Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:59, реферат
Исследователи пишут, что более пяти тысяч лет назад в жарких болотах южного Ирака начинается история цивилизации Месопотамии. Иноземный народ шумеры, происхождение которых историками не установлено, пришел с востока или северо-востока, чтобы укорениться в верховьях Персидского залива. Особенность этой территории в том, что твердая древесина, камень и руды металлов здесь отсутствовали. Но зато этот край был богат другими составляющими, такими как вода, ил, тепло от солнца и т. п. Саггс Х. пишет, что шумеры именно из ила построили свою цивилизацию, и благодаря ему же у нас есть возможность увидеть самые первые годы из пяти тысяч лет, отделяющих нас от первых поселений шумеров.
Введение 3
Глава 1. Письменность 4
Глава 2. Литература 6
Глава 3. Мастера и художники 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философия и Культурология»
Культура Древнего Междуречья
Реферат
по дисциплине «Культурология»
Руководитель Разработал
Доцент студент гр. Д-111
__________Быстрова А. Н. __________Коренов Е. И.
(подпись) (подпись)
______________ ______________________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
2013 год
Исследователи
пишут, что более пяти тысяч лет
назад в жарких болотах южного
Ирака начинается история цивилизации
Месопотамии. Иноземный народ шумеры,
происхождение которых
Оппенхейм А. пишет, что в результате смешиваний культур, причем неоднократных, цивилизация Месопотамии сложилась как многослойная. С каждым разом заимствованные понятия, традиционные выражения преобразовывали и приспосабливали для понятной передачи того или иного содержания. Это относилось к экономике, социальной и политической жизни и даже к «изящной словесности». Исследователи рассматривают предметы, сооружения или слова этой цивилизации как сложную структуру сложения нескольких линий развития, а не как примитивные попытки.2
Месопотамия была грамотной цивилизацией. Саггс Х. пишет о том, что письменность зародилась около 3000 г. до н. э. в Шумере. Древнейшие образцы, находящиеся в нашем распоряжении - картинки, нарисованные на кусках глины. По мнению экспертов, знаки развивались из изображений, и, возможно, существовала более ранняя ступень развития письменности, но следов, доказывающих ее существования, не сохранилось до наших дней. Возможно, для письма могли использовать материал типа пальмовых листьев. Делать это могли в Шумере, или в неизвестных до селе краях, служившим шумерам родиной. 3
В Месопотамии и ее окрестностях были распространены такие системы письменности, как: клинопись, египетские иероглифы, а также алфавитные системы письма, зародившихся на берегах Средиземноморья. Название системы письменности произошло от техники письма, которые использовались с определенными предметами и материалами. Благодаря этой технике до наших дней сохранились древние тексты, так же она повлияла на объем и характер дошедшей до нас информации.
Глиняные таблички были самым дешевым и прочным материалом, который использовали люди для письма. До наших дней лишь случайным образом сохранились папирус, пергамент, дерево, кожа, камень и металл. Часто климат, почва и вмешательство людей уничтожают такие материалы. Именно поэтому не сохранились документы, характеризующие заключительный этап месопотамской цивилизации.4
Письменность была нужна для различных целей. Прежде всего, исследователи пишут о кодификации законов. Большую популярность она получила на Ближнем Востоке в древние времена. В Месопотамии и других областях действовало большое число законов: шумерские, аккадские и хеттские судебники, а также кодексы, входившие в Ветхий завет.
В письменных памятниках Двуречья сохранились также сакральные знания ("история" божеств, религиозных лидеров и так далее). Эти знания являлись частью идеологии верующих, и потому объединяли их. Такие записи делались с целью сохранять традиции и верования, так как они постоянно менялись.5
С древности
и до конца существования
Оппенхейм А. отмечает, что письменность использовали для составления писем, публичных объявлений, царских указов. Благодаря прочности материалов до наших дней дошли тысячи месопотамских писем. А на каменные таблички наносились записи публичного, политического и юридического характера. Но в Месопотамии, в отличие от Средиземноморских цивилизаций не было погребальных записей.6
Тем не менее, значительная часть текстов была предназначена для подготовки писцов и, таким образом, для сохранения их ремесла и традиций.
