Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 11:23, реферат

Описание работы

Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее европейских государств. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи. Поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук (философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология), новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию, как впрочем, и на цивилизацию стран Востока

Содержание работы

Введение
Глава I. Эгейская (Крито-микенская культура)…………………………………9
1.1. Культура Крита……………………………………………………………9
1.2. Архитектура…………………………………………………………….....9
1.3. Живопись…………………………………………………………………13
1.4. Катастрофа……………………………………………………………….15
1.5. Культура Микен………………………………………………………….15
1.6. Архитектура……………………………………………………………...15
1.7. Упадок…………………………………………………………………..17
Глава II. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э )……………………………...18
2.1. Мировоззренческие основы культуры....................................................18
2.2. Литература……………………………………………………………….18
2.3. Керамика…………………………………………………………………19
Глава III. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)…………………………...21
3.1. Мировоззренческие основы культуры…………………………………21
3.2. Игры………………………………………………………………………21
3.3. Письменность и литература…………………………………………….23
3.4. Архитектура……………………………………………………………...24
3.5. Скульптура……………………………………………………………….24
3.6. Керамика…………………………………………………………………25
Глава IV. Классический период (V-IV вв. до н.э.)……………………………26
4.1. Театр……………………………………………………………………..26
4.2. Архитектура……………………………………………………………..27
4.3. Скульптура……………………………………………………………….28
4.4. Живопись…………………………………………………………………30
Глава V. Период Эллинизма. (IV-I ВВ. до н.э.)………………………………..30
5.1. Литература……………………………………………………………….30
5.2. Архитектура……………………………………………………………...31
5.3. Скульптура………………………………………………………………..32
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ(2).docx

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Эгейская (Крито-микенская культура)…………………………………9

     1.1. Культура Крита……………………………………………………………9

     1.2. Архитектура…………………………………………………………….....9

     1.3. Живопись…………………………………………………………………13

     1.4. Катастрофа……………………………………………………………….15

     1.5. Культура Микен………………………………………………………….15

     1.6. Архитектура……………………………………………………………...15

    1.7. Упадок…………………………………………………………………..17

Глава II. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э )……………………………...18

     2.1. Мировоззренческие основы культуры....................................................18

     2.2. Литература……………………………………………………………….18

     2.3. Керамика…………………………………………………………………19

Глава III. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)…………………………...21

     3.1. Мировоззренческие основы культуры…………………………………21

     3.2. Игры………………………………………………………………………21

     3.3. Письменность и литература…………………………………………….23

     3.4. Архитектура……………………………………………………………...24

     3.5. Скульптура……………………………………………………………….24

     3.6. Керамика…………………………………………………………………25

Глава IV. Классический период (V-IV вв. до н.э.)……………………………26

     4.1. Театр……………………………………………………………………..26

     4.2. Архитектура……………………………………………………………..27

     4.3. Скульптура……………………………………………………………….28

     4.4. Живопись…………………………………………………………………30

Глава V. Период Эллинизма. (IV-I ВВ. до н.э.)………………………………..30

     5.1. Литература……………………………………………………………….30

     5.2. Архитектура……………………………………………………………...31

    5.3. Скульптура………………………………………………………………..32

Заключение.

Библиографический список.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее европейских государств. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи. Поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук (философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология), новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию, как впрочем, и на цивилизацию стран Востока. Именно поэтому целью моей работы является рассмотрение культуры Древней Греции.

       Для того чтобы достичь поставленной цели, нам придется выполнить ряд следующих задач: во-первых, подробнее изучить следующие периоды культуры Древней Греции: Эгейская (Крито-микенская культура), Гомеровский, Архаический, Классический, Эллинистический периоды, а лучше рассмотреть их аспекты. Во-вторых, выяснить, кто же из спорящих историков прав.

      Чтобы решить данные задачи я использовала следующую основную литературу: Зайцева. А. И. «Культурный переворот в Древней Греции», Боннар А. «Греческая цивилизация», Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало», Куманецкий. К. «История культуры Древней Греции и Рима».

      Читая дополнительную литературу, я убедилась, что до сих пор не затихают споры о той эпохе. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады «греческим чудом». Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.  Ренан усматривал причину «греческого чуда» в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.». Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге «Греческая цивилизация» утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. «Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом».      

     Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

       Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец - средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни.

      Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них -- землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства -- иммигранты и женщины -- гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

     Выделяют несколько  важнейших отличительных черт  культуры Древней Греции: 

    • Космологизм. 

Космос - абсолют этой культуры. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Уже в самом общем подходе к миру, природе античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой – красота, мера, гармония.

    • Рационализм.

Если гармония – это отношение величин (по Аристотелю), то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона (совокупности правил, определяющих идеальные пропорции человеческой фигуры). – Поликлет «Канон». Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин полиса - калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos). Человек должен сочетать в себе красоту безупречного тела и внутренее,  нравственное совершенство, причем,  приоритет последнему. Упражнение, воспитание, образование – вот путь к достижению идеала.  

    • Антропоцентризм.

Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Антропоцентризм  предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом облике и наделяли высшей, телесной красотой. Кроме того, греки преследовали и более прагматичные цели: забота о ловкости и силе для военных целей. Человеческое тело выступало мерилом всех форм греческой культуры

    • Состязательность.

 

 Она пронизывает все сферы жизни. Главная роль отводится состязаниям  художественным – поэтическим и музыкальным, а также спортивным. Греческий агон (борьба, состязание) – характерная черта свободного грека, который мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса. Его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности гражданина полиса. (Наиболее ярким выражением агона были Олимпийские игры)

    • Праздничность, зрелищность.
    • Доминирующим явлением в греческой культуре была мифология.

Миф – это фантастическое объяснение и освоение мира в форме художественных образов.

     Античная культура, стала фундаментом, без которого не было бы и современной европейской цивилизации, так как именно в античной культуре были заложены основы и демократии, и юриспруденции, и философии, не говоря уже об искусстве, которое оказало огромное влияние на развитие искусства Западной Европы.   

     Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Эгейская (Крито-микенская культура)

     Древнейшая история Греции и начальный период ее культуры вплоть до второй трети прошлого столетия были известны только из легенд. Для познания этого периода большую роль сыграли раскопки, проведенные Шлиманом в 1870—1890 гг. в Трое, Микенах и Тиринфе. Было открыто искусство, развивавшееся с первой половины второго тысячелетия до н. э. параллельно с искусством периода Нового царства в Египте и вавилоно-ассирийской культуры в Месопотамии. Это яркое искусство, произведения которого были найдены в Египте (что свидетельствует об оживленных контактах этих областей с окружающим миром), принадлежит микенской культуре. В начале XX в. А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру - критскую. Иногда ее называют «миносской» (от имени легендарного царя — Миноса).

1.1. Культура Крита

     Раньше других районов Эгейского моря вступил на путь культурного развития остров Крит с центром в Кноссе, к середине 2-го тысячелетия — города Микены и Тиринф.

1.2. Архитектура

     Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер. Здесь создаются большие жилые комплексы - первые дворцы, резиденции царей. Во дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием.

     Во второй половине XVIII в до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме (Приложение А). Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи - на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах. Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие. Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого,

давящего. Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы. В конце XV в. до н.э. Кносский дворец разрушился при пожаре. Его руины с запутанными переходами греки назвали этого «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. Слово «лабиринт», вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

Информация о работе Культура Древней Греции