Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:49, реферат
Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.
В III в. появилась раннехристианская литература (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, Киприан, Минуций Феликс), усилившая свои позиции в следующем веке (Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Арнобий, Цецилий Фирмиан Лактанций). Стремление поддержать римскую традицию выразилось в основном в появлении комментариев к старым авторам типа Вергилия. Появились классические поэтические произведения Клавдия Клавдиана.
Книгоиздательство
Книгоиздательство и книготорговля
получила в Риме большое развитие.
Ценнейшим источником по истории
издательского дела является переписка
автора с бравшим на себя труд выпускать
его произведения. Особенно известен
Тит Помпоний Аттик. При Августе
работали издатели братья Созии, имевшие
свою книжную лавку на Форуме, близ
статуи Вертумна, и прославившиеся
изданием произведений Горация. Произведения
Вергилия выпускались Варием Руфом
и Плоцием Туккой. Позже число
книгоиздателей возросло, можно было
купить труды Ливия и Сенеки, эпиграммы
Марциала или трактат Квинтилиана
«Воспитание оратора». Имена своих
издателей Марциал увековечил в
своих эпиграммах. Одним из них
был вольноотпущенник некоего учёного
Гай Поллий Валериан Секунд, державший
в Риме свою лавку близ храма Мира.
Другой знакомый Марциала — Атрект
— продавал книги в римском
квартале Аргилет. Однако авторских
экземпляров поэты не получали, поэтому
свои книги они дарили весьма неохотно.
На одного издателя работало множество
копировальщиков, оплата труда которых
зависела, как и в Греции, от количества
переписанного текста. Подсчёт строк
вёлся по особой стихометрической системе,
введённой вероятно при Нероне. После
декрета Диоклетиана 301 г. критерием
измерения труда переписчиков стали
100 строк. При этом авторского права
в Риме формально не существовало,
хотя было неписаное право уважать
чужую собственность, в том числе
автора на свои книги. Издатели старались
предотвратить частное
Просвещение
По мнению Плутарха, совместное
коллективное обучение в Риме началось
в середине III в. до н. э., когда там
открыл свою школу Спурий Карвилий,
но по сообщениям Ливия это было
гораздо раньше. Мальчики и девочки
начинали учиться в 7 лет. Первые состояли
под постоянной опекой воспитателя-педагога,
сопровождавшим их на занятия в школу,
а дома выполнявшим свои прямые функции.
Вторые, из богатых семей, получали
домашнее образование под руководством
матери, а те, что победнее, ходили
в школу вместе с мальчиками. Слова
«puella docta» («образованная девушка»)
были желанным комплиментом. Квинтилиан
предъявил к педагогам
Учебный год начинался
в марте после праздника в
честь Минервы 19-23 марта. Свободными
от занятий были другие праздничные
дни и нундины. Изначально учебная
программа ограничивалась чтением,
письмом и изучением основ
арифметики, позже она была изменена.
Обновлённые этапы описал Апулей
как «чаши муз»: литературное чтение,
грамматика и риторика. Цицерон например
писал, что он изучал Законы двенадцати
таблиц, которых в его время
не изучал уже никто. Первый этап критиковался
в частности также
Для рабов Сенека не считал целесообразным введение систематического образования, предоставляя этот момент их хозяину. Но среди рабов всегда было много греков, хорошо образованных в основной своей массе. Они были секретарями, библиотекарями, декламаторами стихов и др. Некоторые, став вольноотпущенниками, по-видимому совершенствовали свои таланты. Среди них были известные в Риме грамматик Реммий Палемон, заведующий библиотекой на Палатине Гай Юлий Гигин и т. д. Для детей рабов от 12 лет начиная от Тиберия вплоть до Каракаллы организовывалась своя школа — «pedagogium», где преподавали учителя из обычных школ. Большой педагогий обосновался во II в. на Целии, где в 198 г. работало 24 педагога и обучалась сотня учеников. Другой крупный педагогий появился в Карфагене.
Молодёжные организации
Начало римских молодёжных
организаций следует искать во II
в. до н. э. В Италии они были известны
как «iuvenes» или «iuventus» («молодые»,
«молодость»), а в провинциях —
«iuventus» и «collegium iuventutis». Расширение
их сети было связано с возникновением
новых школ в городах империи
(в Медиолане, Августодунуме, Бурдигале,
Карфагене, Антиохии и др.). В отличие
от афинских эфебий, членство в организациях
было добровольным, а не обязательным,
упражнения не носили военный характер
и кроме того такие организации
основывались на коллегиальных началах
и не имели назначенной
Религия
Запрет древнеримской религии христианством
В течение IV века произошли
коренные изменения в отношении
Римского государства к христианству
и прежней официальной
В 384—385 годах рядом указов императора Феодосия было предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д. Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.
Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.
В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.
Тем не менее, в Восточной Римской империи достижения античной культуры и философии продолжали играть значительную роль. Изучались, переписывались и комментировались труды античных авторов. Поддерживался высокий уровень архитектуры, естественных наук, математики и медицины. До 529 года продолжала работать Платоновская Академия в Афинах, выпускниками которой были в частности выдающиеся христианские богословы Василий Великий и Григорий Богослов. Академия была упразднена императором Юстинианом Великим.
К тому времени уже существовал открытый в 425 году императором Феодосием II Константинопольский университет. В Константинополь была перевезена часть рукописей знаменитой Александрийской библиотеки, к тому времени уже неоднократно подвергавшейся разорению.