Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя целостность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры.

Содержание работы

Введение
Традиционный взгляд китайцев на мир
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Представления китайцев об устройстве Вселенной
Религиозные особенности Китая, культы
Конфуцианство
Синтез конфуцианства и легизма
Даосизм и буддизм
Материальная культура
Период династии Шан (Инь)
Период династии Чжоу
Период династии Цинь и Хань
Период Южной и Северной династии
Период господства Тан
Период династии Сун
Период династии Мин
Период династии Цин
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

культура древнего китая доклад культурология.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

Среди  многочисленных  научных  направлений  существовала сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории  и

практике  ведения  сельского  хозяйства, собраны  сочинения, где  описываются методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения  продуктов,

разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах, ухода  за

деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.

Период  династии  Чжоу  ознаменован  появлением  многих  памятников искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась техника  ирригационных  сооружений  и  градостроительства.

Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной  жизни, развитием  ремёсел произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании, возникли  новые виды  искусства. Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала, инкрустированные серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются  нарядностью  и богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а  украшались инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными  металлами. Появились художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные  подносы  и посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.

К  периоду  Чжаньго  принадлежит первая  картина на  шёлке. В родовых храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо, землю, горы, реки, божеств  и  чудовищ.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ

(206 до н. э.-220г.)

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве.

Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

ПЕРИОД  ЮЖНОЙ  И  СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ

(420 г. — 589 г.)

С  III  по  VI вв.  в  Китае  построено  более  400  новых городов. Впервые  стала  применяться  симметричная  планировка  городской застройки. Создаются  грандиозные  храмовые  ансамбли, скальные  монастыри, башни – пагоды. Используются  как  дерево, так  и  кирпич. К  V  веку  появились  статуи  в  виде  огромных  фигур. В  грандиозных статуях  мы  видим  динамику  тел  и  мимику  лиц. В  V – VI вв.  среди  разнообразных  художественных  изделий  значительное место  занимает  керамика, которая  по  своему  составу становится  очень близкой  к фарфору. В этот  период  получает  широкое  распространение покрытие  керамических  сосудов  глазурью  бледно-зелёного  и  оливкового цвета. Картины  IV –VI  вв.  приобретают  форму  вертикальных  и  горизонтальных свитков. Они  писались  тушью  и  минеральными  красками  на  шелковых полотнищах  и  сопровождались  каллиграфическими  надписями.

Литературное  творчество  III – IV вв. переживало  бурный  подъём. Можно встретить  придворную  литературу, насыщенную  фольклором; устную поэтическую, которая  в  своей  основе  почти  всегда  имела  реальные

события. К  этому  периоду  относится  развитие  нового  поэтического  жанра «ши» -  стихов  песенного  типа, в  основе  которых  лежат  народные

мелодии. Распространение  имеют  клериканская, конфуцианская,  житийная  и буддийская  литература.

Период  объединения  Китая  и  создания  Танского  государства

характеризуется  мощным  пафосом  созидания. Столицы  превращаются в  крупнейшие  ремесленные, торговые  и  культурные центры, где  основное  ядро  составляли  кварталы  грандиозного  дворцового комплекса, состоявшего  из  Императорского  города  и  Запретного  города. Появились  террасы, галереи  и  мосты, которые  связывали здание  с  парками. Черепичные  крыши  всё  чаще  становятся  двухъярусными.

ПЕРИОД  ГОСПОДСТВА  ТАН

(618г. -907г.)

Танский  период, ставший временем  расцвета  страны  и золотым веком китайской  поэзии, подарил  Китаю  подлинных  гениев, среди  которых  Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они  являлись  не  только  поэтами  своего  времени, но  и провозвестниками  новой  эпохи, ибо  в  их  произведениях  уже  заложены  те новые  явления, которые  в  дальнейшем  станут  характерными  для  целого ряда  писателей  и  обусловят  взлёт  духовной  жизни  страны.

 Расцвет  творческих  сил  народа  особенно  ярко  проявился  в  живописи танского  периода.  В её  произведениях ярко  проявилась  любовь  к своей стране  и  её  богатой  природе. Работы  выполнялись  на  шёлке  или  бумаге в  виде  свитков. Прозрачные  и  плотные  краски, напоминающие  акварель  и гуашь, были  минерального  или  растительного  происхождения.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  СУН

(960г. -1279г.)

В  сунский  период  Китай  вновь  становится  одним  из  передовых

государств  своего  времени. Наблюдается  значительный  подъём  в  развитии ремесла  и  торговли, что  сопровождается  ростом  городов, зодчество

занимает  ведущие  позиции  в  строительстве. Китайские  мастера  возводят

дворцы  как в своей стране, так и за рубежом. В  X  веке  на  юге  страны  появляются  пагоды, украшенные  скульптурными мотивами  в  виде  группы  фигур  божеств. В  период  XII – XIII вв. зодчество  становится  пейзажным, что  выразилось в  развитии  особого  вида  искусства – ландшафтных  садов, воплощавших  в себе  всё  наиболее  типическое  и  ценное, что  можно  было  увидеть  в самой  живой  природе.

Пластика  сунского  периода  намного  бледнее  и  менее  возвышенная. Скульптуры  X – XIII вв. теряют  свою  монументальность, в  них  всё  чаще просматриваются  черты  декоративности, манерности  и  даже  лиризма. С  началом  книгопечатания  в  Китае  (X в.) происходит  значительный  скачок в  развитии  литературы  и  научных  знаний. Публикуется  множество  работ по  различным  областям  истории, археологии, отражающих  большой  интерес китайцев  к  своему  прошлому. Литераторы  этого  периода  писали  классические  стихи «ши»  и  «цы»,идущие  от  народной  песни,  оды – философскую  ритмическую прозу, традиционные  стихи, рисующие  картины  природы, патриотические мотивы. В  средневековой прозе  Китая, начиная  с  IX века  и вплоть  до  XIX века  пользовались огромной  популярностью  лаконичные  изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной  литературной  формой.

Отличительной  чертой  культуры  является  усиление  демократических тенденций, расцвет  художественного  творчества, рассчитанного  на  массовую аудиторию  и  представляющего  собой  городскую  повесть, бытовую  музыку, театрализованные, песенно-танцевальные  и  фарсовые  представления. Приобретает  широчайшее  распространение  драматургический  жанр, где прозаический  монолог  или  диалог  чередуются  со  стихотворными  ариями.

Период  Сун  является  яркой страницей в истории китайской живописи. В ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные  перемены. Природа в  произведениях  художников  всё  более  героизируется, в  ней  воплощается образ  всего  мироздания. Живописцы  этого  периода  вырабатывают  новые взгляды  на  пространственное  построение  пейзажных  картин-свитков, их композицию  и  тональность. В  картинах  исчезает  многолюдность, появляется монохромная  гамма  чёрной  туши.

В  тесном  соприкосновении  с  живописью  развивалось  и  прикладное искусство.  В  период  Сун  создаются великолепные  шелковые  ткани «кэсы», на  которых  воспроизводились  рисунки  известнейших  мастеров  живописи. Расцвет  керамики  стал  результатом  творческого  поиска  многих  керамистов Китая. Керамические  изделия, изделия  из ткани,  эмали, лака  в  XIII – XIV  вв. в  большом  количестве  вывозились за  пределы  Китая  в  страны  Ближнего  Востока  и  Европу, где  их  очень высоко  ценили.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  МИН

(1368г. —1644г.)

Победа  над  иноземными  захватчиками  и  установление  власти  династии  Мин способствовали  общему  подъёму  творческих  сил  народа, что  нашло отражение  в  развёрнутом  городском  строительстве, а  также  в  развитии торговли  и  ремёсел. Непрекращающиеся  набеги  кочевников  на  севере страны  вынуждают  правителей  заботиться  об  укреплении  Великой  Китайской стены.  Сооружается ряд  дворцовых  и  храмовых  ансамблей, усадеб, а  также  садово-парковых комплексов. И, хотя  в  строительстве  по-прежнему  основным  материалом является  дерево, в  дворцовом, храмовом, крепостном  зодчестве  всё  шире стали  применяться  кирпич  и  камень  с  активным  использованием  в красочном  оформлении  сооружений  их  фактуры  и  цвета.

Литература  периода  Мин  – это, прежде  всего, романы, повести. Одной  из наиболее  стойких  литературных  китайских  традиций  была  афористическая словесность, корни  которой  уходят  к  изречениям  Конфуция. В  период  династии Мин, особенно, начиная  с  XVI  столетия, китайский театр  привлекал  к  себе  всё  большее  внимание  литераторов  и  знатоков искусства. Театр  знаменовал  собой  появление  новой  театральной  формы, сочетающей  в  себе  высокую  драматургию  с  совершенным  музыкальным, сценическим  и  актёрским  искусством. Именно  в  этот  период  зарождается повествовательный  жанр. По-прежнему  значительное  место  в  живописи  этого периода  занимают  произведения  пейзажной  живописи  и  живописи  «Цветов  и птиц». Значительное  место  в  художественной  культуре  Китая  занимали  различные виды  декоративно-прикладного  искусства. Одним  из  главных  его  видов становятся  изделия  из  фарфора,  которые  выдвинуты  на  первое  место  в мире. Начиная  с  периода  Мин  широкое  распространение  получает  техника перегородчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись  многофигурные  рельефные композиции  из  красного  резного  лака. Можно  было  увидеть  вышитые картины,  выполненные  цветной  гладью.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИН

(1644г. —1912г.)

Архитектура  цинского  периода приобретает свои  характерные черты, выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного убранства. Дворцовые  здания  приобретают  новые  черты  в  связи  с

дробностью  орнаментальных  деталей  и  яркой  полихромностью  своей

отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это  и камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты.

Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII – XIX  вв.  характеризуются интенсивным строительством  загородных резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм  которых говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и

фарфор  и  металл.

Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и  стремлением  к передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в

скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой  кости, дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.

В  цинский  период  в области повествовательной литературы  выделяется  жанр новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы  сатирического  эпоса. В XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались  большой популярностью изречения  китайских  писателей  цзацзуань.

Театральное  искусство  в  цинский  период  претерпевает  значительные изменения. Во  второй  половине  XVII веке  новая  маньчжурская  династия сделала  куньцюй  придворным  театром. Арии  стали исполняться в более  живом  темпе, позволяя  координировать  пение, слово  и  сценическое движение. Около  середины  XIX века  музыкально-драматический  театр  всё более  приобретает  черты  национального  театра  классической  драмы.

В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место  занимает  копирование лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные  панно, написанные красками  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в  живописи  конца XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов, знакомых  с европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой. Продолжает  своё существование  и  жанр  повествовательной живописи.

Особое  место  в  культуре  Китая  цинского  периода занимает  декоративно-прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают новых успехов в производстве  художественного  фарфора, который  украшается  росписью блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения  дворцовых ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и  художники используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и  эмали. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности  работы  с твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового  кварца, горного хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности.

Заключение.

Китайская  культура  всех  времён  развивалась  в  условиях  различных противоречий  внутри  страны, установления  господства  и  закабаления  Китая капиталистическими  государствами. Но  даже  в  таких  условиях  развитие культуры  получает  дальнейшее  развитие. Сохранившиеся  материальные  и  литературные  источники  позволяют проследить  процесс  развития  китайских  религиозно-философских  взглядов, возникновение  социально-политических  систем. Мы  видим,  как  развиваются градостроительство, архитектура, пластическое  искусство; создаются сокровищницы  поэзии  и  прозы; возникают  значительные  произведения изобразительного  искусства, в  том  числе  и  портретная  живопись; образуется  общенациональная  форма  театра, а  позднее  и  музыкальная драма. А  красота  китайского  фарфора, вышивок, расписных  эмалей, резных изделий  из  камня, дерева, слоновой  кости  по  своему  изяществу  и художественной  ценности  претендуют  на  одно  из  ведущих  мест  среди подобных  изделий  в  мире. Значительными  были  и  естественнонаучные достижения  в  области  образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания  и  т.д. Достигнуты  успехи  в  экономическом  развитии, расширении  внешних  сношений.

Культура  Китая  оказала  большое  влияние  сначала  на  развитие  культуры многочисленных  соседних  народов, населявших  обширные  территории позднейших  Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи  и  Японии, позднее  на большое  число  ведущих  держав  средневекового  мира. Значительную  лепту китайская  культура  внесла  и  в  развитие  мировой  культуры. Её самобытность, высокая  художественная  и  нравственная  ценность  говорят  о творческой  одаренности  и  глубоких  корнях  китайского  народа.

Используемая литература.

  1. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2. Культуры мира / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта+, 2004. – 640 с.: ил.
  2. Авдиев  В. И.  «История   Древнего   Востока» -  М, 1953 г.
  3. «Идеология и культура  Китая периода расцвета рабовладения». М, 1982 г.
  4. Малявин В. В. «Энциклопедия нового Китая».
  5. Материалы из Википедии ru.wikipedia.org

Информация о работе Культура Древнего Китая