Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:
- показать древнеиндийские культурные достижения;
- определить роль религии в культуре древней Индии;
- определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Становление древнеиндийской культуры……………..4
1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация …………………………………4
1.2. Вторжение арийцев……………………………………………………………..5
глава 2. Религия и культура древней индии………………………..7
2.1. Ведийская религия………………………………………………………………7
2.2. Буддизм…………………………………………………………………………..9
2.3. индуизм………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 3. искусство и наука древней индии……………………….13
3.1. Литература и театр…………………………………………………………….13
3.2. Музыка и танец Древней Индии……………………………………...………16
3.3. Архитектура и скульптура………………………………………………….…17
3.4. Наука и медицина……………………………………………………….……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…15-16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Становление древнеиндийской культуры……………..4

1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация …………………………………4

1.2. Вторжение  арийцев……………………………………………………………..5

глава 2. Религия и культура древней  индии………………………..7

2.1. Ведийская  религия………………………………………………………………7

2.2. Буддизм…………………………………………………………………………..9

2.3. индуизм………………………………………………………………………...11

ГЛАВА 3. искусство и наука древней  индии……………………….13

3.1. Литература  и театр…………………………………………………………….13

3.2. Музыка  и танец Древней Индии……………………………………...………16

3.3. Архитектура  и скульптура………………………………………………….…17

3.4. Наука  и медицина……………………………………………………….……..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…15-16

ВВЕДЕНИЕ

Культура  Древней Индии одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию  металлических орудий труда, наличию  развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра  и Евфрата. Древняя Индия оставила после себя множество литературы, архитектурных памятников, которые  дают нам возможность представить  развитие ее культуры.

Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с  глубокой древности и до наших  дней. В ней удивительным образом  переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия  так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления  искусства. Те обычаи и направления  искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой  другой стране мира. Религия оказала  огромное влияние на становление  культуры Индии. Так как в Индии  исповедуется масса религий, это  и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают  свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно  переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это  сделало культуру Индии непохожей  ни на одну другую культуру в мире.

Основной  целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:

- показать  древнеиндийские культурные достижения;

- определить  роль религии в культуре древней  Индии;

- определить, как повлияла древнеиндиская  культура на культуру других  стран.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

Начатые в двадцатые года ХХ века раскопки в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия), Харппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались  сенсационными и позволили сделать  вывод о существовании более  пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали  назвать хараппской или протоиндийской1. Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности (её обладатели писали справа налево). Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

Жители  долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми  в мире научились прясть и ткать  хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного  поверху кирпича пересекались под  прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных  омовений.

Здесь же были найдены предметы художественного  ремесла - изделия из бронзы, ювелирные  предметы, красно-черная лощеная узорчатая  керамика, мелкая пластика. Небольшие  каменные и бронзовые фигурки  обнаженного мужчины и танцовщицы показали, что уже в те времена  скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и  передачи движения. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением  фигур и надписей вокруг изображений  и тонкостью пластической обработки  поверхности указывают на близкое  сходство культуры долины Инда с культурой  Месопотамии. В ранних индийских  художественных произведениях можно  увидеть и черты, сближающие их с  последующей собственно индийской  культурой. Так, на одной из печатей  изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившийся в искусстве последующих веков  образ божества Шивы - владыки разрушительных сил Вселенной.

При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о  культе богини-матери.

Жители  хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных  с людьми и явлениями природы.

Важную  часть религии составлял культ  деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее  в роли мирового дерева. Оно и  сейчас остаётся священным деревом  не только в индуизме, но и в буддизме.

Многие  соображения относительно религии  жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени  являются гипотезами, правильность которых  будет проверена, когда ученые разгадают  тайны протоиндийской письменности2.

1.2. Вторжение  арийцев

В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие  споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени  наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов  пришли в упадок еще до появления  каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.

Приход  ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Они были скотоводы  и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали  себя высшей расой. Отношения ариев  с местным населением характеризовались  отчужденностью и враждебностью. Результатом  взаимодействия различных народностей  и культур явилось постепенное  развитие кастовой системы, которая  оказала глубокое влияние на последующую  жизнь Индии.

Вместе  с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних  богов. Гимны и молитвы, которые  арии возносили богам, составили  огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все  знания ариев того времени о самих  себе и об окружающем мире.

Постепенно  арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская  религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими  верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских  ариев, наложившись на древние верования  жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской  традиции оказалось с течением времени  забытым или переосмысленным.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ

2.1. Ведийская  религия 

К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии  сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных  и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны  считались и считаются в Индии  священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в  поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований  называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед  была Ригведа – «Веда гимнов»3. Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

В более  поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание  некоторых растений и животных, большинство  бытовых и семейных обрядов.

В ведийской  религии уже отражалось классовое  расслоение общества. В «Ригведе»  не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение  всех четырех варн от первочеловека  Пуруши. В гимне «Пурушасукта»  рассказывается, что брахманы появились  из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры –  из ступней4. В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.

Брахманизм  как система религиозно-философских  взглядов и ритуально-культовой  практики – прямой наследник ведической культуры. Сословие жрецов занимало ведущие  позиции: жрецы-брахманы приносили  жертвы богам, совершали обряды, держали  в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии  сопровождалось резким повышением статуса  самих брахманов.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители  презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами  возводили запрет на смешанные браки  и переход их одной варны в  другую. Это нашло отражение в  законах образа жизни – дхармах.

Брахманизм  объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку  весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно  реальным остается существование мирового духа5. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы.

Карма, хотя и предопределена свыше, может  быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание  брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению  в обществе, а в будущем открывают  перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями, например, воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора — в крысу.

Социальная  несправедливость оправдывалась учением  о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные  им в прежних перерождениях. Она  объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Ведизм отражал  сравнительную неразвитость антагонистических  противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов  племенной раздробленности и  исключительности. К середине 1 тысячелетия  до нашей эры, эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые  и являлись основной причиной возникновения  буддизма.

1.2. Буддизм

Середина I тысячелетия до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула  называет «три драгоценности» буддизма - это сам Будда, дхарма - его учение, и сангха — община его последователей.

Основателем буддизма считается царевич  Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль  о страдании живых существ  обратила его к подвижничеству. После  долгих лет странствий на него снизошло просветление и он стал просветленным (Буддой). Около города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о  нем распространилась, и к моменту  кончины Будда был окружен  многочисленными учениками.

Информация о работе Культура древней Индии