Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Рима.docx

— 30.53 Кб (Скачать файл)

В III в. появилась раннехристианская  литература (Квинт Септимий Флоренс  Тертуллиан, Киприан, Минуций Феликс), усилившая свои позиции в следующем  веке (Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Арнобий, Цецилий Фирмиан Лактанций). Стремление поддержать римскую традицию выразилось в основном в появлении  комментариев к старым авторам типа Вергилия. Появились классические поэтические  произведения Клавдия Клавдиана.

Книгоиздательство

Книгоиздательство и книготорговля  получила в Риме большое развитие. Ценнейшим источником по истории  издательского дела является переписка  автора с бравшим на себя труд выпускать  его произведения. Особенно известен Тит Помпоний Аттик. При Августе  работали издатели братья Созии, имевшие  свою книжную лавку на Форуме, близ статуи Вертумна, и прославившиеся изданием произведений Горация. Произведения Вергилия выпускались Варием Руфом  и Плоцием Туккой. Позже число  книгоиздателей возросло, можно было купить труды Ливия и Сенеки, эпиграммы  Марциала или трактат Квинтилиана  «Воспитание оратора». Имена своих  издателей Марциал увековечил в  своих эпиграммах. Одним из них  был вольноотпущенник некоего учёного  Гай Поллий Валериан Секунд, державший  в Риме свою лавку близ храма Мира. Другой знакомый Марциала — Атрект — продавал книги в римском  квартале Аргилет. Однако авторских  экземпляров поэты не получали, поэтому  свои книги они дарили весьма неохотно. На одного издателя работало множество  копировальщиков, оплата труда которых  зависела, как и в Греции, от количества переписанного текста. Подсчёт строк  вёлся по особой стихометрической системе, введённой вероятно при Нероне. После  декрета Диоклетиана 301 г. критерием  измерения труда переписчиков стали 100 строк. При этом авторского права  в Риме формально не существовало, хотя было неписаное право уважать  чужую собственность, в том числе  автора на свои книги. Издатели старались  предотвратить частное переписывание  книг, выбрасывая на рынок максимально возможные тиражи для полного удовлетворения спроса на то или иное произведение. Речь при этом шла не только о конкурентной борьбе, но и о качестве текстов. Роль рецензентов выполняли обычно знакомые и друзья автора, который читал им свои произведения, как например поэт-трагик Луций Акций, читавший своему брату Марку Пакувию. Теренций свою первую комедию предложил вниманию городских эдилов, которые велели прочитать её известному комедиографу Цецилию Стацию.

Просвещение

По мнению Плутарха, совместное коллективное обучение в Риме началось в середине III в. до н. э., когда там  открыл свою школу Спурий Карвилий, но по сообщениям Ливия это было гораздо раньше. Мальчики и девочки  начинали учиться в 7 лет. Первые состояли под постоянной опекой воспитателя-педагога, сопровождавшим их на занятия в школу, а дома выполнявшим свои прямые функции. Вторые, из богатых семей, получали домашнее образование под руководством матери, а те, что победнее, ходили в школу вместе с мальчиками. Слова  «puella docta» («образованная девушка») были желанным комплиментом. Квинтилиан предъявил к педагогам характерные  требования («нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных  сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!»).

