Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 11:23, реферат
Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее европейских государств. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи. Поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук (философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология), новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию, как впрочем, и на цивилизацию стран Востока
Введение
Глава I. Эгейская (Крито-микенская культура)…………………………………9
1.1. Культура Крита……………………………………………………………9
1.2. Архитектура…………………………………………………………….....9
1.3. Живопись…………………………………………………………………13
1.4. Катастрофа……………………………………………………………….15
1.5. Культура Микен………………………………………………………….15
1.6. Архитектура……………………………………………………………...15
1.7. Упадок…………………………………………………………………..17
Глава II. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э )……………………………...18
2.1. Мировоззренческие основы культуры....................................................18
2.2. Литература……………………………………………………………….18
2.3. Керамика…………………………………………………………………19
Глава III. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)…………………………...21
3.1. Мировоззренческие основы культуры…………………………………21
3.2. Игры………………………………………………………………………21
3.3. Письменность и литература…………………………………………….23
3.4. Архитектура……………………………………………………………...24
3.5. Скульптура……………………………………………………………….24
3.6. Керамика…………………………………………………………………25
Глава IV. Классический период (V-IV вв. до н.э.)……………………………26
4.1. Театр……………………………………………………………………..26
4.2. Архитектура……………………………………………………………..27
4.3. Скульптура……………………………………………………………….28
4.4. Живопись…………………………………………………………………30
Глава V. Период Эллинизма. (IV-I ВВ. до н.э.)………………………………..30
5.1. Литература……………………………………………………………….30
5.2. Архитектура……………………………………………………………...31
5.3. Скульптура………………………………………………………………..32
Заключение.
Библиографический список.
В начале 2 тысячелетия в культурных центрах Крита, Кноссе, Малиии и Фесте, создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания - дворцы и дворцовые ансамбли — резиденции правящего рода, а позже — царя. Стены дворцов строились в технике, сочетающей деревянный каркас с сырцовой кладкой. Нижние части наружных стен выкладывали или облицовывали большими известняковыми плитами. Внутренние стены штукатурили и красили, парадные залы и коридоры расписывали яркими фресками. Характерная черта дворцов — свободное расположение многочисленных комнат, апартаментов и парадных зал, продуманная связь с окружающим пейзажем. Дворцы критских владык были обширными в плане ассиметричными сооружениями в несколько этажей, со сложной внутренней планировкой и многочисленными лестницами. Вокруг центрального двора размещались жилые комнаты, залы для парадных приемов и пиров, помещения для производства, хранения припасов и ценностей, и, видимо, культовые помещения. Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами. Примечательно, что в центре критских дворцов располагался большой внутренний двор, одинаковой формы (прямоугольный), длинны (52 м) и расположения (ориентирован на север) во всех дворцах. Возможно, эти дворы предназначались для одних и тех же церемоний. Дворцовые комплексы были весьма комфортабельны, оснащены водопроводом, ванными комнатами, канализацией. Из критских дворцов наиболее изучены дворцы в Кноссе, Малии и Фесте.
Дворец в Маллии (Приложение Б) был построен в нач. II тыс. до н.э., после разрушения восстановлен в XVI в. до н.э., после чего уже не перестраивался. В центре расположен большой двор, частично замощенный, в центре его были найдены остатки алтаря. К центральному двору, украшенному колоннами и столбами, ведет старый запутанный ход для процессий с севера, и с юга - новый прямой. С северной и западной стороны к двору примыкают парадные помещения, восточная сторона дворца и большая часть западной были заняты складами. Также на первом этаже на запад от центрального двора размещались жилые, парадные и культовые помещения, лестницы, ведущие на второй этаж. С северной стороны рядом с главным двором расположен т.н. гипостильный зал с двумя рядами квадратных столбов. Предполагают, что над ним был большой зал с колоннами. Жилое помещение (север западной части дворца) являет собой критский мегарон, с большим залом. Зал окружают с трех сторон ряды узких столбов, на которых крепили двустворчатые двери. К мегарону примыкала группа помещений - архив, ванная, и, возможно, уборная. В юго-западной части дворца располагались 8 цилиндрических помещений, которые, возможно, служили зернохранилищами.
Дворец в Фесте (Приложение В) расположен на вершине высокого холма. К парадному западному входу дворца ведут широко раскинувшиеся лестницы из большого количества низких ступенек. С запада к дворцу примыкает двор, на котором проходили различные церемонии или театрализованные мистерии, ступени на северной стороне двора явно предназначались для зрителей, позади них, на возвышении, располагалась площадка для зрителей с длинной колоннадой. На входе расположен грандиозный портик с огромной колонной в центре (база ок. 1,5 м), за ним располагалась группа узких помещений для торжественных приемов, в т.ч. зал с трехколонным портиком и световой дворик. Ранний фестский дворец был сильно разрушен, было восстановлено только его северо-восточное крыло, отдельно стоящее, остальные части дворца засыпали, над ними возвели новый дворец. Вдоль восточной стороны центрального двора, как и в Малии, тянулся длинный ряд из чередующихся колонн и квадратных столбов. В раннем дворце было два регулярных перистиля, во втором дворце сохранился один - в северо-восточной части. Значительную часть первого этажа дворца занимали склады и хранилища. Предполагают, что на третьем этаже дворца размещались грандиозные залы для приемов и пиров. К сожалению, установить точную хронологию критских памятников архитектуры очень сложно, дворцы неоднократно разрушались при землетрясениях или в результате социальных катастроф, затем перестраивались
1.3. Живопись
Изобразительное искусство дворцов напрямую связаны с архитектурой, составляя с нею единый дворцово-культовый комплекс. Но при этом, изобразительное искусство обладает своими, присущими только ему, особенностями художественно-образной программы.
