Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Культура древней Индии – одна из самых оригинальных и величественных культур оказавшая влияние на культуру многих народов востока, центральной и юго-восточной Азии, по уровню развития не уступавшая первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила и Евфрата. Ее отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с 2500 года до нашей эры.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)
  1. Культура Древней Индии.

Культура древней Индии  – одна из самых оригинальных и  величественных культур оказавшая влияние на культуру многих народов востока, центральной и юго-восточной Азии, по уровню развития не уступавшая первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила и Евфрата. Ее отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с 2500 года до нашей эры. Древняя Индия подарила миру эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Значительными были успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине. Древнеиндийская система обозначения чисел легла в основу современной арифметики. Алгебраические сочинения математиков в средние века были использованы арабскими учеными.

Историю культуры древней Индии  можно разделить на несколько этапов: 1. Индская или хараппейская цивилизация, 2. Ведийская эпоха, 3. Магадхо-Маурийская эпоха, 4. Куштано-Гуптский период.

Древнейшая в Южной Азии высокоразвитая городская цивилизация, процветавшая во  второй половине III – второй половине II тысячелетия до нашей эры, процветавшая в долине реки Инд, называется индской или хараппейской по названию места раскопок, ныне территория Пакистана. Самоназвание этой этнокультурной общности пока неизвестно. Ее население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. Вопрос об этнической принадлежности в настоящее время не решён, хотя чаще всего предполагается связь с дравидами - носителями дравидийских языков, относящиеся к австрало-негроидной расе.

По территории распространения  хараппейская цивилизация превосходила территории Египта и Двуречья. Были обнаружены следы многочисленных поселений городского типа по течению Инда от подножия гор Симла на севере до побережья аравийского моря на юге с наиболее крупными центрами в Мохенджо-даро, Хараппе, Лотхале, Чанху-Даро, Калибангане.  Это были укрепленные города с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обожженного кирпича, храмами, общественными постройками, банями, жилыми двух и трехэтажными домами , кварталами ремесленников, мощными ирригационными сооружениями, глиняными водопроводами и стоками для нечистот, проходившими под улицами. Жилые дома имели несколько комнат, хозяйственные помещения, места для омовения. Города были  построены по единому плану, который не менялся на протяжении всего периода их существования. Главные улицы и переулки пересекались под прямым углом, каждый квартал был закреплен за представителями одной профессии или одной социальной группы – касты. На территории поселения могло проживать несколько десятков тысяч человек. Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними, а именно средневековыми европейскими, заключается в соединении аграрного и урбанистического пространства в одном месте. Так, горожане держали подсобное сельское хозяйство прямо у дома. В частности, они использовали домашних животных: коз, верблюдов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством. Здесь широко была развита торговля. Находки печатей, бус, раковин и хараппских печатей в городах Месопотамии, а также Ирана и Южной Туркмении позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром. Исследования позволяют говорить о высоком уровне медицины и астрономии в городах. Были найдены образцы письменности насчитывавшей около 400 пиктографов и слоговых знаков, которые пока не расшифрованы.

О религиозных воззрениях известно мало, найдены изображения богини-матери и мужского божества, связанного с культом плодородия. В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Возможно поэтому около 1500 г. до нашей эры дравиды оказались беззащитными перед натиском ариев, кoторые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Существует гипотеза, что арии появились там через несколько веков уже после падения хараппской цивилизации, как показывают археологические раскопки, цивилизация приходила в упадок постепенно, в течение столетий. К 1700 г. до нашей эры. Она пришла почти в полный упадок , чему способствовали, видимо, многочисленные наводнения, причинявшие городам непоправимый вред, а также изменчивое русло Инда. Тем не менее уникальная хараппская культура стала основой дальнейшей культурной и общественной эволюции и явилась одним из прототипов более поздней ведической культуры.

Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до нашей эры. - середине 1 тысячелетия до нашей эры и связан с приходом арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед. Точное происхождение светлокожего народа, называвшего себя "арии" (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков. В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья. У местного населения арии заимствовали институт каст, который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех сословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых "нечистых" профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги. Арии принесли с собой не только новых богов, которые олицетворяли природные стихии (огонь, воду и воздух), но также культ военной силы и новый тип литературы. Боги делились на земных, небесных и промежуточных. Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина. Хранителем мирового порядка и справедливости выступал Варуна - божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался и Агни, бог огня, возносящего жертвы. Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Сборником всех знаний ариев того периода религиозных, философских, поэтических и даже социальных стали веды, которые сформировались в 2000-1500 годах до нашей эры. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. В понятие веды обычно включают четыре основных сборника - Ригведа (веда гимнов), Яджурведа (веда жертвенных формул), Самаведа (веда мелодий) и Атхарваведа (веда заклинаний и заговоров). Веды включают в себя священные гимны, жертвенные и магические формулы, описания ритуалов, толкования и комментарии к священным текстам. Ведийская литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд). В начале 1 тысячелетия до нашей эры оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилилась роль жрецов – брахманов. Многочисленные религиозные учения составили религиозное течение – брахманизм. Мифология брахманизма в  основном  приняла  всех  божеств  ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись  с  явлениями  природы,  с которыми  их  поначалу  связывали. Смешение культур, местной и пришлой, продолжалось на протяжении многих столетий. На смену ведам появился новый тип религиозно-философской литературы - Упанишады. В них отразились новые исторические реалии - новые песни и стихи, новые верования и ритуалы, новый культ и новая структура общества.

