Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:55, реферат
Описание работы
Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.
Содержание работы
1. Введение 2. Уникальностькитайскойкультуры 3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 4. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 5. Заключение 6. Список литературы
Кафедра конфликтологии и национальной
безопасности
Реферат по дисциплине Культурология
Тема: «Культура Древнего
Китая»
Выполнила:
студентка группы К2-1
Кольцова М. П.
Проверила:
К.ф.н., доцент
Дидык М. А.
Ростов-на-Дону
2015
Содержание
Введение
Уникальность китайской культуры
Религиозно-философские учения: конфуцианство,
даосизм, буддизм и их место в китайской
культуре
Своеобразие искусства: триединство
каллиграфии, поэзии и живописи
Заключение
Список литературы
Введение
Говоря о китайской культуре,
мы привыкли рассматривать ее как нечто
единое и цельное. Однако, это совершенно
неверно применительно к китайской древности.
Подобно тому, как сам Китай (тогда царство
Чжоу) был разделен, начиная с середины
I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных,
враждовавших между собой царств, также
и культура его являла собой картину значительного
многообразия; существовало несколько
типов культур, только позднее сплавленных
в великом общекитайском синтезе.
В наибольшей степени отличались
друг от друга культуры севера и юга Китая.
Если для севера, давшего начало конфуцианству,
характерно внимание к этической проблематике
и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ цивилизации,
то на юге господствовала стихия мифопоэтического
мышления, процветала экстатичность шаманских
культов. И даосизм, созревший, видимо,
в лоне южной традиции, тем не менее, соединил
в себе экзальтированную архаику юга и
рациональность севера. Первая дала ему
содержание, вторая наделила формой, предоставив
созданный ею философский способ освоения
действительности для выражения смутных
и неосознанных творческих потенций. Без
южной традиции даосизм не стал бы даосизмом,
без северной – не смог бы сказать о себе
языком великой культуры и книжной образованности.
Наряду с конфуцианством и даосизмом
огромное воздействие на традиционную
китайскую культуру оказал буддизм, что
наиболее наглядно проявилось в искусстве,
литературе и особенно в архитектуре (овальные
комплексы, изящные пагоды и др.).
В целом можно сказать, что классическая
китайская культура представляет собой
сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах
Китая с внешним миром сыграл «Великий
шелковый путь», которым совершалась не
только торговля, но и культурный обмен
Китая с другими странами.
Уникальность китайской
культуры.
Китайская культура — одна из древнейших.
Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились
изготавливать керамику красного, белого,
фиолетового цветов, покрытую ромбами,
спиралями, сетчатым узором, знаменитые
тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие
сосуды, амфоры.
Наиболее древним периодом
китайской цивилизации считается эпоха
существования первого государства Шан-Инь,
рабовладельческой страны в долине реки
Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло
изготавливать различные сосуды, покрытие
сложными изображениями: драконами (символ
водной стихии), птицами (символ ветра).
Таким же узором покрывали и сосуды из
матовой белой глины. Входы в подземные
Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры
(отпугивая злых духов).
Уже в эпоху Шан была открыта
идеографическая письменность, которая
путем долгого усовершенствования превратилась
в иероглифическую каллиграфию, а также
был составлен в основных чертах месячный
календарь.
Широкие улицы городов государства
Чжоу (где могли проехать девять колесниц)
протянулись с севера на юг и с запада
на восток. Появилась первая картина на
шелке: женщина, над которой дерутся дракон
и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется
поэтическое собрание народных песен
и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные
чиновники собирали народные песни как
информацию о качестве правления. В собрание
включены и произведения, показывающие,
как небо наказывает неумелого правителя
(последнего царя Шан-Инь) и возводит на
трон достойного, просвещенного Вэнь-вана
— первого царя династии Чжоу Этический
канон, который складывается в "Шицзин",
вполне оформляется в конфуцианстве.
Во время ранней императорской
эпохи Древний Китай внес в мировую культуру
такие открытия как компас и спидометр,
сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание
и порох. Именно в Китае в области письменности
и книгопечатания открыли бумагу и подвижный
шрифт, а в военной технике - пушки и стремена.
