Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить культуру Древнего Рима.
Основной задачей является – формирование общего представления о культуре Древнего Рима.
В своей работе я старалась использовать наиболее интересные на мой взгляд факты из книг и ресурсов интернета. Для меня была данная тема очень интересна и познавательна ,предмет культурология помогает стать человеку всесторонне развитым.

Содержание работы

Введение 2
Самобытность культуры Древнего Рима 4
Религия, мифология и философия 4
Литература, театр, музыка 9
Искусство 11
Наука и образование 14
Одежда 15
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Эпоха последних десятилетий существования  республики и начала принципата стала  периодом расцвета римской поэзии. В это время, творили Лукреций, написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой излагалось учение Эпикура; Катулл – мастер лирической поэзии. Огромное влияние на европейскую  лирику Нового времени оказал замечательный  поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). К знаменитым римским поэтам относится Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.), чьими главными произведениями считают «Метаморфозы» превращениях греческих богов и героев; «Фасты» (календарь), описывающие римские праздники. Широко известны также его «Наука любви» и «Лекарства от любви».

Последний крупный античный поэт –  Клавдиан (ок. 375 – после 404), прославлявший былое величие Рима.

Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях  Плавта (ок. 250 – 184 до н.э.) и Теренция (190 – 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 – 130 до н.э.) и Акций (170 – 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой.

Театральные представления по греческому образцу стали устраиваться в  Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь  существовал народный вид драматического творчества ателлана – комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры. [2.C.143].

В Древнем Риме появился цирк с  фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и  травлей животных – любимыми римскими зрелищами. [5.C.204].

Римская музыка не была так тесно  связана с литературой, как греческая, хотя театральные представления  тоже сопровождались музыкой танцами. Римляне усовершенствовали многие греческие инструменты – лиру, кифару, аулос, лютни. С I в до н.э. получил распространение водяной орган, изобретенный в это время в Александрии. Очень разнообразна была в Риме военная музыка – от всевозможных сигналов до маршей. Духовая музыка исполнялась и во время триумфальных шествий, официальных праздников, похорон; ударные инструменты были популярны в театре, во время развлечений.

 

 

 

Искусство

Основной вид искусства –  архитектура, возникшая под влиянием этрусской и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в до н.э. – бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа. [2.C.145].

Среди множества разных типов сооружений римского зодчества самым величественным был форум. В Риме, недалеко от древнейшей республиканского форума, высятся форумы римских императоров, каждый из которых  стремился увековечить память о  себе. Самым большим был форум  императора Траяна, в центре которого до сих пор высится знаменитая колонна его имени. В отличие  от сооружений греческой классики римские  форумы были строго симметричны.

Первые храмы были построены  еще при этрусских царях. На Капитолийском  холме сооружен храм патрицианской  триады – Юпитера, Юноны, Минервы. В  дальнейшем храмовое строительство  идет очень активно, особенно с присоединением новых территорий и включением новых  богов. Множество храмов было создано  на значительной части территории Европы, по всему Средиземноморью. Известны Баальбек – культовый комплекс I–III вв н.э. неподалеку от Пальмиры (древнего города Сирии), посвященный местным и римским богам.

Самый знаменитый римский храм –  Пантеон (храм в честь всех богов) был построен в первые десятилетия II в н.э. Это монументальное купольное сооружение высотой около 43 м построено из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, внутри отделано цветным мрамором. Вход украшен прямоугольными портиком, центральная часть имеет цилиндрическую форму.

Храмы являются составной частью архитектурного форума – центральной площади  римских городов, средоточия общественной, политической культурной жизни. Самый  известный Форум Романум в Риме. [2.C.145].

