Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить культуру Древнего Рима.
Основной задачей является – формирование общего представления о культуре Древнего Рима.
В своей работе я старалась использовать наиболее интересные на мой взгляд факты из книг и ресурсов интернета. Для меня была данная тема очень интересна и познавательна ,предмет культурология помогает стать человеку всесторонне развитым.

Содержание работы

Введение 2
Самобытность культуры Древнего Рима 4
Религия, мифология и философия 4
Литература, театр, музыка 9
Искусство 11
Наука и образование 14
Одежда 15
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Самобытность  культуры Древнего Рима 4

Религия, мифология  и философия 4

Литература, театр, музыка 9

Искусство 11

Наука и образование 14

Одежда 15

Заключение 17

 

 

Введение

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в  ней ряд особенностей. Также в  ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур  завоеванных стран.

Культура Древнего Рима – завершающий  этап в развитии античной культуры. История этого государства охватывает более двенадцати столетий. [3.C.147].

Цель работы – изучить культуру Древнего Рима.

Основной задачей является –  формирование общего представления  о культуре Древнего Рима.

В своей работе я старалась использовать наиболее интересные на мой взгляд факты из книг и ресурсов интернета. Для меня была данная тема очень интересна и познавательна ,предмет культурология помогает стать человеку всесторонне развитым.

Древнейшим населением Апеннинского полуострова считают лигуров, происхождение которых окружено тайной. Примерно с рубежа III–II тыс. до н.э. на полуострове расселяются пришедшие с севера италийские племена: первая их волна принесла культуру бронзы, вторая волна на рубеже II–I тыс. до н.э. – культуру железа. Приблизительно в начале I тыс. до н.э. на Апеннинском полуострове появились этруски, пришедшие возможно из Малой Азии. Именно они создали первую на территории Италии цивилизацию и на протяжении первой половины I тыс. до н.э. играли здесь ведущую роль. [2.C.137].

Рим, основанный по преданию Ромулом  и Ремом в 753 г. до н.э., явился второй морской цивилизацией, значение и  размеры которой простерлись  намного дальше, чем могли мечтать  римляне. К IV в до н.э. Рим установил господство над Италией.

С середины I в. до н.э. единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается его приемный сын Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу Римской империи в греческий город Визант, расположенный на берегу Боспора, которому дает название Константинополя. В конце IV в. Римская империя разделилась на два государства – Западную империю и Восточную империю, получившую название Византии. В 410 г. готы впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование.

Важным этапом римской экспансии  было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой стали  римляне. Потерявшие независимость  греки «покрыли» Рим своей  мифологией и философией и одержали культурную победу. Греческая философия  уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Преподавание шло на греческом  языке. Гордый Рим, непреклонный и суровый  в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой  греческой культурой. Собственные  художественные традиции римлян были довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой, прозрачна. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой и т.д. Рим создал свою литературу сильную и самобытную.

Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько  достаточно развитых культур. Помогало это то, что римская культура не обладала собственной целостностью, которая противостояла бы другими  культурами. Она впитывала в себя и духовно подчинялась культурам  покоренных народов, придавая им свою специфику. Римская империя объединила большинство известных в то время  цивилизаций – египетскую, ближневосточные, европейскую. Начиная со II в. после завоевания Греции данную роль выполняла греческая мифология и философия, а позднее – христианство, ставшее мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством Овидея, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией римских стоиков, формировавших единые правила поведения.

Римская культура – прообраз мировой  культуры. Именно в римской культуре осуществился первый в истории синтез, который повлиял на все последующее  развитие культуры. [1.C.188].

Самобытность культуры Древнего Рима

Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а  прикладными вопросами. Они не спрашивали: «Что есть человек?», их интересовало: «Как он должен жить?»

Римская литература славится не только своей поэзией, сколько прозой. Трезвый  утилитаризм лежит в основе всей деятельности Древнего Рима. Культура для римлян в первую очередь –  средство разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система  управления государством, которая была закреплена в знаменитом римском  праве, ставшем образцом для потомков. [3.C.148].

Религия, мифология и философия

Древнейшая римская религия  коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги безжизненны.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудовых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными  делами своей скромной жизни.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных  богов, так как человек на каждом шагу зависел от какой-нибудь высшей силы.

Древние этрусские божества: триада небесная и триада подземная Этрусских  пантеон во многом был схож с греческим, влияние греков особенно заметно  с VIII в. до н.э., когда в Южной Италии и на Сицилии появились колонии. Особым почитанием у этрусков пользовались две триады. В первую, небесную, входили Уни – покровительница царской власти. Минерва – богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла, Тин – бог неба, громовержец. Он считался верховным богом и его свиту составляли двенадцать богов. Вторая, подземная, триада известна нам меньше, в нее входили бог и две богини, связанные с культурой плодородия.

В верованиях этрусков важную роль играло представление о загробной жизни: по их мнению, души умерших получали воздаяние за грехи. И земной, и  загробный мир были населены множеством демонов.