Были изобретены механические часы и произошли
технические усовершенствования в области
шелкоткачества.
В математике выдающимся китайским
достижением было использование десятичных
дробей и пустой позиции для обозначения
0, вычисление числа π, открытие метода
решения уравнений с двумя и тремя неизвестными.
Древние китайцы были образованными астрономами,
составили одну из первых в мире звездных
карт.
Поскольку древнекитайское
общество было аграрным, централизованная
бюрократия должна была решать сложные
технические вопросы, связанные в первую
очередь с использованием и охраной водных
ресурсов, поэтому высокого развития в
Древнем Китае достигли астрономия, знание
календарных расчетов и астрологических
прогнозов, математика, физика и гидротехника
в их инженерном использовании.
Важным оставалось также строительство
фортов, направленное, прежде всего на
охрану внешних границ империи от вторжений
воинственных кочевников с Севера. Китайские
строители прославились грандиозными
сооружениями - Великой китайской стеной
(IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала
на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом.
Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м
сооружалась из дерева и тростника и лишь
позднее была облицована камнем.
Китайская медицина на протяжении
3-х тысячелетней истории достигла значительных
результатов. В Древнем Китае впервые
была написана «Фармакология», впервые
стали проводить хирургические операции
с применением наркотических средств,
впервые применили и описали в литературе
методы лечения иглоукалыванием, прижиганием
и массажем. Древнекитайские мыслители
и лекари разработали оригинальное учение
о «жизненной энергии». На основе этого
учения была создана философско-оздоровительная
система «ушу», давшая начало одноименной
лечебной гимнастике, а также искусству
самообороны «кунг-фу».
Своеобразие, уникальность
китайской традиционной культуры сводится
прежде всего к тому хорошо известному
феномену, который на уровне обыденного
сознания давно уже получил достаточно
точное название — «китайские церемонии».
Конечно, в любом обществе и тем более
там, где существуют восходящие к глубокой
древности традиции, немалое место занимают
жестко сформулированные стереотипы поведения
и речи, исторически сложившиеся нормы
взаимоотношений, принципы социальной
структуры и административно-политического
устройства. Но если речь идет о китайских
церемониях, то все отступает в тень. И
не только потому, что в Китае сеть обязательных
и общепринятых норм поведения была наиболее
густой.
Только в Китае этико-ритуальные
принципы и соответствующие им формы поведения
уже в древности были решительно выдвинуты
на первый план и так гипертрофированны,
что со временем заменили идеи религиозно-мифологического
восприятия мира, столь характерные почти
для всех ранних обществ. Демифологизация
и даже в немалой степени десакрализация
этики и ритуала в древнем Китае имели
следствием формирование уникального
социокультурного «генотипа», бывшего
на протяжении тысячелетий основным для
воспроизводства и автономного регулирования
общества, государства и всей культуры
древнего Китая.
Это имело для Китая далеко
идущие последствия, В частности, место
мифических культурных героев заняли
искусно демифологизованные легендарные
правители древности, чье величие и мудрость
были теснейшим образом связаны с их добродетелями.
Место культа великих богов, прежде всего
обожествленного первопредка Шанди, занял
культ реальных клановых и семейных предков,
а «живые боги» были вытеснены немногими
абстрактными божествами — символами,
первым и главным среди которых стало
безлично-натуралистическое Небо. Словом,
мифология и религия по всем пунктам отступали
под натиском десакрализованных и десакрализующих
этико-ритуальных норм на задний план.
Этот процесс нашел свое наиболее полное
и яркое завершение в учении Конфуция.
Религиозно-философские
учения: конфуцианство, даосизм, буддизм
и их место в китайской культуре.
Имя Конфуций (551-479 до н.э.) - латинизированная
форма китайского имени Кун-цзы (Учитель
Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное
место в мировоззрении Конфуция, однако
его имя очень часто упоминается в одном
ряду с именами Будды, Заратустры, пророка
Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом:
теория познания и загадки бытия также
оставались вне его поля зрения. Несмотря
на всё это Конфуций оставил широкий и
неизгладимый след в духовном развитии
целого культурного региона.
