Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Культ предков…………………………………………………………...5
2. Даосизм…………………………………………………………………..8
3. Буддизм…………………………………………………………………10
3.Конфуцианство………………………………………………………….11
4.Достижения Древнего Китая по основным культурным направлениям
……………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Руденко Н.С. История Древнего Китая.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих  идей . Ему приписывают составление  и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось  в Китае как исходный пункт  всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''-- ''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после  его смерти . Она состоит главным  образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель  сказал ...''. 
        Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере мировосприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столько много последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом , влиятельнейшем учении древности .  
       Основное в его учении - социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень. 
Цзюнь-цзы - благородный муж, совершенный человек, обладающий человеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь - маленький человек или человек с маленькой буквы, Жэнь - средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим. 
         Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлось основой человеколюбия. 
         Управление государством и обществом базируется на "ли", правилах, приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование "об исправлении имен", т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок. 
Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот "золотой век", в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства. 
Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст "Лунь юй" вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах. 
           Каждый образованный китаец был обязан знать текст "Лунь юй" наизусть, а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни. 
           К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции будущего учения Конфуция. 
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества. 
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества. 
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями. 
4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость". 
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине. 
6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространненой тогда вере в духов. 
           Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане. 
          Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков. 
         Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он предавал большое значение. 
          Правила по сути устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жень("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. 
         Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!".Вежливость по - сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным." 
         Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единство через разногласия". 
Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации Учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы. 
         В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами логистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. 
Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения  Древнего Китая по основным культурным направлениям

        Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица  является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования  человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.

Китайская скульптура была тесно связана с религиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпохи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещерных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало.

В пещерах сохранилась  настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.

Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых  картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки  людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность  вытекала из даосистского мировоззрения  художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.

В Китае начался новый  подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление  печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла  изготовления каменных печатей с  надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня  — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне  зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.

В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.

Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник  буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.

В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.

Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение набора подвижных глиняных литер, которые можно было переставлять. Большие затруднения пришлось преодолеть в связи с развитием иероглифической письменности. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значительно затрудняло изготовление типографских матриц. Но упорные китайцы все же пошли на изготовление тысяч отдельных переставляемых иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе. Работа наборщика с таким огромным количеством знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским рецептам началось в Корее. Книги распространялись по всем крупным городам Китая, расширялся круг читающих, появились частные собрания книг и библиотеки.

Самые крупные памятники  этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В  них как бы воскресают древние  традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров  династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.

О времени правления династии Мин с ее благоволением к трудам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят философы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили художественные ремесла и искусство.

          К художественным промыслам Китая того времени следует отнести резьбу по камню (преимущественно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакированной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изделия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но такого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. 
         Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.  
         До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малявин В.В. Конфуций.- М.: Молодая гвардия. 1992.-456 с. 
2. А.А. Маслова "Мистерия Дао". Мир "Дао де цзина. М.: "Сфера" 1996 г.

3.Аверинцев С.С., Алексеев В.П.: «Древние Цивилизации».

4.Хрестоматия по истории древнего Востока. М.:1980.

5. Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры. -М.: Академия, 2003.

6. Васильев Л. С. Древний Китай. М.: Восточная литература, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура Древнего Китая