Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Главная для античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3-2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Культура Древней Греции

 

Главная для античности древнегреческая  культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3-2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя  вино, оливковое масло, изделия художественного  ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских  пастбищ, слоновую кость и драгоценные  металлы из Ливии.

Античная  Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств – полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского  и Ионического морей. Греческие полисы постоянно соперничали друг с другом. Культура Греции была культурой отдельных полисов, но вместе с тем она представляла собой определенный культурный тип с присущими ему характерными особенностями. Это - демократичность греческой культуры, господство в ней таких эстетических категорий, как красота, мера и гармония, ее антропоморфизм («человек есть мера всех вещей»). Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, сочетающий в себе военные качества (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис – очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

Собственно  древнегреческая культура качественно  определилась лишь к VIII в, до н.э. Можно выделить следующие периоды ее развития:

1. Гомеровская  Греция (XI-VIII вв. до н.э.).

2. Архаическая  Греция (VII-VI вв. до н.э.).

3. Классическая  Греция (V - первые три четверти IV в. до н.э.).

4. Эллинизм (конец IV - до I в. до н.э.).

Каждый  из периодов характеризуется удивительными  открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.

Гомеровский период обычно называют «темными веками», поскольку сведений об этой эпохе сохранилось крайне мало. Основным источником информации являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Этот период был временем упадка культуры, но именно тогда вызревали предпосылки дальнейшего стремительного подъема Греции.

В архаический  период формируется особый тип государственного устройства – полис, который представлял собой общину граждан-землевладельцев. Кроме того, с развитием товарного производства возникает классическое рабство, проводится Великая колонизация – греки создают множество городов-колоний по всему бассейну Средиземного моря. Колонизация способствовала укреплению торговых и культурных контактов греков с другими народами, а также сплочению эллинов, осознанию ими своего единства перед лицом «варваров».

Классический  период истории Греции охватывает V в. и большую часть IV в. до н. э. Но если в V в. до н.э. Греция одерживает победу над Персидским государством, достигает высшего расцвета, то на IV в. до н.э. приходится кризис полиса. Этот кризис был вызван бурным развитием товарно-денежных отношений и проявился в растущем противоречии между традиционной и экономической реальностью, объективно способствовавшей развитию индивидуализма.

С 336 г. до н.э. царем становится Александр Македонский, с именем которого связанного начало нового этапа в истории Греции и многих других стран – эпохи эллинизма, продолжавшейся три столетия. Держава Александра Македонского охватывала огромную территорию: от Балканского полуострова на западе до Средней Азии на востоке, от Египта на юге до Черного моря на севере. На всем этом пространстве активно внедрялась греческая (эллинская) культура, на основе которой под влиянием местных восточных традиций возникла эллинистическая культура.

Древним грекам принадлежат крупные достижения в области материальной культуры. Например, в добыче и обработке  металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том числе архимедов винт.

Греки изобрели кузнечную сварку, использовали способ амальгамации для извлечения благородных  металлов, в обработке которых  достигли высочайшего мастерства, применяя технологии ковки, литья, штамповки, волочения  и др.

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

1.1 Религия Древней Греции

 

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс  — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и  власть.

Гера  — жена Зевса, богиня брака, покровительница  семьи.

Посейдон  — бог моря, брат Зевса.

Афина —  богиня мудрости, справедливой войны.

Афродита  — богиня любви и красоты, рожденная  из морской пены.

Арес  — бог войны.

Артемида  — богиня охоты.

Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес  — бог красноречия, торговли и  воровства, вестник богов, проводник  душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.

Гефест  — бог огня, покровитель ремесленников  и особенно кузнецов.

Деметра — богиня плодородия, покровительница  земледелия.

Гестия  — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов  существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих  поэм и мифов.

Второй  особенностью древнегреческой религии  является антропоморфизм — человекоподобие богов. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами. Свойственными человеку (радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т.д. ).

Под божеством  греки понимали абсолют. Космос —  абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются  в космосе, это законы природы, которые  им управляют. Поэтому все достоинства  и все недостатки природы и  человеческой жизни отражаются в  богах. Древнегреческие боги имеют  облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют  жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные. Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная  культура вырастает на основе пантеизма  древнегреческой религии, который  возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих  областей природы, как разумной, так  и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно  сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как  герой. В этом — смысл жизни. Поэтому  культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В  античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода  поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

1.2 Искусство Древней Греции

 

Век высшего  расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой  живописи. Именно к этому времени  относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и  как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских  мастеров — эпоху Возрождения: искусство  светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для  развития реалистической живописи огромное значение. Кроме Апполодора Тенеписца  известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного  развития, как вазопись.

Керамические  изделия покрывались орнаментальными  и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

Наиболее  распространенными формами ваз  были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.

Античные  вазы помимо своих художественных и  утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение —  историко-документальное, так как  изображения на них расширяют  и уточняют наши представления о  греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

В архитектуре  и в произведениях прикладного  искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и  все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали  мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми  из жизни окружающей, природы или  геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательность  в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя соотношения  между ними, они добивались неповторимости произведений искусства.

 

1.3 Лирика древнегреческого  периода

 

Распад  старых родовых связей, рост личной экономической самостоятельности  привели к росту самосознания, фактически к становлению личности в современном смысле этого слова. Возник интерес к внутреннему  духовному миру человека, к его  индивидуальным особенностям Это кардинальное изменение структуры субъекта не могло быть еще осознано, но было отмечено и выражено в различных  формах общественного сознания.

Прежде  всего интерес к внутреннему  миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

Наряду  с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а  не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).

Сочетание различных типов мировоззрения  с лирическим началом создало  греческую трагедию — наивысшее  достижение античной культуры периода  высокой классики Для драматических  представлений строили на склонах  холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.

Трагедия, возникшая из культовых игр и  ритуалов праздника Диониса, первоначально  являла собой усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март—апрель) знаменовались  состязаниями трагиков: каждый представлял  три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.

Победа  личностного начала над родовым  особенно занимала "отца трагедии" Эсхила. В трилогии "Просительницы", "Египтяне", "Данаиды" он выражает сочувствие к девушкам, насильно выданным замуж, и оправдывает убийство ими  своих женихов в брачную ночь. В то же время он поет гимн браку  по любви - одна из данаид сохранила  жизнь своему мужу. т. к. полюбила его.

В трилогии "Орестея" жена не может простить мужу, что он пожертвовал их дочерью, ставит государственное выше личного. В то же время Эсхил отстаивает новый патриархальный брак: сын убитого, Орест, принимает сторону отца и  мстит матери. Впервые в мировой  литературе Эсхил воспевает знание в образе Прометея, принесшего огонь  людям.

Особенно  ярко отображены судьба и страдания  человека на фоне близких мифологическому  сознанию объективно-идеалистических  представлений о роке (потом — законе), который торжествует вопреки всему. В трагедии Софокла царь Эдип пытается бороться с судьбой: узнав от оракула о том, что ему предстоит убить отца и жениться на собственной матери, он уходит из дома (не зная, что он приемный сын). Во время странствий Эдип убивает своего настоящего отца, не подозревая об этом. В городе, освобожденном им от сфинкса, он женится на своей матери - вдовствующей царице Чтобы избавить город от мора, он предпринимает отчаянные попытки найти и наказать убийцу прежнего царя (себя).

Информация о работе Культура Древней Греции