Также к Римским сооружениям  относятся: триумфальные арки, предназначенная для торжественного въезда победителя. Одним из лучших образцов является арка Тита, поражающая не только своим величием, но и четкостью членений и соразмерностью пропорций. Амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где проходили соревнования колесниц. Потребности римской городской жизни создали новый тип зданий – так называемый термы. Называть термы банями значит сужать их истинное назначение. Это было место встреч, отдыха, бесед в дружеском кругу, здесь заключали сделки, совещались с адвокатами. Помимо бассейнов и ванн в термах были помещения для отдыха, библиотеки, гимнастические залы.

Римляне очень гордились своими арочными мостами – акведуками. Из них лучше других сохранился Гардский мост, выстроенный в I в н.э. в римской провинции Галлии.

Своеобразие римской архитектуры  появилось также в строительстве  жилых домов. Их образцы найдены  в Помпеях. Особенно знаменит дом  Веттиев. Планировка домов отличалась строгой симметрией. Он делился на официальную часть, где принимали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром официальной части был атриум с бассейном. Сзади к дому примыкал внутренний дворик – перистиль, место отдыха. [3.C.159].

Кроме частных домов в городах  существовали многоквартирные дома – инсулы., в которых жилье сдавалось в наем беднейшему населению инсулы строились из кирпича, имели от трех до шести этажей и не отличались особыми удобствами, на первом этаже обычно располагались лавки.

С IV в н.э., времени признания  христианства и превращения его  в официальную религию, в Римской  империи начинают строиться христианские храмы – базилики. Название христианских базилик были заимствованы от римских  административных зданий. [2.C.147].

Наиболее известный памятник римской  архитектуры построен в I в н.э. Колизей  – самый большой амфитеатр  античного мира, вмещавший более 50 тыс. человек, наблюдавших за травлей  зверей и гладиаторскими боями. Свое название он получил от стоявшей неподалеку огромной статуи (колосса), первоначально  изображавшей печально известного императора Нерона (37–68), а затем бога Галиоса. Римский поэт Марциал называл Колизей чудом света. [2.C.146].

Больших успехов достиг Древний Рим в скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшают арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник.

В рельефы арки Тита изображены триумфы  императора, в честь которых была сооружена арка. Эти тонкие по манере исполнения рельефы очень близки к живописи.

Колонна Траяна опоясана от пьедестала до капители двухсотметровой спиральной лентой рельефов, повествующих о походах  императора против даков. Эта колонна уникальный памятник римской скульптуры.

Скульптурный портрет. Интерес  к нему появился у римлян еще во время завоевания Греции. Они преклонялись перед художественным гением греков. Завоеватели вывезли из Греции большое  количество статуй. С I в до н.э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать мраморные копии с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры.

Скульптура Греции оказала сильное  влияние на искусство римского портрета, но римляне создали совершенно особый его тип.

Скульпторы стремятся передать не только портретное сходство, но и  суть характера человека.

Наука и образование

Наука в Древнем Риме продолжила, классифицировала знания, полученные греками в древности, в классический период и особенно в период эллинизма. Собственные открытия римлян относятся к строительству, математике, медицине, земледелию, праву и области государственного управления. Основополагающим в римской культурной традиции был приоритет практического знания, эмпирического опыта над умозрительным. [3.C.150].

Самой развитой в Риме была юриспруденция  – наука о праве. Основной римского права стали составленные в V в до н.э. «Законы 12 таблиц».

В дальнейшем в Риме появились профессиональные юристы – известно, что уже с III в до н.э. у них можно было получить консультацию. Римская юриспруденция ввела деление права на частное и публичное, принцип равенства граждан перед законом, были заложены основы общей теории права. Юристы в своей деятельности сочетали теорию и практику, давали профессиональные советы, составляли исковые формулы и т.д.

В развитии математики, физики, астрономии римляне не внесли ничего нового –  они использовали греческие достижения.

Античная медицина достигла своего расцвета в эпоху империи благодаря  деятельности греческого врача Галена (139 – 199), практиковавшего в Риме. Он проводил анатомические исследования, опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.

