Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Главная для античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3-2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

Величайший  из трех трагиков, "философ на сцене". Эврипид отчасти разделял убеждение  софиста Протагора, что "человек  есть мера всех вещей", а все социальные нормы, обычаи и представления есть нечто враждебное и чуждое личности. В трагедии "Медея" - одном из первых шедевров мировой драматургии - муж Медеи Ясон, для которого она пожертвовала всем, женится на другой, молодой и богатой, чтобы... обеспечить Медею и ее детей, т. е. "ради семьи" предает чувства  жены. Мелея не рассуждает, не борется  — она страшно мстит, отвергая все социальные устои, слушаясь только голоса страсти. Автор явно на ее стороне: внутренний мир человека оказался наивысшей ценностью мироздания. Если общий эмоциональный фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллические обряды, тесно слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических песен против притеснителей обши-ны придало комедийному жанру обличительную направленность. При этом главным оружием стало высмеивание.

Правда, высокая комедия Аристофана (ок. 445 — ок. 385 гг. до н. э.), ориентированная  на достаточно образованную и равноправную аудиторию, отличалась интеллектуальным характером. С позиций общинной морали он доказывал непреемлемость субъективного  толкования социальных процессов и  норм и вытекающего отсюда индивидуализма. Аристофан не мыслил счастья человека вне общего счастья, осознавая, что  политическая борьба ведет к власти все более страшных людей.

1.4 Вазопись

 

На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

Широта  художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства  к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике.

1.5 Архитектура

 

Эпоха архаики  была временем зарождения эллинской  архитектуры. Основным типом здания был храм, служивший жилищем божества; жертвоприношения совершались не в  храме, а перед жертвенником под  открытым небом. С VII в. до н. э., когда для сооружения храмов стали использовать камень, была выработана строго продуманная система пропорций между колоннами и лежащим на них перекрытием. Эта система получила название «ордер» и была положена в основу всей последующей древнегреческой архитектуры. Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер, что означает «со всех сторон окрыленный» , т. е. окруженный колоннадой. Греческая архитектура классического периода развивала и совершенствовала тип храма, сложившийся в зодчестве архаики. Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной четкостью конструкции и исключительной гармонией пропорций (храм Зевса в Олимпии, храм Эфеи в Эгине, храм Посейдона в Пестуме, Парфенон афинского Акрополя и др.).

Крупнейший  памятник эпохи Перикла -- афинский Акрополь — замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, созданный под руководством выдающегося скульптора V в. до н. э. - Фидия. Парадным входом в Акрополь служили Пропилеи, сооружение, отличавшееся строгостью и ясностью форм. Слева к портику Пропилеи примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа на естественном выступе скалы стоял небольшой удивительно стройный и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями возвышалась огромная статуя Афины-воительницы. Золотое копье в ее руке служило маяком для подплывавших к Пирею судов. Центральное место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон - храм Афины-Девы. В его главном помещении — целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная Фидием из слоновой кости и золота. Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства.

1.6 Скульптура

 

Величайший  скульптор V в. до н. э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.

В своих  творениях «Дискобол», «Афина и Марсий»  и других утверждает силу и красоту  человека Мирон. В теоретическом  трактате «Канон» Поликлет выводит  цифровой закон идеальных пропорций  человеческого тела, а потом воплощает  свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Дальнейшее  развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости  образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими  средствами передать тонкий и богатый  душевный мир. В работах «Афродита  Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свойственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость. Уроженца острова Парос Скопаса (IV в. до н. э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» — спутница Диониса — изображена в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор Игра светотени усиливает впечатление динамики образа. Третий скульптор IV в. до н. э. Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» — спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.

1.7 Театр

 

Важное  место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно  было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене  событиям, таким же, как те, в каких  они сами принимали участие в  реальной жизни. Театр не только отражал  их жизнь, богатую событиями, но и  служил проявлением их интереса к  политике.