Начнём знакомство с фресковой живописью с рассмотрения фресок Кносса. Схема росписи, по–видимому, относится к ранним периодам, а при реставрации в позднеминойский период была восстановлена и подновлена. Самая ранняя из фресок Кносского дворца - "Собиратель шафрана" (Приложение Г). Дж. Пенделберри датирует её вторым этапом среднеминойского периода. По фрагментам восстанавливается горный пейзаж, цветы шафрана, фрагменты голубой фигуры. Подобные сюжеты есть на Фере - фреска с обезьяной и женщинами, собирающими шафран, из Акротири. По мнению М. Камерона, сюжет фрески связан с изображением Госпожи животных, т. к. обезьяна является животным - спутником богини. Также он отмечает, что цветы крокуса или шафрана играли важную роль в минойских религиозных обрядах. Как отмечает Б.Р. Виппер, "декоративный ритм этой фрески отличается некоторой угловатостью и расплывчатостью, пропорции и движения человеческой фигуры не вполне согласованы. Но зато фреска свидетельствует об изумительном колористическом даровании её автора.
Следующая композиция является частью декорации стены в "Мегароне царицы", композиция имеет резное оформление в виде гипсовых фрагментов, изображающих морские скалы. Аналогичная декорация была обнаружена в зале Айя Триады. Р. Кастледен упоминает, что данная фреска не сеть просто зарисовка с натуры — дельфины были символом освобождения души от земного тела. Композиция этой фрески наполнена пространством, нет перегруженности деталями, что создаёт эффект выхваченного эпизода.
"Дамы в голубом" (Приложение Г) — маленький фрагмент, вероятно, большой композиции сюжет которой, восстановить невозможно, располагался в Большом Восточном зале. Это одна из самых очаровательных кносских фресок. Дамы представлены в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причёсок. Сюжетом фресок являются или праздник урожая или различные этапы мистерий в честь Великой богини.
Росписи являлись важнейшей частью и других построек на Крите. Из Айя Триады происходят фрагменты с изображением цветущего уголка сада, с изображением крадущейся кошки и с изображением части женской фигуры в пёстрой юбке с воланами. Самый известный из этих фрагментов — кошка, подкрадывающаяся к птице, гибкое, бесшумное движение воплощено с удивительным мастерством. Ещё одним центром, обладающим своими специфическими особенностями в росписи, был о-в Ферра. В этот период ощущается контроль метрополии (Крита) над стилем и сюжетами островных росписей с Феры. Так М. Камерон приводит примеры как близких критским композиций (мужская процессия, грифоны, сцены с быками), так и технических приёмов (техника фрески—рельефа). Кроме монументальной живописи, искусство Крита, даёт, правда немногочисленные образцы, использования живописи для росписи ларнаков (саркофагов). Классическим примером такого рода выступает саркофаг из Айя Триада (ок. 1400 г. до Р.Х.)50, расписанный в технике фрески. Роспись данного саркофага имеет большое значение, т.к. это едва ли не единственный пример "связного" текста, транслирующего критский ритуал.
Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.
1.4. Катастрофа
Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия. Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни.
1.5. Культура Микен
С угасанием цивилизации Крита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции - Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной.
1.6. Архитектура
Свои поселения греки-ахейцы в отличие от критян, чьи города защищало море, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен - их строительство стало острой необходимостью. Архитектура этих поселений-крепостей имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Они расположены на крутых скалистых холмах. Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа (Приложение Д) сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» — «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов. Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из огромных необработанных, глыб камня весом в 5-6 тонн, частью неправильной формы, лежащих одна на другой. - «циклопическая кладка». Щели между глыбами заполнены глиной или мелкими камнями. Длина стены Микен - 900 м, толщина - от 6 до 10 м. Стены Тиринфа толщиной до 17,5 м, внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия. От ворот дорога поднималась на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре расширяющиеся кверху колонны вокруг очага поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые и гостевые комнаты. К центральному залу вел портик с двумя колоннами между антами - выступающими торцами стен. Прямоугольный план мегарона и портик с антами унаследовала античная архитектура. Возле дворца были построены дома знати. У подножия холма, за пределами крепости, лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и простые люди. От первоначальных дворцовых комплексов микенской культуры сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками, напоминающими критские, чаще всего сценами охоты или баталий. К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» - мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.
1.7. Упадок
В середине XII в.до н.э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. И на основе эгейской культуры обитатели материковой Греции - эллины - создали свою собственную культуру.
Глава II. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э )
2.1Мировоззренческие основы культуры
Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности. «ничего сверх меры!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Пластичность - основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства - архитектуре и скульптуре. Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.
2.2. Литература
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы - «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы. Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии). Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде». Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея»
Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам. У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод. Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги - это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием.