Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Культ предков…………………………………………………………...5
2. Даосизм…………………………………………………………………..8
3. Буддизм…………………………………………………………………10
3.Конфуцианство………………………………………………………….11
4.Достижения Древнего Китая по основным культурным направлениям
……………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Руденко Н.С. История Древнего Китая.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра менеджмента, социально-культурного  сервиса и туризма

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

на тему

Культура Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнил студент(ка)

                                                                            группы Э11

                                                                                      ФИО Руденко Н.С.

 

 

                                                                         Проверил

                                                                               К.ф.н., доцент

                                                                                Щекотин Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2012

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Культ предков…………………………………………………………...5

2. Даосизм…………………………………………………………………..8

3. Буддизм…………………………………………………………………10

3.Конфуцианство………………………………………………………….11               

          4.Достижения  Древнего Китая по  основным культурным направлениям

……………………………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных  противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая  капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала  большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи  и Японии. Позднее на большое число  ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят  о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже  в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где  владели пахотными орудиями, умели  строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории  китайская культура не утрачивала своей  активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для  потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел  представляют собой бесценные памятники  культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая  внесли свой вклад многие народы Восточной  Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культ предков

           Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим  духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Очень сильным был так  же культ предков. В основе его  лежало представление о том, что  душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может  вмешиваться в дела живых. Китайцы  верили, что душа умершего сохраняет  все прежние привычки, поэтому  вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в  клали оружие, драгоценные предметы утвари.

           Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества — от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек—мир» и тем более «человек—космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек—общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди — верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого  города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую  вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламутром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, белой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение — отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено множество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометрический орнамент на сосудах отличается высокой графической тонкостью и сложностью. Его важнейшие составные части — знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира — воды, земли, дерева, огня и металла — отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у  китайцев была письменность, возникшая  совершенно независимо от шумерской  клинописи и египетской иероглифики. Знаками служили картинки — изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свойственное китайской живописи. Схематически изобразить предметы было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные понятия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» — изображение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых  сосудов; в начале 1-го тысячелетия  до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важнейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным  всекитайским божеством. Чжоуского  правителя стали считать сыном  Неба, а китайскую империю —  Поднебесной.

Подобная религиозная  система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская  религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

 

 

Даосизм

           Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в  
конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все возможными легендами.

          Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный  даосизм. Его основу составило понятие  «абсолютное дао», суть которого сводилось  к следующему утверждению: жизнь  – это иллюзия, смерть – это  возвращение к дао – истинному  бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии»  стала смесью шаманства, колдовства и астрологии. В Китае создаются  монастыри, в которых жили десятки  и сотни тысяч даосистских  монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они  предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнанием злых духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления». Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление  природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы — принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Буддизм

На рубеже нашей эры  в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в  VI веке до н.э. Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

Буддизм не вступил в оппозицию  к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Согласно буддизму жизнь  есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и  страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление всех желаний. Дух  вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.

К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные  системы Китая имели много  общего: всем им было присуще почитание  старших и предков, культ послушания, идея «недеяния», пассивного, созерцательного  отношения к действительности.   

 

 

     

 

                                                   Конфуцианство 
          Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Сверх того , его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России . 
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скрывает завеса , сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни ,услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже прозаичен.

Информация о работе Культура Древнего Китая