Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Культура Древней Греции является основой всей современной мировой цивилизации. К античности восходят современные политические (демократия) и философские системы, литературные жанры и принципы архитектуры. Основы астрономии, математики, естествознания, юриспруденции, медицины, и многих других наук и искусств также заложены в эпоху античности.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды: Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.); Архаический (VIII – VI вв. до н.э.); Классический (V – IV вв. до н.э.) и Эллинистический (конец IV – I вв. до н.э.), однако им предшествовал период Эгейской культуры (III – II тысячелетия до н.э.).

Файлы: 1 файл

греция.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В это же время  в Греции зародилось и театральное искусство. Греческая трагедия произошла из печальных песен в честь бога виноградарства Диониса.

В классический период расцветает искусство живописи. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг. до н.э.) принадлежит в этой области новшество, которое произвело тогда революцию в живописи. О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства. Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал персонажи на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение.   

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА (IV-I ВВ. ДО Н.Э.)

 

Последняя треть V века до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром, но попытка Перикла – главы Афин – установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием Пелопоннесской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением Афин и распадом возглавляемого ими союза городов. Но и восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее от посягательств мощных соседей, и в середине IV века греческие полисы попадают под власть новой могучей державы – Македонии. В 337 году до н. э., в ходе Коринфского всеэллинского конгресса провозглашена гегемония Македонии над Грецией. Однако факт этот не следует считать началом заката эллинской культуры. Напротив, благодаря амбициям Александра Македонского эллинская культура проникла далеко за пределы Европы – в Среднюю Азию и даже в Индию.

В архитектуре  эллинистического периода преобладает  заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами – дорическим и ионическим – все чаще применяется третий – коринфский. Коринфская колонна – самая пышная и декоративная. В середине IV века до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей – не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея составляла 40 – 50 метров. Строили его зодчие Сати и Пифий. В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего театры на 15 – 20 тысяч зрителей. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее, отчетливо слышали каждый звук. Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах.  Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III век до н.э.) – маяк на острове Фарос, близ Александрии, который также считался одним из семи чудес света. Это была трехъярусная башня высотой 120 м. Цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.    

В период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы, с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли – гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, тогда как фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» – великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 году до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра – «Афродита Милосская» (II век до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I век до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12лет трудился Харес из Линда. Это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».

Литература  эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой стали идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее распространились малые литературные формы – элегии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными стали и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз. Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных авторов возникшей в конце IV века до н.э. «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.

В течение II–I веков до н. э. Римская империя одно за одним поглотила все эллинистические государства. Однако влияние эллинизма на римскую культуру оказалось столь значительным, что вернее говорить не о закате эллинской культуры, а об ее дальнейшем развитии и распространении посредством Римского владычества на всю Европу.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Мысль древнеримского поэта Горация «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила», можно было бы продолжить не менее точной строкой «И через могущество Рима пленила весь мир». Действительно, на острие мечей древнеримских воинов культура Древней Греции, усвоенная римлянами, проникла во все уголки Европы, от Атлантики до Каспийского моря. Образовавшиеся на обломках Римской империи новые империи – Британская, Испанская, Французская, Португальская и другие, не только сохранили основы этой культуры, но и принесли ее в период колонизации новых стран во все уголки мира – в Америку, Австралию, Азию и Африку.

В Россию греческая  культура пришла другим путем –  напрямую из Византии, вместе с азбукой  Кирилла и Мефодия, вместе с Библией, вместе с крещением по византийскому  обряду, вместе с первыми священниками, зодчими, учеными и живописцами греческого происхождения, вместе с библиотекой Софьи Палеолог, вместе с двуглавым орлом – символом Византийской империи.

Пронесенные сквозь тысячелетия каноны древнегреческой  архитектуры, скульптуры, театра, спортивных игр, а также символы, термины, мифы, сюжеты, политические, юридические и философские концепции, созданные в эпоху античности, – окружают нас на каждом шагу, создают прочную основу нашей современной культуры, в которую собственно мы привнесли не так уж много нового. Из этого можно сделать важный вывод – культура Древней Греции поистине бессмертна.   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Василевская  Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая  художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. – М.:1997.

2.   Белогрудов  О.А. /Культурология: конспект для  студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов России. – М.:ГИС, 1997.

3.   Любимов  Л. /Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980.

4.   Лисичкина  О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 – С-Пб.:Специальная литература, 1997.

5.   Энциклопедический словарь юного историка – М.: «ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС»,1993.

6.   Большая Советская Энциклопедия – М.: «Советская Энциклопедия», 1988.

7.   Немировский А.И./Мифы древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.

8.   Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С./История древнего мира – М.: Просвещение, 2001.




Информация о работе Культура Древней Греции