представления китайцев об устройстве Вселенной.
Среди категорий китайской культуры самая важная – ци. Ци – это жизненная энергия, своим постоянным изменением наполняющая весь мир, любые предметы и существа.
Наряду с развитием в Европе причинно-следственного типа мышления в Китае развивается абсолютно другой – коррелятивный, не усматривающий между предметами и явлениями первичное и вторичное, причину и следствие, а выявляющий между ними подобие, родство. Корреляция (от лат. «соотношение», «взаимосвязь») имеет свойство: построение рядов взаимосвязанных явлений. Европейцам, в отличие от китайцев, было сложно усмотреть взаимосвязь между металлом, западом, белым цветом, легкими и справедливостью.
Все явления классифицировались китайскими мыслителями по родам (лэй), положительной (ян) и отрицательной (инь) сфере бытия, тому или иному первоэлементу и т.д. «Мудрец, следующий Дао, может, тронув струну одной лютни, заставить звучать все струны всех лютней Поднебесной» (философ Чжуан-цзы). Человек способен воздействовать на Вселенную, и она ему откликается. Вместо европейской пары причина – следствие фигурирует пара воздействие – отклик.
В китайских текстах можно найти
много сложных моделей
В основе сущего находится Беспредельное (у цзи) – Изначальный Дух (юань шэнь), ци в тончайшей форме. Первоначало можно также назвать Хаосом (хунь-дунь), Единым (и) или Изначальным ци (юань ци). Оно абсолютно просто, лишено какой-либо структуры и формы (син), это фактически Отсутствие (у) или Отсутствие Отсутствия (у у). Развитие происходит в силу самой природы первоначала. Просто Беспредельное начинает приобретать своего рода двуполярную заряженность (пара инь-ян). Начинается бесконечный переход одного начала в другое (состоит из пяти фаз, первоэлементов (у син): дерево, огонь, земля, металл, вода). Такое состояние двуединого ци обозначается как Великий Предел и изображается в виде знаменитой Монады.
Религиозные особенности Китая, культы.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом. В Китае, как и в Европе, тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо – это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.
Специфике религиозной структуры Китая свойственен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.
Отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности подготовили страну к восприятию конфуцианства.
Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов.
Конфуцианство воспитывало и образовывало. Несмотря на то, что китаец мог быть даосом или буддистом, он также неизбежно оставался приверженцем конфуцианства.
Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой, и административной системой, и верховным регулятором экономических и социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской цивилизации. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю
национальную культуру Китая, национальный характер населения. Оно
сумело стать – во всяком случае, для старого Китая – незаменимым.
Синтез конфуцианства и легизма.
В основе легистской доктрины лежал безусловный приоритет писаного закона, сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Главным различием было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией. Синтез этот был необходим: централизация администрации, аппарата власти и т.п. в интересах империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям.
Даосизм и буддизм.
Большое распространение имела в древнем Китае и другая философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером. Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия - даосизм, который просуществовал в Китае свыше 2000 лет. Даосизм – это учение о дао, важной китайской категории, по-разному трактующейся в разных трудах. Конфуцианцы истолковывали его как «путь человека», а даосы склонялись к тому, что дао обозначает вечное действие или принцип творения.
Большую роль играло и другое религиозно-философское учение – буддизм, учение о духовном пробуждении, возникшее в Индии около VI в. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Буддистская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии.
В периоды кризисных ситуаций и больших потрясений даосизм и буддизм подчас выходили на передний план, проявляясь в народных восстаниях. Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века. Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
Материальная культура
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)
(1600 -1027 гг. до н.э.)
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ
(XII—VIII вв. до н. э.)
В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и
знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток.
В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне,
рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.