Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:55, реферат
Описание работы
Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.
Содержание работы
1. Введение 2. Уникальностькитайскойкультуры 3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 4. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 5. Заключение 6. Список литературы
Буддизм способствовал распространению
круглой скульптуры. Китайско-буддийские
монахи изобрели искусство ксилографии,
т.е. книгопечатание с помощью матриц.
Под влиянием буддизма происходила аристократизация
искусства, проявилась большая утонченность
и субъективное начало. Стали известными
имена художников, около 500 г. написан первый
трактат о живописи (Се Хе), возникают различные
типы портрета.
Для литературы того времени
характерны пессимизм и мотивы душевного
одиночества, расцвела лирическая поэзия.
Буддийские истоки просматриваются в
пейзажной и философской лирике.
Немалое влияние оказали на
китайский народ и его культуру буддийская
и индо-буддийская философия и мифология.
Многое из этой философии и мифологии,
начиная от практики гимнастической йоги
и кончая представлениями об аде и рае,
было воспринято в Китае.
Своеобразие искусства: триединство
каллиграфии, поэзии и живописи
Своеобразием китайского искусства является
то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия
не знают тех границ, которые обычно разделяют
эти виды искусства, независимо от присущих
им специфических черт. Эти три вида искусства
вдохновляются и определяются природой
иероглифического выражения и с помощью
одного и того же инструмента — кисти
— отражают глубинную суть бытия, «жизненной
силы», наполняют каждую из этих форм жизнью
и своеобразной гармонией.
Цель китайской эстетики в том,
чтобы достичь истинной сути животворных
источников гармонии жизни: искусство
и искусство жизни — это одно и то же. Как
в живописи, так и в поэзии каждый штрих,
изображающий ветку дерева или персонажи,
всегда должен быть "живой формой, именно
это стремление к выявлению сути присуще
каллиграфии, поэзии и живописи. Но только
живопись объединяет все три вида искусства.
Веками совершенствовавшаяся
китайская живопись тушью (по шелку и бумаге)
достигла своего расцвета. Получают распространение
и картины жанра "цветы и птицы" —
правда, изображались и насекомые, и животные,
и рыбы. Украшались живописью также веера,
ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи
Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые
горы обведены золотой каймой.
Тончайшие оттенки туши позволяют
построить глубокую перспективу и в то
же время объединить части изображения
одним цветовым тоном. Особенно поразительна
способность художников использовать
чистый фон для придания картине особого
ритма. Иногда незаполненное пространство
обретает действительный смысл: горы,
сосны, крохотные хижины утопают в волнах
тумана
Если живопись в Китае — это
целостный вид искусства, в котором стихи
и каллиграфия составляют неотъемлемую
часть произведения живописи, воссоздавая
гармонию и таинство мироздания во всех
его проявлениях, то поэзия считается
квинтэссенцией искусства. Она преобразует
начертанные знаки, почитаемые почти как
святыня, в звук, и ее высшее предназначение
— соединение человеческого гения с первоисточниками
жизненных сил мира.
Проникнутая идеями конфуцианства
и даосизма, китайская поэзия объединяет
разум и отрешенность, она стремится проникнуть
в реальность и передать со всей остротой
дух жизни, «неосязаемый трепет звуков»,
чему способствует музыкальность, присущая
многотональному китайскому языку. Не
случайно, что древнекитайская поэзия
неотделима от музыки. В поэзии наряду
с традиционным высоким жанром ши, создание
которого приписывалось Конфуцию, расцветает
в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного
исполнения.
Поэзия этой эпохи считается
едва ли не наивысшим достижением китайской
литературы. Стихи сочиняли все: "Полное
собрание танских стихов" включало
произведения 2300 поэтов.
В Китае каллиграфия возвышает
графическую красоту иероглифов. Занимаясь
этим основным в стране видом искусства,
каждый китаец заново открывает внутреннюю
гармонию своего Я, вступает в общение
со Вселенной. Вот как описывают умение
знаменитого каллиграфа Чжан Сюя, жившего
в эпоху Тан: «Он охватывает взглядом все:
пейзажи, животных, растения, звезды, бури,
пожары, войны, пиршества, — все события
мира, и выражает их в своем искусстве»
Не ограничиваясь простым копированием,
каллиграфия пробуждает экспрессивность
движения и воображаемую силу знаков,
каллиграфия должна быть полным отражением
состояния души. Каллиграф должен также
использовать живописные возможности
иероглифов, их образную силу.
Таким образом, поэзия, каллиграфия
и живопись образовали в Китае единое
искусство, традиционную форму, в которой
используются все духовные глубины приверженцев
этого искусства: протяжные мелодии и
пространства, магические жесты и зримые
образы.
Заключение
К непреходящим ценностям китайской
традиционной культуры относятся:
— основанный на нерасчлененном
представлении о мире интуитивный способ
мышления, созвучный идеям современной
физики;
— акцент на развитии культуры,
моральном самосовершенствовании человека,
гармонии межличностных отношений и отношений
между личностью и обществом;
— морально-этические устои:
уважение старших, помощь ближнему, согласие
в обществе;
— традиционные правовые взгляды
на приоритет морально-этических норм;
— традиции семейных отношений;
— стремление к сочетанию власти
и долга, справедливости и выгоды, интересов
личности и массы.
Едва ли не половина важнейших
изобретений и открытий, на которых зиждется
сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не
придумай древние китайские ученые таких
мореходных и навигационных приборов
и устройств, как румпель, компас и многоярусные
мачты, не было бы великих географических
открытий. Колумб не поплыл бы в Америку,
и европейцы не основали бы колониальных
империй. Через Китай пришли в Европу из
Великой Степи стремена, помогающие держаться
в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и
порох, не появились бы и пули, пробивавшие
доспехи и покончившие с рыцарскими временами.
Без китайской бумаги и приспособлений
для печати в Европе еще долго бы переписывали
книги от руки. Не было бы и широкого распространения
грамотности. Подвижной шрифт изобрел
вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму
Харви принадлежит открытие кровообращения,
не Исаак Ньютон открыл первый закон механики.
До всего этого впервые додумались в Китае.
Компас, механические часы,
порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор,
восточная медицина и философия, восточные
единоборства – далеко не полный перечень
достижений народов китайско-конфуцианского
ареала.
Список литературы:
Арнольдов. Человек
и мир культуры. /Введение в культурологию.
М., 1992.
Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие для студентов вузов. Минск: Тетра-Системс,
2000.
История
культуры Древнего Востока. (Учебное пособие) Титаренко И.Н.,
2010
Культура
Древности и Средневековья. (Учебное пособие) Лысак И.В., 2002