Оппенхейм А. пишет о том, что все клинописные тексты, которые можно отнести к литературным, делятся на две группы: первую составляют поэтические произведения с определенным содержанием и ограниченным набором выразительных средств, во вторую входят все остальные произведения с менее жесткими правилами написания.7
Произведения первой группы различны по происхождению, тону и назначению, но их объединяют ритм, структура (объединения предложений в двустишья, четверостишья, строфы) и круг тем. При таком ритме предложение делилось на части по четыре - семь слов в каждой, при этом ударения расставлены так, что в каждом стихе два полустишья, разделенные промежутком. До сих пор не понятно, какой принцип стихосложения использовался. Ни полустишья, ни парные строки двустишья не связаны рифмой или аллитерацией, хотя связаны на смысловом уровне. Смысл каждого стиха, как правило, повторяется дважды в разделенных полустишиях. При этом первое полустишие формулирует главную мысль, а второе повторяет его в другой форме, используя более яркую лексику (редко употребляемы слова, неожиданные ассоциации и т. д.). Это использовалось для того, чтобы объединить стихи, усилив их поэтическое звучание с помощью разных формулировок одного и того же высказывания. Например: «Когда наверху - небо названо не было, Внизу земля - не имела названья»
Во вторую группу произведений входят тексты с менее четкими требованиями. Сюда относятся различные Вавилонские и Ассирийские царские надписи с описаниями местности, гор или пустынь, лесов или болот, рассказы о героических подвигах царя, о неожиданных поворотах событий, таких как вмешательство богов в сражения. При этом менялся характер повествования на более поэтический, нежели в других царских указаниях, таких как отчеты о военных кампаниях.8
По форме эти произведения, несомненно, поэтические, однако ни дух, ни стиль изложения поэзией не являются. А вот битва Синаххериба описана иначе. О ней очень эмоционально рассказано в пятидесяти строках с яркими образами и полетом религиозной фантазии. Рассказ следует литературной традиции, поэтому здесь использовались все лексические и формальные возможности языка, изобретательные сравнения в описании боя и победы. Этот рассказ о битве Саргона, в его отчете о кампании в лесах и горах Армении, необычный рассказ Асархаддона о путешествии через пустыни Аравии и завараживающее описание Ашшурбанапала о победе над восставшими арабами намного превосходят по литературному мастерству современную ассирийскую поэзию. Непонятно одно, почему поэтическая традиция в исторических текстах и традиционные литературные жанры сосуществовали в Месопотамии. По-видимому, была связь между царскими надписями и гимнами шумеров, что подтверждается напоминающим гимны стилем некоторых разделов ассирийских царских писем.9
Исследователи предположили, что поэзия Месопотамии предпочитала в основном описание долго не изменявшихся ситуаций и описание речей героев. Лишь изредка, как, например, в отдельных фрагментах вавилонского "Гильгамеша" можно наблюдать изложение драматических событий и немифологическую тематику. Поэт наблюдал и умел образно мыслить и использовать свои наблюдения, и все же большую часть текста занимают торжественные речи, произносимые героями, символика снов и космические явления.
Эпос «О сотворении
мира» более короткий, чем поэма
о Гильгамеше, и занимает семь табличек, в каждой от 115 до 170 строк. Это
произведение как «священная книга», которую
читали в Вавилоне на новый год. Таким
образом, среди мифов она занимает особое
положение. Как литературное произведение
«О сотворении мира» уступает «Эпосу о
Гильгамеше». В ней повествуется о происхождении
богов и их поколений вплоть до появления
на свет Мардука, который создал Вселенную.
Полный мифологии, эпос рассказывает с
частыми повторами о битве богов с силами
хаоса. По сравнению с историей Гильгамеша
рассказ об этой войне тривиален. За эталон
взята обычная для многих мифологий история
молодого бога (в данном случае Мардука),
который в трудный момент включается в
войну и спасает старших богов. О самой
битве поэт повествует как о борьбе магических
сил, в которой Мардук победил, благодаря
своей хитрости. Битва Мардука и Тиамат
отразилась в ассирийских иконах. Эта
битва была воссоздана даже на бронзовом
барельефе на воротах Новогоднего храма
в Ашшуре, где, как утверждают, полностью
воспроизведена эта сцена. Но описание
битвы в эпосе не совпадает с изображением
на рельефе. Однако информации о том, какую
именно роль играл в культе эпос, и об аудитории,
для которой он предназначался, так мало,
что невозможно сравнивать эпос, иконографию
и действо, на которых представляли драму
сотворения мира как битву между двумя
противниками.