История. В Риме ее истоки восходят к книгам жрецов-пантификов, имевших форму летописи, куда заносились основные события. Великий полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь (100 – 44 до н.э.) – автор «Записок о Галльской войне», отличающийся ясностью изложения. Расцвет римской историографии пришелся на эпоху принципата: Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) написал «Историю Рима от основания города»; крупнейший римский историк Тацит (ок. 55 – ок. 120) в своих произведениях «История» и «Анналы» рассказал о драматических событиях в I в н.э., особое внимание уделял личности императоров.

Система образования и риторика в римской империи во II–I вв до н.э. была заимствована у греков, но с некоторыми изменениями. Ведущее место занимала юриспруденция, а не математика, занятия музыкой и гимнастикой отсутствовали, языки и литература изучались в тесной связи с римской историей. На высшей стадии обучения особое внимания уделяли риторике, а не философии. Занятия в римских школах были двуязычными: до 12 лет дети посещали уроки греческого языка и литературы, а затем параллельно начинали заниматься латинским языком и литературой. В отличие от Греции начальные и средние школы были частными, занятия платными.

Одежда

Римляне, покорившие множество народов  и создавшие огромное государство, считали себя избранным народом, которому свыше предначертано править  другими, именно они обладают особыми  добродетелями, необходимыми для этой миссии – справедливостью, стойкостью, мужеством, верностью своему народу. Эти качества очень ценили в римском  обществе, их прививали детям, воспитывая в них на примерах достойного поведения  предков гордость за свой народ, дисциплинированность, чувство ответственности за общее  дело.

Римская армия отличалась особой дисциплиной, которая поддерживалась с помощью  различных суровых наказаний, а  так же наград, к которым относились особые браслеты, ожерелья, медные бляхи  на грудь. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, вручавшийся  за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец – тому, кто  первым поднимался на стену неприятельского  города. Высшей наградой полководцу был  триумф – торжественный въезд  на колеснице на вершину Капитолийского холма.

Основной одеждой у римских  мужчин была тога. Римлянин, совершивший  преступление, прежде всего лишался права носить тогу.

Классическая римская тога (из шерстяной  ткани) имела форму овала или  эллипса, тога не имела швов, ее ткали  целиком. Способ драпировки тоги был  очень сложным. Цвет тоги был главным  образом белый, траурные одежды были коричневого цвета.

Домашней одеждой была туника, близка по покрою к греческому хитону, из шерстяных  и льняных тканей различных цветов, с рукавами короткими или длинными. Рядовые граждане носили тунику до колен и не всегда надевали тогу, чаще всего они довольствовались небольшим плащом типа гиматия, а для путешествий или в непогоду носили «пенулу» – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу делали из плотных шерстяных тканей.

Женская одежда состояла из нижней туники, которая делалась из тонкой ткани, верхняя  – «стола» – из более плотной  и третья – «пала» – покрывало, подобное греческому гиматию. Если туника имела рукава то надевали столу без рукавов. Понизу столы пришивали широкую густую оборку – «институ». Палу носили при выходе на улицу и покрывали ею голову.

Уже в конце республиканской  эпохи плотные шерстяные ткани  не удовлетворяют вкус римских женщин. Чем тоньше была ткань, тем выгоднее она оттеняла красоту римлянок. Знатные  римлянки увлекались египетскими украшениями. Башмаки из тонкой кожи так плотно облегают ноги, что они кажутся  обнаженными. Особенно большое внимание уделяется прическе, в эпоху Римской  империи во II и III веках, они становятся настолько сложными, что превращаются в парик. [1.C.266].

 

 

 

 

 

Заключение

Значение Римской культуры. Более 500 лет господствовал Рим в  античном мире. За это время римляне  под влиянием Греции и Востока  создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента падения Римской  империи прошло более полутора тысяч  лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся  каменные дороги, акведуки, остатки  древних величественных дворцов  и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке  культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской  архитектуре Европы, в обычаях  и традициях многих европейских  народов.

Информация о работе Культура Древнего Рима