Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:14, реферат
Культура Древней Греции является основой всей современной мировой цивилизации. К античности восходят современные политические (демократия) и философские системы, литературные жанры и принципы архитектуры. Основы астрономии, математики, естествознания, юриспруденции, медицины, и многих других наук и искусств также заложены в эпоху античности.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды: Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.); Архаический (VIII – VI вв. до н.э.); Классический (V – IV вв. до н.э.) и Эллинистический (конец IV – I вв. до н.э.), однако им предшествовал период Эгейской культуры (III – II тысячелетия до н.э.).
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
НОВОЧЕРКАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
(ГБОУ СПО РО «НМК»)
_________________Сестринское
(наименование отделения, филиа
Реферат
по дисциплине культурология на тему:
« Культура Древней Греции».
Подготовил:
студент группы 2 СД «А»
Романова Ольга.
Проверила:
Хващевская Эльна Сергеевна
Новочеркасск 2011
Содержание
Культура Древней Греции является основой всей современной мировой цивилизации. К античности восходят современные политические (демократия) и философские системы, литературные жанры и принципы архитектуры. Основы астрономии, математики, естествознания, юриспруденции, медицины, и многих других наук и искусств также заложены в эпоху античности.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды: Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.); Архаический (VIII – VI вв. до н.э.); Классический (V – IV вв. до н.э.) и Эллинистический (конец IV – I вв. до н.э.), однако им предшествовал период Эгейской культуры (III – II тысячелетия до н.э.).
В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III – II тысячелетиях до н.э., т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции уже существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит; кикландская островная культура и элладская – в Греции. Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура. Критское царство являлось сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова – между Европой, Северной Африкой и Малой Азией, отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени. Крупнейшие города Кносс и Фест, выросшие на побережье, стали столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения. Здесь создаются большие жилые комплексы – первые дворцы, резиденции царей.
Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи – главные черты, отличавшие Древний Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер архитектуры.
Во второй половине XVIII века до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Художники покрыли стены, потолок и пол дворца красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески – росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком – любимое развлечение юношей и девушек.
Критское государство погибло в конце XV века до н.э. Около 1520 года до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, флот и цветущие города островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась, но Крит стал подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. В XIV веке до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции – Микены, Тиринф, Пилос.
Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у Крита, но стала более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей являлись крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. За пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.
В середине XII века до н.э. Микены пали от нашествия дорийцев, которые разграбили и сожгли богатые ахейские города. Наступили века упадка, но богатое наследие эгейской цивилизации не было утрачено. Позже на ее основе эллины вновь воссоздали свою культуру.
Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека. Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы – «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников европейской литературы. Принято считать, что поэмы эти написаны в IX – VIII веке до н.э., а до того существовали в устной традиции. В их основе лежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии). Своими корнями эпическая традиция уходит в период микенской культуры. Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о его подвигах. У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период стала вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах(IX век до н.э.).
Отличительной особенностью древних греков являлось состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности. Это дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными стали игры, впервые устроенные в 776 году до н.э. в честь Зевса Олимпийского, и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (местом проведения стала Олимпия в Пелопоннесе).
Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты.
В это время власть иногда сосредотачивается в руках единоличных правителей – тиранов, но теряя поддержку в народных массах, уступает место республиканскому правлению. Каждый полис (город-государство) включал городское поселение и окружающие его пахотные земли. В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонии становились независимыми полисами.
Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды.
В VIII-VI веках до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо оказалось удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов. Наиболее распространенным из них стал ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).
В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекали чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики. Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха (VII век до н.э.).
В эпоху архаики зародились основные и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII веке до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров – дорического и ионического. Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель храма имела сложную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V веке до н.э. в Греции появляется коринфский ордер - пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи являются храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы, так как значительная часть их уничтожена: святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, храм Аполлона в Дидимах (Малая Азия).
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады VII – VI вв. до н.э. рисует искусство вазовой росписи. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина, зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Стиль искусства вазовой росписи VII века до н.э. считают близким к восточному. В следующем, VI веке до н.э. греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый, живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на мифологические сюжеты, например, Ахилл и Аякс, играющие в кости.
Приблизительно в середине VI века до н.э. открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир.
В самом начале V века до н.э. Греция подверглась нашествию персов. Война длилась полвека, с 500 по 449 год до н. э., и завершилась победой греков. В ходе греко-персидской войны сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот городов-государств. Первенство в нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады, где наибольшего размаха достигло и монументальное строительство.
За неполных два десятилетия (445-427 гг. до н.э.) в Афинах воздвигнут ансамбль Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы над персами, он стал средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.
Знаменитые греческие архитекторы V века до н.э. развивали и совершенствовала тип периптера – здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи.
В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера классического периода стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ был связан с обликом юноши-атлета. Великий скульптор Мирон, работавший в середине V века до н. э. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям. Искусство другого великого ваятеля – Поликлета – позволило точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате, которому он дал название «Канон». Еще один великий скульптор V века до н. э. – Фидий – родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины выполнена из слоновой кости и золота. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигала 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота.
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати вправо любого афинского гражданина.