Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

Содержание работы

Введение 3
I. Философские направления в Древней Индии 4
II. Литературные памятники 6
III. Религиозный культ в Древней Индии 10
IV. Точные науки 13
V. Архитектура и живопись 14
Заключение 16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культура древней Индии.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Культура Древней Индии»

Содержание

Введение                                                                                                        3

I. Философские  направления в Древней Индии                                             4

II. Литературные  памятники                                                                           6

III. Религиозный  культ в Древней Индии                                                     10

IV. Точные  науки                                                                                         13

V. Архитектура  и живопись                                                                         14

Заключение                                                                                                  16

Список использованной литературы                                                            17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием

    Одна  из важнейших задач понимания  древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и  пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное  целое, своим многообразием и  уникальностью в значительной степени  повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в  этой роли, своими достижениями, базой  для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить  страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти  в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философские направления в  Древней Индии
 

    В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская  философия - это истинно "живые  плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила  полную преемственность. И ни одна философия  не оказала такого сильного воздействия  на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах  уже нашего века - очевидное свидетельство  той живой связи, которая соединяет  западную культуру с Индией. Индийская  философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных  рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать  тонкостей теории, но заниматься дыхательной  гимнастикой йога в целях чисто  медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит  в ее обращении к внутреннему  миру человека, она открывает мир  возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется  тайна ее притягательности и живучести.

    Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две  большие группы: первая группа - это  ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

    Наиболее  известная школа древнеиндийских  материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений  религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они  считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской  философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья  отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских  философов был Начартжуна, выступивший  с концепцией всеобщей относительности  или “всеобщей пустоты”, а также  заложивший основы школы логики в  Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая  школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

    Джайнистская  школа возникла в VI веке до нашей  эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с  буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния  за поступки. Наряду с этим он проповедует  еще более строгие правила  не причинения вреда любым живым  существам. По-скольку же вспашка  земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Йога  опирается на Веды и является одной  из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем  считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для  осознания собственного единства. При  успешном овладении медитацией, человек  приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой  после целого ряда физических и психических  упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого, йога включает в себя и правила  приема пищи. Пища делится на три  категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Литературные  памятники
 

     Значительная  часть первоисточников по истории  древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской  литературы были написаны на берёзовой  коре или на пальмовых листьях  и не выдержали неблагоприятных  условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться  такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары, которые  не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались  губительными для архивов древней  Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие  от большинства древневосточных  языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий  не прерывалась. Те произведения, которые  считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас  в поздних копиях с дополнениями и искажениями.

     Хуже  всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые  хроники.

     Наиболее  велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о  великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях  царевича Рамы).

     Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы  Ману”, хронологическая фиксация которых  также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. - ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

     Историю древнеиндийской литературы принято  подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни  являются две великие эпические  поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены  все стороны жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из устной поэтической  традиции, приобретал дидактический  характер, включал в себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение  из этих сокровищ мудрости своего народа.

     Из  литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились  даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника  игры актеров. Индийская театральная  традиция предшествовала греческой.

     Высокого  уровня достигла в Древней Индии  теория литературного творчества, в  том числе и поэзия. Подробно разрабатывались  правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

     Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и  искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят  сходство между теорией древних  индийцев и современной лингвистикой.

     Первым  памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между  вторым и первым тысячелетием до нашей  эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая  развитие философской мысли.

     Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД - араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

     Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических  и материалистических).

     Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до н.э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Информация о работе Культура Древней Индии