Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Мифология Древнего Рима…………………………………………………….6
3. Культура Древнего Рима в республиканский период………………………..9
3.1. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи…………9
3.2. Римская скульптура, живопись, литература………………………….11
4. Культура Древнего Рима в императорский период………………………...15
4.1. Градостроительство и архитектура…………………………………..15
4.2. Скульптура, живопись, литература…………………………………..17
4.3. Наука……………………………………………………………………21
5. Заключение…………………………………………………………………....22
6. Список использованной литературы………………………………………...24

Файлы: 1 файл

мой культура Древнео Рима реферат..docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И  ИНФОРМАТИКИ.

 

Кафедра: «Социология и  культурология»

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине

 

«Культурология»

 

на тему:

 

Культура Древнего Рима

 

 

 

 

 

   Выполнила:

студентка 3 курса

группа ЭФ3-080111

Серебрякова Е. А.

Проверил:

Попов Г. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Мифология Древнего Рима…………………………………………………….6

3. Культура Древнего Рима в республиканский период………………………..9

       3.1. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи…………9

      3.2. Римская скульптура, живопись, литература………………………….11

4. Культура Древнего Рима в императорский период………………………...15

       4.1. Градостроительство и архитектура…………………………………..15

       4.2. Скульптура, живопись, литература…………………………………..17

       4.3. Наука……………………………………………………………………21

5. Заключение…………………………………………………………………....22

6. Список использованной литературы………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античная культура и цивилизации  развивались в рамках истории  «вечного Рима» - государства, прошедшее  путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки  всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской  цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние  на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается  не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали  не только римляне, но покоренные ими  народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного  развития.

 

Современный город Рим  является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово "Рим" вкладывалось другое содержание. В древности Рим -- это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы все Средиземноморье. Таким образом, термин "Древний Рим" условен.

Условность термина "Древний  Рим" особенно наглядно проявляется  в том, что как таковая история  первых цивилизаций начинается не в  городе Риме, а во вне римских  и даже вне италийских центрах -- в греческих колониях на территории Сицилии и Южной Италии и в  этрусских городах. Период VIII -- VI вв. до н. э.- это, собственно, неримский период "древнеримской истории". Как социально расчлененное общество с первичной государственностью, римская община начинает свое историческое существование с начала VI в. до н. э.

С течением времени понятие "Древний Рим" изменилось. В VI--TV вв. до н. э. в Древний Рим входила  центральная часть Апеннинского полуострова, а римское общество и государство представляло собой  одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим  крупным полисам типа Афин или  Спарты.

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы  военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

Из сведений древних авторов  следует, что первые храмы для  римлян возводили их соседи, более  цивилизованные этруски. Именно этруски  создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы  римлян -- статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в  области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве  случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли  до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы  лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

      Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет - это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мифология Древнего Рима

 

Об этапах развития Римской  мифологии существует несколько  мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия  формировалась параллельно с  процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и  боги отдельных общин сливались  друг с другом. По мере вытеснения родовых  связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской  общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской  мифологии оказали влияние три  фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская  община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны  были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как  великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих  богов началось не позднее конца VI - начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

 

 

 

3. Культура Древнего Рима в республиканский период

 

Для мировосприятия римлянина  раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов  над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью. Во II-I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, переосмысляются и даже критикуются традиционные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. Все эти черты отразились в римском искусстве и литературе.

 

   3.1. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи

Градостроительство и  архитектура республиканской эпохи  проходят в своем развитии три  этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается  хаотично; преобладают примитивные  жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением  храмов (прямоугольный храм Юпитера  Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный  и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным  сооружение сводчатых перекрытий в  больших помещениях. Римские архитекторы  творчески перерабатывают греческие  архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны. На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме). Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Информация о работе Культура Древнего Рима