Древняя Греция оставила три имени авторов  трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид, и  одно имя комедиографа — Аристофан.

В греческих  трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей  истории человечества. Главная среди  них — утверждение человека в  мире, через борьбу, торжество и  поражения. Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять  ей, разрабатывает отец трагедии Эсхил (525—456 г. до н. э.) Сохранилось всего 7 произведений Эсхила. В «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» автор проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.) интересует проблема взаимоотношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Электра»  он воспевает, мощь свободного человека — его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между  старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов  гражданского общества; он осуждает деспотизм  государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.

Театр Еврипида (ок. 485/480—406 гг. до н. э.) — высшая ступень  в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь  реальных людей и их судьбы. Он смело  вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны  и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Как и его друг Сократ, Еврипид одним из первых указывает  на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

Комедии Аристофана (ок. 445— ок. 385 гг. до н. э.) — это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Его  сюжеты в «Лисистрате», «Лягушках», «Облаках» необычайно злободневны. Человек в комедиях Аристофана представлен  в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и  пороки.

Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием. Театральное представление было одним из способов почитания бога Диониса в Афинах – на родине драматического искусства. Само слово драма указывает на ее религиозное происхождение. На мистических празднествах жрецы представляли верующим разные мифы, касавшиеся чествовавшегося божества. Это мистическое действо и называлось dromena. А самым замечательным моментом праздника в честь Диониса были дифирамбы – религиозные хоры, победитель которых получал в награду козла (по – греч. tragos). Этот вид состязания так и стал называться «песнь козла», или tragoedia.

 

Глава 2. Культура Древнего Рима

 

Эпоха эллинизма  существовала сравнительно недолго. Большинство  эллинских государств довольно скоро  было завоевано Римом. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы, военной доблести, богатства и высокого уровня цивилизации. Формирование римской культуры проходило под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего этрусков и греков. С самого начала ее отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Этим объясняется, что художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней смешались черты культур, вошедших в Римскую республику покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов.

Древние римляне оставили после себя грандиозные  архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура.

2.1 Религия и мифология Древнего Рима

 

У римлян первоначально существовала верховная  триада богов: Юпитер – италийский бог неба и света, Марс – бог  плодородия, дикой природы, войны, Квирин – бог сабинов, италийского плени, жившего в центральной части Аппенинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем под влиянием этрусков появились другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), вторую – плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства). В патрицианскую триаду входили Юпитер, Юнона – богиня брака, женщин, материнства. Минерва – покровительница ремесел и искусств. В триаду, почитаемую плебеями, вошли Церера – древняя италийская богиня, производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер – бог плодородия и Либера – его женская параллель.

Характерной чертой римской религии была персонификация не только сил природы и некоторых  абстрактных понятий (как это  было у греков), но и практически  всех общественных, политических, хозяйственных  процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у вносимого в почву  навоза, у взошедших и созревающих  колосьев, у жатвы, сева, цветения, различных  стадий пахоты, у внезапной болезни, у первого крика ребенка, его  первого шага. Особую роль играл двуликий Янус – бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его лицо обращено в будущее, второе – в прошлое, и он почитался как бог времени.

Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая, что новые боги усиливают  их мощь, римляне охотно принимали  в его состав божества других народов, сами создавали новые культы. Начиная  с V, и особенно с III в. до н.э., происходит изменение их функций. Юпитер был отождествлен с Зевсом, Юнона – с Герой, Минерва – с Афиной, Церера – с Деметрой, Либер – с Дионисом (Вакхом), Нептун – с Посейдоном, Плутон – с Аидом, Марс – с Аресом, Венера – с Афродитой, Либера – с Персефоной (в Риме ее называли Прозерпина), Вулкан – с Гефестом, Меркурий – с Гермесом, Диана – с Артемидой, Сатурн – с Кроносом.

 

2.2 Художественная культура Древнего Рима

Информация о работе Культура Древней Греции