Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла покрайней мере 500 лет.

Содержание работы

Введение .......................................................................................
3-4
1.
Происхождения Древней Индийской цивилизации ............
5-8
2.
Религия и культура Древней Индии ......................................
9-14
2.1.
Древние боги ...............................................................................
9
2.2.
Ритуалы .......................................................................................
10
2.3.
Ведизм, джайнизм, индуизм – основы духовной культуры индийского ареала .....................................................................
11
3.
Искусство древней Индии ........................................................
15-17
3.1.
Литература ...................................................................................
15
3.2.
Архитектура ................................................................................
16
3.3
Скульптура и живопись ............................................................
17

Заключение ..................................................................................
18

Список использованной литературы ...........

Файлы: 1 файл

КУЛЬТОРОЛОГИЯ.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

и городов. В  нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама

река остается неизменной. Индийской культуре в  равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться,

ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить

свое древнее  наследие.

Необычайно  разнообразны природа и климат страны; здесь живут многочисленные

народности  со своими верованиями, языками и  культурой. Однако во всем присутствует неповторимый индийский колорит. Источник этого единства неуловим. Его можно почувствовать, но невозможно понять. В своей знаменитой книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру дал блестящий анализ единства и целостности индийской культуры, коренящихся в ее поразительном многообразии.

Уже памятники  хараппской цивилизации (3000-1800 до н. э.) уже несут в себе те

характерные черты, которые позже стали ассоциироваться  с Индией и ее культурой.

Подтверждением  тому служат археологические находки  в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Статуя мужчины, погруженного в размышление, свидетельствует о том, что уже в те

времена была известна практика йоги. Гладкая поверхность  торса и отсутствие мускульного напряжения наводят на мысль о древнеиндийской концепции внутренней

энергии. Божество, изображенное на одной из глиняных печатей, имеет большое сходство с позднейшими изображениями Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие исследования показали, что влияние хараппской культуры распространилось даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, а народности, жившие в бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийской цивилизацией, существовавшей задолго до прихода в Индию ариев.

Приблизительно  между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен, принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились в Индию. Они говорили

на санскрите  и поклонялись богам, олицетворявшим стихийные силы природы:

Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу жертвенного  огня Агни и всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству водной стихии. Гимны, посвященные этим и другим богам, составили четыре сборника — Веды. Древнейшим из них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для которой характерен поиск Высшей реальности, лежащей в основе всего многообразия жизни. Эта мысль развивается в диалогах упанишад (900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают одухотворенность,

превосходный  стиль и движение от внешней формулы  к внутреннему переживанию.

Вне ведической (индуистской) традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие религии. Личность Будды с его проповедью любви, сострадания и гармонии оказала огромное воздействие на развитие индийской философии и культуры, хотя в качестве религии буддизм пустил более глубокие корни за пределами Индии.

Основателем джайнизма  был Махавира, в учении которого развиваются идеи освобождения и отказа от любого насилия. Джайны тоже внесли большой вклад в

развитие индийского искусства и философии.

В 326 г. до н. э. Александр  Македонский форсировал Инд, и хотя вскоре он

повернул свои войска назад, греческое вторжение  стало важным фактором сближения Индии с греко-римским миром. Шесть лет спустя царь Чандрагупта, основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре (ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры.

Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными  индуистами,

но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо-западе Индии (78-

101), произошло  заметное возрождение буддизма. При Кушанах в буддийской

скульптуре  получил развитие гандхарский стиль, отмеченный заметным влиянием

античности. Другим центром буддийского искусства  стала Матаура, расположенная

к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319- 540), которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры, политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру.

Некоторые цари гуптской династии, например Чандрагупта и Скандагупта, были поэтами и музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург, писавший на санскрите, — Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи считаются скульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты (Западная Индия).

Закат империи  Гуптов сопровождался политической раздробленностью. Харша, правитель княжества Ка-наудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов

воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в.

построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и  храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами — бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным  моментом в истории культуры Индии  явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и

индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие

мусульманские феодалы как в Дели, так и  в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры.

Стремительный закат империи Великих Моголов  приходится на первую четверть

XVIII в. С этого  периода начинается вторжение  в Индию европейцев:

португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в.

Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской

модели образования  и деятельность христиан-миссионеров  оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовное и культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского движения, основателем которого был Рам Мохан Рой.

Руководители  этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения - это лишь различные пути, ведущие к одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и Америке.

Несмотря на политический гнет, национальная индийская  культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали обращаться к пол тической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в и дийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.

В этот период набирало силу движение за независимость под руководством партии

Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся  чувство

патриотизма нашло  отражение в литературных произведениях  того времени.

Возвращение Махатмы  Ганди в Индию из Южной Африки, где он героически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории страны. Учение Ганди

затрагивало все  аспекты жизни, но главный акцент в нем делался на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие писатели того времени — Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали — выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в. Возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в истории человечества.

Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих

сферах искусства  и литературы — поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и даже

живописи. Тагор  был первым писателем Востока, удостоенным  Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции

современной системы  образования. Целое поколение индийских  писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своей судьбой».

Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее  за ним кровопролитие и,

наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, но Индия скоро

оправилась  от постигших ее несчастий и начала строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М. Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии.

Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали

индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью — вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

 

 

 

1.   Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993

2.      Альбедиль М.Ф. Протоиндийская  цивилизация: Очерки культуры. М., 1994.

3.      Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии:   Мифы и история. – М., 1983.

4.      Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.

5.     История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1.

6.  История и культура древней Индии: Тексты. Пер. А.А.Вигасина и др. – М., 1990.

    




Информация о работе Культура Древней Индии