К тридцати годам у него уже
была заложена всех будущих начинаний
мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской
письменной культуры, что позволило в
будущем приступить к составлению "Книги
истории"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши
цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны
и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли
цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная
с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.)
эти памятники обрели статус канонической
литературы, став в дальнейшем несущей
конструкцией всей китайской культуры.
Его идеалом есть высоко моральный
человек, опирающийся на традиции мудрых
предков. Учение делило общество на «высших»
и «низших» и требовало от каждого выполнения
возложенных на него обязательств. Конфуцианство
сыграло значительную роль в развитии
китайской государственности и функционировании
политической культуры императорского
Китая.
Основное содержание учения
Конфуция сводится к провозглашению идеала
социальной гармонии и поиску средств
достижения этого идеала, эталон которого
сам мудрец видел в правлении легендарных
мудрецов древности — тех самых, что блистали
добродетелями. Выступив с критикой своего
века и высоко ставя века минувшие, Конфуций
на основе этого противопоставления создают
идеал совершенного человека, который
должен обладать гуманностью и чувством
долга. Конфуцианство с его идеалом высоко
морального человека явилось одной из
основ, на которых зиждилась гигантская
централизованная империя с ее мощным
бюрократическим аппаратом.
С обретением мощных социальных
и духовных санкций официально-государственной,
рационально-философской, эмоционально-психологической,
религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные
этико-ритуальные нормы и ценности стали
непререкаемо обязательными для всех
членов общества, от императора до простолюдина.
Помимо конфуцианства на культуру
Китая оказал влияние Даосизм. Его основоположником
считался Лао-Цзы, старший современник
Конфуция. Даосизм получил популярность
в народе и благосклонность императоров
благодаря проповеди долголетия и бессмертия.
В центре учения понятия Дао,
т.е. великого пути. Дао порождает уравновешивающие
друг друга начало инь и янь (женское и
мужское, темное и светлое). Исходя из идеи
о том, что тело человека представляет
собой микрокосмо, подобно макрокосму,
т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов
достижения духовного бессмертия:
1.Ограничение до минимума
в еде;
2.Физические и дыхательные
упражнения, начиная от невинных
движений и поз до инструкции
по общению между полами;
3.Совершение более 1000 добродетельных
поступков;
4.Принятие препаратов, позволяющих
человеку уйти в себя (которое
привело и к злу и к добру,
т.к. стали делать пилюли из
опиума, но способствовало развитию
фармацевтики).
Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм,
который достаточно заметно повлиял на
традиционную китайскую культуру. Буддизм
просуществовал в Китае почти два тысячелетия,
сильно изменившись в процессе приспособления
в китайской цивилизации. На основе синтеза
идей и представлений, извлеченных из
философских глубин буддизма, с традиционной
китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом
и возникло в Китае одно из наиболее глубоких
и интересных, интеллектуально насыщенных
и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью
течений мировой религиозной мысли —
чань-буддизм (японский дзэн).
Наиболее трансформации буддизма
проявились в своеобразном китайском
искусстве, которая как нигде в мире опиралось
на традиции. Китайцы так и не приняли
вид индийского Будды, создали свой образ.
То же самое произошло и с архитектурой
храмов.
В то же время именно буддийская
идея гармоничного единения человека
с природой стала не только душой китайского
искусства, но и способом осмысления бытия.
Истина и Будда везде и во всем. В молчании
гор, в журчании ручья, в сиянии солнца.
Это нашло отражение в живописи, в знаменитых
китайских свитках (не на полотне, а на
шелке). И в их сюжетах преобладали изображение
гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует
отметить, что каждый элемент Китайской
живописи символичен: сосна – символ долголетия,
бамбук – стойкости и мужества, аист –
одиночества и святости, змея – самая
красивая и самая умная. Особую роль в
китайском изобразительном искусстве
играют иероглифы. Не только в письме и
живописи, но и в архитектуре.