Новая расстановка социальных сил отражала фундаментальные изменения, произошедшие на рубеже 1 тысячелетия до н.э. в самой индийской культуре. В Хараппской цивилизации религия не играла преобладающую роль в обществе, как это стало в ведийскую эпоху.

Третий этап в становлении  культуры Индии называют Магадхо-Маурийская эпоха или буддийским периодом и связан он с образованием в долине еще одной великой реки Ганги крупного государства. Около 1500 года до нашей эры на востоке долины Ганга, в Магадхе после завершения ожесточенной войны между несколькими рабовладельческими государствами возник новый политический и культурный центр - государство Магадха которое возглавила династия Маурьев.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга  требует большего вложения труда и средств, нежели в долине Инда, переход от бронзовых к железным орудиям труда позволил освоить эту местность, создание искусственных ирригационных сооружений позволяло добиваться устойчивых урожаев, основной зерновой культурой стал рис. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Отличительной чертой периода являлось интенсивное строительство городов древней Индии.

Середина I тысячелетия  до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм. Традиционная формула называет "три драгоценности" буддизма: это сам Будда, дхарма - его учение и сангха - община его последователей. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (560 - 480 годы до нашей эры). Буддизм послужил идейной основой владычества династии Маурьев. Особого могущества государство Маурьев достигло при императоре Ашоке оставившем глубокий след в индийской истории. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. "Буддийский" период - время урбанизации в Северной Индии. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки в течение жизни нескольких поколений превращаются в обширные и процветающие города. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце "ведийского" период. Сложилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи. Паталипутра была не только столицей империи Маурьев, но и позднее, стала   главным городом государства Гуптов. Контроль над важнейшими торговыми путями, продуманная жесткая система государственного управления, сильное войско, наконец, намерение создать всеиндийскую монархию, стали залогом прочной и довольно эффективной власти. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, где обрисованы придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства, причем все это в стихотворной форме. Помимо поэтической лирики составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Не менее важны достижения в области логики и философии языка, заслуживают внимания также атомистические теории.

В первые века нашей эры Маурьев  сменили цари индоскифской династии Кушанов. Во времена Гуптской империи (319-540) страна вновь объединилась, став мощным и процветающим государством. Окончательно оформилась кастовая стратификация общества. Политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру. Официальным языком при дворе Гуптов был санскрит. Династию Гуптов называют "золотым веком" древнеиндийской культуры. Некоторые ее представители, в частности Чандрагупта и Скандагупта, были великолепными поэтами и музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург Калидаса, благодаря творчеству индийская поэзия и драма пережили пору наивысшего расцвета. Историки отмечают значительный прогресс в развитии ремесел, науки и литературы. Сложилась окончательно традиционная система индийской медицины - Аюрведа. В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры, распространяются шелководство, искусственное орошение. Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. Это время становления индуизма, индуистских традиций и культуры. Культурную базу индуизма составили архаические верования многочисленных народов древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных. Его религиозную основу составляет идея Всевышнего - вездесущего Бога-творца мироздания. Все иные божества и сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Среди них выделяют два главных - Вишну и Шиву. Начавшееся в середине V в. нашествие в Индию племен гуннов-эфталитов (белых гуннов) подорвало мощь и единство империи Гуптов, предопределило ее падение. В Северной Индии наступил период раздробленности и нестабильности, который длился с VI по XI века. Пришли в упадок производство, торговля и культура. Одновременно на юге и в Шри-Ланке усиливалось могущество династии Чола, достигшее апогея в XI веке. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке и храм Шивы в Каджурахо. Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами - бенгали, маратхи, хинди и панджаби. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Культура Западной Европы в период Раннего и Классического Средневековья.

 

Раннее средневековье это время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы формирования европейской общности народов, складывания феномена западноевропейского христианского тапа культуры.

Становление средневековой  культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования. Началось формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, племенные вожди варваров провозглашали себя королями, герцогами, графами. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие. В раннем Средневековье были созданы первые письменные "Истории" варваров,  упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений. Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения.  На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья, ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты и культуры "безмолвствующего большинства, культуры простонародья. Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.  В обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал прежде всего его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного. Одновременно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов.

Информация о работе Культура древней Индии