Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа
Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:
- показать древнеиндийские культурные достижения;
- определить роль религии в культуре древней Индии;
- определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран.
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Становление древнеиндийской культуры……………..4
1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация …………………………………4
1.2. Вторжение арийцев……………………………………………………………..5
глава 2. Религия и культура древней индии………………………..7
2.1. Ведийская религия………………………………………………………………7
2.2. Буддизм…………………………………………………………………………..9
2.3. индуизм………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 3. искусство и наука древней индии……………………….13
3.1. Литература и театр…………………………………………………………….13
3.2. Музыка и танец Древней Индии……………………………………...………16
3.3. Архитектура и скульптура………………………………………………….…17
3.4. Наука и медицина……………………………………………………….……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…15-16
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА
1. Становление древнеиндийской
1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация …………………………………4
1.2. Вторжение
арийцев……………………………………………………………
глава 2. Религия и культура древней индии………………………..7
2.1. Ведийская
религия……………………………………………………………
2.2. Буддизм……………………………………………………………
2.3. индуизм……………………………………………………………
ГЛАВА 3. искусство и наука древней индии……………………….13
3.1. Литература
и театр……………………………………………………………
3.2. Музыка
и танец Древней Индии………………………
3.3. Архитектура
и скульптура………………………………………………
3.4. Наука
и медицина……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ
Культура
Древней Индии одна из оригинальных
и величественных культур, существовавших
на нашей планете. По уровню развития
производительных сил, использованию
металлических орудий труда, наличию
развитого земледелия, скотоводства
и ремесла, а также письменности,
художественной и духовной культуры
Древняя Индия не уступала первым
из классовых обществ и
Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало культуру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире.
Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:
- показать
древнеиндийские культурные
- определить
роль религии в культуре
- определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация
Начатые
в двадцатые года ХХ века раскопки
в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия),
Харппа (современный Пакистан) дали
необычайные результаты. Они оказались
сенсационными и позволили
Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений.
Здесь
же были найдены предметы художественного
ремесла - изделия из бронзы, ювелирные
предметы, красно-черная лощеная узорчатая
керамика, мелкая пластика. Небольшие
каменные и бронзовые фигурки
обнаженного мужчины и
При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.
Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.
Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и сейчас остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.
Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности2.
1.2. Вторжение арийцев
В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов пришли в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.
Приход ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Они были скотоводы и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.
Вместе с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.
Постепенно
арии осваивали новые территории,
селились в новых местах, и ведийская
религия распространялась по Индостану,
встречаясь с народными неарийскими
верованиями, чужими богами, древними
культами — змей, деревьев, камней.
Религиозные воззрения
ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2.1. Ведийская религия
К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов»3. Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.
В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.
В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры – из ступней4. В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.
Брахманизм
как система религиозно-
Вне
каст оказались бывшие рабы и представители
презираемых обществом
Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа5. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы.
Карма,
хотя и предопределена свыше, может
быть скорректирована поступками человека.
Его высокая духовность и добродетельность,
самодисциплина, отказ от ненависти,
подавление зависти, изучение Вед, почитание
брахманов и т. д. могут привести
в цепи перерождений к высокому положению
в обществе, а в будущем открывают
перспективу к дальнейшему
Социальная
несправедливость оправдывалась учением
о карме - тем, что во всех несчастиях
человека виноваты грехи, совершенные
им в прежних перерождениях. Она
объявляла государство
1.2. Буддизм
Середина I тысячелетия до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма - это сам Будда, дхарма - его учение, и сангха — община его последователей.
Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий на него снизошло просветление и он стал просветленным (Буддой). Около города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками.