Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Культура древней Индии – одна из самых оригинальных и величественных культур оказавшая влияние на культуру многих народов востока, центральной и юго-восточной Азии, по уровню развития не уступавшая первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила и Евфрата. Ее отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с 2500 года до нашей эры.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Художественное творчество и архитектура  средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый  художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника - геометр, которое лишь в XIV в. было заменено на аджест (художник). И тем не менее универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства.  Для Западной Европы периода раннего средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца X в. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные нефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Петр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия).  
     Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

К концу XII в. романский  стиль сменяется готическим.. Расцвет  его относится к XIII- XV вв. Эпоха  готики совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.  
     Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, барельефами, витражами, живописью. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Вове, Амьене, Реймсе. Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери. Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.  
 Важным элементом средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия, лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин - феодал совершающий подвиги. К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны -труверами. Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от латинского - "странствующий"), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. возникает данная субкультура - в форме поэтического творчества учащихся этих школ бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви. 

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают  новые. В городах зарождался новый  образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильменов (Германия), которые выступали на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века. Появился новый вид народного зрелища -- представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры западной цивилизации они назывались скоморохами. Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века. К XIII в. относится возникновение городского театра.

Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Приблизительно с XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться  драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.  
     Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в стихах - моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворениями добродетелей и пороков.

Эпоха Средневековья  не может рассматриваться как  период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Также едва ли можно смотреть на нее как на период своеобразного застоя. При всей противоречивости культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи классического средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.

 

 

 

 

3. Культура славянской древности

Древние славяне расселялись от верховья Вислы на юг, в Преднепровье, и на север,  к  верховьям Днепра, Десны и Оки; в 3 – 5 вв., в период  «готских  войн»,  -  на  юг,  до Дуная  и  в  степное  Причерноморье,  на  северо-восток  –  на   днепровское левобережье. Причинами миграции предложено считать демографический  взрыв  и исчерпание фонда свободных земель. В 5 веке славяне продолжали распростроняться на запад, через проходы в карпатах до Тиссы, вверх по Дунаю и в междуречье Вислы и Одера, и на юг – в 550 – 551 гг. они форсировали Дунай и к 9 в. заняли «всю Элладу», а часть их перебралась в Малую Азию.

  Поскольку древние славяне были язычники, обожествлявшими силы природы, то языческая мифология и религиозные обряды, были важной составляющей представления о духовной жизни, славянских племен. Их основными богами являлись: бог Род - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь или Ярило бог - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. У древних славян были сильны остатки анимизма, т.е. вера в духов, и через это одухотворение природы и природных сил. Они почитали духов озер, рек, рощь; верили, что леса населены различными существами, отличными от людей. В эпоху формирования государственных образований на землях славян начинает складываться собственно языческий пантеон, куда в разное время входили такие божества, как Сварог (бог неба), он же Стрибог, Велес (покровитель скота и скотоводов, а также богатства, торговли), Перун (бог грома и молний, позднее - покровитель воинов и ратных дел), Даждьбог (бог света), богиня плодородия и покровительница женщин Мокошь и др.  Архаическая философия и уровень их духовной зрелости    наиболее полно по мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Вед». Одной из самых больших сенсаций в области исторических открытий культуры славянской древности является находка «Велесовой книги». О подлинности «Велесовой книги» идут споры и по сей день. Она дает богатый материал для рассуждений и пересмотра многих исторических положений и разрешает древний спор о происхождении славян, описывает судьбы различных племен учувствовавших в славянском этногенезе и охватывает события с IX века до н.э. по IX век н.э. Повествуется о древней жизни русов в районе Волги, пребывании в Передней Азии, Причерноморье.

Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам

далеко не достаточно. Источниками изучения славянского язычества служат, во-первых, письменные известия, относящиеся к 6 – 12 вв., во-вторых, археологические памятники, в-третьих, пережитки древних верований и обрядов, сохранявшиеся до недавнего времени и описанные в этнографической литературе. Первые две категории источников очень скудны, поэтому главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен также символический орнамент вышивки и резьбы по дереву.

В середине второго тысячелетия  до н.э. начинает оформляться и

обособляться массив праславянских племен в широкой  полосе от Одера до

Днепра. Их религиозные представления, насколько можно судить по археологическим данным, вписываются в общую схему первобытных земледельческих племен. В славянском язычестве отложилось многое из того, что следует отнести к общему индоевропейскому единству; сохранилось кое-что из более ранних охотничьих представлений,

В самом начале 12 века русских писатель, современник Владимира  Мономаха игумен Даниил дал интереснейшую периодизацию славянского язычества, раздел его на четыре стадии:

   1) культ упырей и берегинь - дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворяющий всю природу и деливший духов на враждебных и доброжелательных;

   2) культ земледельческих небесных божеств Рода и рожаниц. Исторически       две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего       живого, Род – дальнейшая, патриархальная стадия развития тех же представлений. Предположительно, что в источниках Род выступает и под именем Сварога (буквально «Небесный» - архаичная форма) или Стрибога («Бог-отец» - форма известная с 10 века).

   3) культ Перуна, являвшегося в древности богом  грозы, молнии и грома, а       в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем войнов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 века;

   4) после принятия  христианства в 988 г. язычество  продолжало       существовать, отодвинувшись на окраины государства.

       У  славян очень долго держался  патриархально-родовой строй. Поэтому

естественно, что у них сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. По всей территории, на которой обитали славянские племена, встречаются многочисленные могильники и курганы с погребениями. Погребательные обычаи были сложными и разнообразными. Во время образования раннефеодальных славянских государств путем поглощения различных племен происходит и реорганизация языческого культа, превращение племенных культов в государственные. К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, капище, не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить капь-идола, изображающего богов (капь—капище).

 

При воцарении в Киеве  Владимира I им была произведена в 980 г. своего рода языческая реформа. Стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши.

По мнению же ряда современных  лингвистов есть основании полагать, что задолго до Кирилла и Мефодия (которых Храбр называет изобретателями славянской письменности) славяне уже имели некий прообраз письменности. Кирилл и Мефодий, по мнению ряда современных лингвистов и историков, были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите. Имеются также свидетельства,

что, кроме греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху «двоеверия», когда христианские храмы украшались не только ликами святых, но и языческими узорами. Узелково-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибали и тысячелетние знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность в ту пору не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на

кириллице.

Православие постепенно стало вытеснять древнюю культуру и веру славян, произошдо это много  позднее, чем у других европейских  народов, не ранее XI века. До этого она  эволюционировала по крайней мере не менее полутора тысяч лет. Однако главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.

 

4. Религия в системе  духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

 

1. Расположите данные  направления искусства в хронологическом  порядке по мере возникновения.

- классицизм

- романтизм

- рококо

- натурализм

- импрессионизм

- постимпрессионизм

- реализм

- авангард

- символизм

Информация о работе Культура древней Индии