Культура древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Магия по своему внутреннему существу неотрывна от древнего язычества. В язычестве исповедовался политеизм – многобожие. И если Божественное Откровение свидетельствует о Боге, превышающем наш тварный мир, то в язычестве боги всего лишь части материального мира, как частью являются небесные светила и звезды. Они, боги в языческом понимании, также ограничены, зависимы от судьбы и всевозможных превратностей, и значит, в определенном смысле могут быть управляемы. Магия обращается к невидимым духам, этим близким к людям «божкам», но обращается с целью заставить их служить человеку в достижении его земных интересов.

Содержание работы

1 Введение ………………………………………………………………… 3
2 Культура Древнего Востока……………………………………………. 7
3 Вера в бессмертие……………………………………………………… 10
4 Вехи…………………………………………………………………….. 12
5 Соотношение канона образа и символа в древнеегипетской культуре…………………………………………………………………………..12
6 Понятие анимализма……………………………………………………14
7 Роль религии…………………………………………………………….16
8 Индийская культура………………………………………………….…19
9 Упанишады……………………………………………………………...21
10 Искусство Индии………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

культура древнего Востока.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал набором важнейших составляющих: сах – тело человека, шунт – его тень, рен – его имя, ах – его привидение, ба – проявление сущности, ка – душа человека, его бессмертный двойник, аб – его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого телом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восстал к новой жизни в стране вечности.

Для египетской культуры трудно провести грань между религиозным  и магическим, достаточно сказать, например, что между именем и его носителем существовала прямая, сущностная связь, такая же, как между предметом, вещью и его образом заместителем. Животные, атрибуты символизировали (замещали) богов, боги – друг друга, и это замещение носило магический характер, имея в виду под магией тайную связь всех вещей и явлений, при которой, воздействуя на одну сущность, получаешь результат от другой.

 

Вехи

 

Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно разделить на следующие этапы:

• Додинастический период (V – IV тыс. до н.э.);

• Раннее царство (ок. 3000 – 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;

• Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), строительство пирамид;

• Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.);

• Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;

• Поздний период (XI – IV вв. до н.э.). С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.

 

Соотношение канона образа и символа в древнеегипетской культуре

 

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в  египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление  о царских дворцах дают сохранившиеся  остатки резиденции Эхнатона, найденные  при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась  в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной  скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда  они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой  скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц  и храмов, различных сооружений покрыты  великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего  вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался  крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с  рельефами стены гробниц покрывались  контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в БениХасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и изобразительное  искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

 

Понятие анимализма

 

Огромное значение для египтян имел также культ  диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, корова, бык, баран, козел, крокодил, птицы  скол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жукскарабей.

Египетские  боги воплощались едва ли не во всех животных, которые были известны древним  египтянам. В разных областях почитали своих боговпокровителей, но имелось  и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому — знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали “тельцом”. Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на праздненстве “Хебсед” фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция  быка также являлась общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра.

Несколько иное значение имел культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной  звездами. Богиня неба Хатор, “небесная  корова”, тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако, различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие.

Животные, которых  египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, гдето он становился Хнумом. Подобное многообразие — характерная черта египетского анимализма.

 

Роль религии

 

Религиозные воззрения  древних египтян — та сторона  древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает  современного человека. Европейская культура выросла в из верований и мировоззрения других культур Древнего мира — с одной стороны, иудейской, с другой — грекоримской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение — явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

Характерная особенность  системы верований древних египтян  — ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм  тесно связан с культом природы  и естественных сил. Поклонение стихиям  во всех их проявлениях — черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

Первоначальные  верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов — обожествления различных животных, в которых воплощались богипокровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.

Пантеон Древнего Египта складывается в ту пору, когда  египтяне переходят к оседлому образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.

Особое место  занимал в этой системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах — столице фараонов Среднего и Нового царства.

Формирование  политической и административной системы  страны также оказывало влияние  на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще  в додинастический период, имели  каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в  одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

После объединения  верхнеегипетских и нижнеегипетских  номов в единое царство, после  окончательного объединения страны в культурном плане сложилась  и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране — так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.

Эннеада состояла из божеств стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии — сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).

 

Индийская культура

 

Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой  были заложены в далекой древности, начиная с 2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индобуддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (махабхарата).

Говоря о  социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским  понятием как карма. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – буддизм. Его основоположник – Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома.

Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя Махавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Длительное время различные традиции существовали параллельно, вплоть до ухода буддизма из Индии в XI в., хотя сам Будда никуда не исчез, а стал одним из воплощений (аватара) бога Вишну. Такое мирное разрешение противоречий могло быть возможным благодаря варнокастовой системе, укоренившейся в индийском менталитете настолько, что тот концепт, который предлагался буддизмом, о вневарновом достижении нирваны, не оказался достаточным стимулом и аргументом в соперничестве брахманизма и буддизма. В конце концов, возобладал индуизм как образ жизни индийского народа, вобравший в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в тримурти. Риши, брахманы, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с брахманом (мокша), или освобождение сознания (нирвана). Различные школы индийской философии, а также архитектура, иконография, музыка непосредственно связаны с религиозным сознанием и культом.

Тысячелетняя культурная традиция, сформировавшаяся главным образом  на территории Индии, сложилась в  тесной связи с религиозными представлениями  ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, создание которых относится ко второй половине или к середине 2000 г. до н.э. Книги представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В гимне «Песнь творения» говорится, что в начале был бесформенный хаос, потом возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже сотворения этого мира.

Веды (букв. знание, с глаголом vid – знать ассоциируются такие слова русского языка, как ведать, ведение, ведовство) – это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение. По приданию священное знание Вед легендарные древние провидцыпоэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Это знание заключает в себе непреложную истину, и Веды на всем протяжении истории индуизма пользовались наивысшим авторитетом. Это четыре книги священного знания, составляющие самую древнюю часть канона, самхиты, собрание священных речений (мантр), которым приписывается магическая сила: «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня). Последняя веда сложилась и была канонизирована позднее остальных. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, поскольку она не предполагает никакого санскритского памятника, в то время как вся остальная литература предполагает ее. Ригведа – это великое начало индийской культуры.

Информация о работе Культура древнего Востока