Практически все
археологические находки
Рассмотрим некоторые предметы техники Месопотамии. Тягой для месопотамского плуга служили волы, в это время специальное приспособление "бросало" семена в борозду. Единственное известное место, где его использовали, был Дальний Восток.
Месопотамские земледельцы удобряли свои поля (по сведениям исследователей) мусором из разрушенных селений, а не навозом. Эта практика до сих пор распространена на Ближнем Востоке.
Из Месопотамии до наших дней дошли сведения об экспериментах по одомашниванию, о которых мы знаем и по египетским источникам.
Так, Оппенхейм А. пишет, что на основе многовековой традиции возникло знаменитое финикийское производство пурпура. Но об этом можно только догадываться, так как скудность письма тех времен не сохранила данных об этом. Однако Запад был впереди не только в этой области техники, а еще и в ювелирном искусстве, металлургии и изделиях из стекла.10
До сих пор точно не ясно, что было толчком для производства стекла. Возможно, этим толчком служило увлечение жителей Месопотамии драгоценностями и разноцветными камнями, которое вызвало появление техники обработки минералов огнем.
Но так как драгоценных камней было мало, это привело к изготовлению подделок (искусственных камней), к их украшению, в целях придания более привлекательного внешнего вида. К примеру, так делали в Египте: брали негодные осколки ляпис-лазури, стирали их в порошок и делали из него бусы, скрепляя частички пудры каким-то низкоплавким щелочным веществом. В Месопотамии кусочки кварца окрашивали минеральными красителями, при нагревании превращающимися в красочную глазурь с постоянным и ярким блеском.
Также Саггс Х. пишет о том, что нельзя не остановить внимание на ремесле скульптора. Скульпторы занимались обработкой разных материалов, таких как слоновая кость, камень, дерево. Исследователи не располагают прямыми доказательствами того, что они образовывали две отдельные группы, но их приемы, вероятно, были настолько различными, что разумно заключить, что так оно и было. Также упомянем резчиков по драгоценным камням, которые, помимо прочего, изготавливали цилиндрические печати, широко использовавшиеся знатными шумерами, вавилонянами и ассирийцами.11
Вышеперечисленные ремесла - это немногие, известные уже до 3000 г. до н. э. Несколько веков спустя появляется ремесло стекольщика (после появления шумеров в Месопотамии). Эксперты заключили, что ремеслу стекольщиков египтяне, возможно, научились у жителей Месопотамии, где найденные кусочки стекла датируются серединой 3-го тысячелетия до н. э.
Удивительно похожа был планировка храмов и дворцов. Основной частью дворца был тронный зал, в котором царь принимал послов и приносящих дары вассалов. Зал должен был соответствовать целле храма, в котором восседало божество. Вероятно, даже трон ставили на место возвышения в целле. Отличие было в расположении трона относительно входящего: в ассирийских дворцах, чтобы увидеть царя, посетители должны были повернуться на 90 градусов, а во дворце вавилонского правителя Новохудоносора, трон был обращен к входу. Не менее важное место занимал двор перед тронным залом. Он был связан с залом монументальными воротами. Значительную часть во дворце занимали жилые комнаты. Также существовал просторный зал, который, быть может, использовался для роскошных пиршеств. Возле целле находилось несколько небольших комнат, предназначенных для ритуальных омовений и очищения царя.12
Характерную черту носит ассирийский дворец, увешанный настенными украшениями, которые представляли царя любимцем богов, непобедимым войной и удачливым охотником. Тронный зал украшали сцены битв, избиения побежденных, подношения даров и дани, изображенные для того, чтобы произвести впечатление на идущих к царю на поклон. Также они украшали входы и другие важные части дворца.