Одной из характерных черт религии  было широкое распространение гаданий  по внутренностям животных, молниям, полету птиц. Правила гадания были заимствованы римлянами и назывались у них «этрусской наукой».

Италийская религия первоначально  была анимистической – признавала существование всевозможных духов. Постепенно произошел переход к  антропоморфизму – богов стали  представлять в человеческом облике как у этрусков и греков, которые  оказали влияние на формирование римского пантеона.

Пантеон римских богов у римлян существовала верховная триада богов: Юпитер – италийский бог неба и  света, Марс – бог плодородия, дикой  природы, войны, Квирин – бог сабинов, италийского племени, жившего в центральной части Апеннинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), в нее входили Юпитер, Юнона – богиня брака, женщин, материнства, Минерва – покровительница ремесел и искусств. Вторую почитали плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства), в нее вошли Церера – древняя италийская богиня производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер – бог плодородия и Либера – его женская параллель.

Характерной чертой римской религии  была персонификация сил природы  и всех общественных, политических, хозяйственных процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у навоза, у жатвы, сева, и т.д. особую роль играл  двуликий Янус – бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его  лицо обращено в будущее, второе –  в прошлое, и он почитался как  бог времени.

Римский пантеон никогда не был  замкнутым: считая что, новые боги усиливают  их мощь, римляне охотно принимали  новые культуры. Начиная с V. И  особенно с III в. до. н.э., происходит отождествление римских богов с греческими, а также некоторое изменение их функций.

Культ Аполлона, не имевший аналога  у римлян, был заимствован одним  из первых через греческую колонию  Кумы, где существовал его знаменитый оракул. С принятием культа Аполлона был перевезен в Рим и стал использоваться для гаданий сборник  предсказаний кумской свиллы (пророчицы) – «Сивиллины книги».

Наряду с богами римляне продолжали почитать духов – безличные силы. Добрыми духами считались пенаты – покровители дома, родного города, государства; лары – хранители домашнего очага, семьи; манны – добрые духи умерших; гении – духи-покровители мужчин. К злым – ларвы – души непогребенных покойных; лемуры – призраки мертвецов.

Как и остальные древние народы, римляне приносили своим богам  жертвы, стоили в их честь храмы. Культовые функции были распределены между различными коллегами жрецов. Верховные жрецы ведали обрядами и погребальным культом, они осуществляли надзор за другими жрецами, составляли календари. Фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права, фламилы обслуживали культы определенных богов, коллегия арвальских братьев молилась о ниспослании урожая, Луперки исполняли ритуалы. Существовала особая коллегия жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету и крику птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Весталки – жрицы богини Весты, поддерживали в ее храме вечный огонь как символ нерушимости государства. Как сама богиня, весталки должны были хранить целомудрие, при нарушении этого обычая их заживо закапывали в землю или замуровывали. Салии (плясуны) – два раза в год в боевых доспехах и со священными щитами в руках исполняли ритуальные танцы в честь Марса. Жрецы подчинялись государству, их выбирали, иногда должности передавались по наследству.

Мифология в Риме не получила особого  развития. В основном были восприняты греческие мифы, которые позже, в  эпоху Возрождения и Нового времени, стали популярны именно в римской  трактовке, с римскими именами богов  и героев. Так, греческий Геракл большинству  современных людей известен как  Геркулес, статуя Афродиты с острова  Мелос – как Венера Милосская. Особенно популярным в Риме был цикл сказаний об Энее – одном из троянцев, бежавших после разрушения Трои греками. Эней считался предком Ромула и Рема, основавших Рим.

В первые века новой эры, в эпоху империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, – с христианством.

В Римской империи возникают  многочисленные христианские общины, в которые принимали всех, уверовавших  в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями.

Многие правила христианских общин  вызывали подозрительное и неприязненное  отношение со стороны римских  властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено.

В 312 г. верховную власть получил  император Константин (272 – 337). При  Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры.

Во второй половине IV в был окончательно сформирован «Новый Завет», в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены.

Римская философия возникает под  влиянием древнегреческой. Как в целом философии эпохи эллинизма, здесь имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик), эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина. [1.C.240].

Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя – необходимость  условие достоинства личности; достоинство  же – условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в  центр процесса познания; неважно, что  предметом познания является весь мир, целью его становится человек  с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная  жизнь мудреца – в невозмутимости и гордом спокойствии духа при  любых обстоятельствах бренной  земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули  на первый план этику.

Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской  империи во главе с блистательным  Римом. Римские философы – стоики отождествляли природу с универсумом  и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир  управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой  разум и чувство вселенной, так  же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен  в своих возможностях. Познание общих  законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать  в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего. «Вели благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение», писал Сенека. Его предупреждение человечеству актуально и сейчас. [3.C.152].

Литература, театр, музыка

Первые известные надписи на латинском языке относятся к VII–VI вв до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось, и к II–III в до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид.

На становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая  литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239 – 169 до н.э.), создав эпическую поэму «Анналы», в которой он рассказ об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи.

Информация о работе Культура Древнего Рима