Учебный год начинался  в марте после праздника в  честь Минервы 19-23 марта. Свободными от занятий были другие праздничные  дни и нундины. Изначально учебная  программа ограничивалась чтением, письмом и изучением основ  арифметики, позже она была изменена. Обновлённые этапы описал Апулей как «чаши муз»: литературное чтение, грамматика и риторика. Цицерон например писал, что он изучал Законы двенадцати таблиц, которых в его время  не изучал уже никто. Первый этап критиковался в частности также Квинтилианом: «Мне, по крайней мере, не нравится хотя бы то, что, как я вижу, маленькие  дети часто учат названия и порядок  расположения букв раньше, чем вид  той или иной из них. Это мешает усвоению букв, ведь дети уже обращают внимание не на то, как выглядят буквы, а на то, что они запомнили прежде». Под руководством учителя арифметики — калькулятора — дети потом  учились считать. Пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, правой — сотен и  тысяч. На более высокой стадии обучения пользовались камешками. Таблицу умножения  запоминали, повторяя хором за учителем. На литературных чтениях читали обычно ранних поэтов вроде Ливия Андроника  или Квинта Энния, но при Августе  их заменили более поздние. Чтение сопровождалось анализом содержания произведения и  его языка и стиля. Обучение риторике было традиционно комплексным и  включало теорию ораторского искусства  и практические упражнения, заключавшиеся  в составлении речей на заданную тему из истории, литературы, мифологии  или политики. При этом упражнения имели 2 формы: свазории были речи, произносившиеся  одним человеком на определённую тему, а контраверсии соединяли речи обвинителя и защитника, то есть подготавливали к будущим выступлениям в суде. Риторы и актёры перенимали друг у  друга соответствующие приёмы.

Для рабов Сенека не считал целесообразным введение систематического образования, предоставляя этот момент их хозяину. Но среди рабов всегда было много греков, хорошо образованных в основной своей массе. Они были секретарями, библиотекарями, декламаторами  стихов и др. Некоторые, став вольноотпущенниками, по-видимому совершенствовали свои таланты. Среди них были известные в  Риме грамматик Реммий Палемон, заведующий библиотекой на Палатине Гай Юлий Гигин и т. д. Для детей рабов  от 12 лет начиная от Тиберия вплоть до Каракаллы организовывалась своя школа — «pedagogium», где преподавали  учителя из обычных школ. Большой педагогий обосновался во II в. на Целии, где в 198 г. работало 24 педагога и обучалась сотня учеников. Другой крупный педагогий появился в Карфагене.

Молодёжные организации

Начало римских молодёжных организаций следует искать во II в. до н. э. В Италии они были известны как «iuvenes» или «iuventus» («молодые», «молодость»), а в провинциях —  «iuventus» и «collegium iuventutis». Расширение их сети было связано с возникновением новых школ в городах империи (в Медиолане, Августодунуме, Бурдигале, Карфагене, Антиохии и др.). В отличие  от афинских эфебий, членство в организациях было добровольным, а не обязательным, упражнения не носили военный характер и кроме того такие организации  основывались на коллегиальных началах  и не имели назначенной администрации  — во главе их стоял магистр. Расцвета молодёжные организации достигли при  ранней Империи, когда муниципальная  городская аристократия стала эффективно помогать государственной власти. После  появления латифундиального хозяйства  значение римских молодёжных организаций  упало.

Религия

Запрет древнеримской  религии христианством

В течение IV века произошли  коренные изменения в отношении  Римского государства к христианству и прежней официальной языческой  религии. Если в 311 году императором  Галерием был издан эдикт разрешающий  исповедание христианства, что спустя два года было подтверждено Миланским  эдиктом Константина и Лициния, то уже вскоре в правление Константина  был издан специальный эдикт  о веротерпимости, разрешавший исповедание  язычества. Однако, уже к концу IV столетия императором Феодосием  Великим язычество было запрещено, а христианство в 381 году провозглашено государственной религией.

В 384—385 годах рядом указов императора Феодосия было предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д. Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и  вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более  строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция  старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила  решений Феодосия; священный огонь  Весты был потушен (394), и в том  же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в  Греции. Фактически практика «язычества»  продолжалась в глухих углах империи.

Тем не менее, в Восточной  Римской империи достижения античной культуры и философии продолжали играть значительную роль. Изучались, переписывались и комментировались труды античных авторов. Поддерживался  высокий уровень архитектуры, естественных наук, математики и медицины. До 529 года продолжала работать Платоновская Академия в Афинах, выпускниками которой были в частности выдающиеся христианские богословы Василий Великий и Григорий Богослов. Академия была упразднена императором Юстинианом Великим.

К тому времени уже существовал  открытый в 425 году императором Феодосием II Константинопольский университет. В Константинополь была перевезена часть рукописей знаменитой Александрийской библиотеки, к тому времени уже неоднократно подвергавшейся разорению.


Информация о работе Культура Древнего Рима