Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:37, реферат

Описание работы

Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:
- показать древнеиндийские культурные достижения;
- определить роль религии в культуре древней Индии;
- определить, как повлияла древнеиндиская культура на культуру других стран.

Содержание работы

ВВедение …………………………………………………………………….3
Становление древнеиндийской культуры………..…………..4
1.1.Протоиндийская (Хараппская) цивилизация ………………………………4
1.2.Вторжение арийцев…………………………………………………………..5
Религия и культура древней индии…………….………………..7
2.1.Ведийская религия…………………………………………………………7
2.2.Буддизм……………………………………………………………………..9
2.3. индуизм…………………………………………………………………...11
искусство и наука древней индии…………………….13
3.1. Литература и театр………………………………………………………….13
3.2. Музыка и танец Древней Индии…………………………………...………16
3.3. Архитектура и скульптура……………………………………………….…17
3.4. Наука и медицина…………………………………………………….……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Файлы: 1 файл

0509712_EE3C7_sovremennaya_russkaya_i_zarubezhn.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По учебной дисциплине: «Культуралогия»

На тему: «Культура Древней Индии»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студент группы МиЭУП 294

                         Силантьева Е.Л.

        2014 г.

 

Проверил:

К.И.Н,доцент

       Малкова И.Г.

               2014 г.

 

 

Работа защищена с оценкой

 

      2014 г.

 

 

 

 

Миасс 2014

 

 

                                                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВедение …………………………………………………………………….3

Становление  древнеиндийской культуры………..…………..4

1.1.Протоиндийская (Хараппская) цивилизация ………………………………4

1.2.Вторжение арийцев…………………………………………………………..5

Религия и культура древней индии…………….………………..7

2.1.Ведийская религия…………………………………………………………7

2.2.Буддизм……………………………………………………………………..9

2.3. индуизм…………………………………………………………………...11

искусство и наука древней индии…………………….13

3.1. Литература и театр………………………………………………………….13

3.2. Музыка и танец Древней Индии…………………………………...………16

3.3. Архитектура и скульптура……………………………………………….…17

3.4. Наука и медицина…………………………………………………….……..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…23

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Индии одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Древняя Индия оставила после себя множество литературы, архитектурных памятников, которые дают нам возможность представить развитие ее культуры.

Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало культуру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире.

Основной целью работы является попытка на основе имеющихся знаний показать развитие культуры в Древней Индии. Соответственно постеленной цели работы можно выделить следующие задачи:

- показать древнеиндийские  культурные достижения;

- определить роль религии  в культуре древней Индии;

- определить, как повлияла  древнеиндиская культура на культуру  других стран.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

Начатые в двадцатые года ХХ века раскопки в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия), Харппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали назвать хараппской или протоиндийской1. Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности (её обладатели писали справа налево). Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений.

Здесь же были найдены предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, красно-черная лощеная узорчатая керамика, мелкая пластика. Небольшие каменные и бронзовые фигурки обнаженного мужчины и танцовщицы показали, что уже в те времена скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и передачи движения. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и надписей вокруг изображений и тонкостью пластической обработки поверхности указывают на близкое сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии. В ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближающие их с последующей собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившийся в искусстве последующих веков образ божества Шивы - владыки разрушительных сил Вселенной.

При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.

Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и сейчас остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.

Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности2.

 

1.2. Вторжение арийцев

В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов пришли в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.

Приход ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно  иной культуры. Они были скотоводы и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.

Вместе с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.

Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

2.1. Ведийская религия 

К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов»3.  Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным  могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры – из ступней4. В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа5. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы.

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями, например, воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора — в крысу.

Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до нашей эры, эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

 

1.2. Буддизм

Середина I тысячелетия до нашей эры ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма - это сам Будда, дхарма - его учение, и сангха — община его последователей.

Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий на него снизошло просветление и он стал просветленным (Буддой). Около города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками.

Информация о работе Культура Древней Индии