Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, реферат
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
Введение 3
I. Философские направления в Древней Индии 4
II. Литературные памятники 6
III. Религиозный культ в Древней Индии 10
IV. Точные науки 13
V. Архитектура и живопись 14
Заключение 16
Список использованной литературы
Реферат
Содержание
Введение
I. Философские
направления в Древней Индии
II. Литературные
памятники
III. Религиозный
культ в Древней Индии
IV. Точные
науки
V. Архитектура
и живопись
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием
Одна
из важнейших задач понимания
древнего мира - осмысление многообразия
и уникальности древних культур,
отдаленных от нынешних временем и
пространством. Все они, взятые вместе
и представляющие некое цивилизационное
целое, своим многообразием и
уникальностью в значительной степени
повлияли на формирование и характер
современной цивилизации. Именно в
этой роли, своими достижениями, базой
для создания нынешнего научно-технического
мира, их культурное единство и обретает
значимость. Трудно себе представить
страну с более богатой мифологией,
чем Индия, и вряд ли можно найти
в иной мифологии сочетание глубоких
философских абстракций и практических
приложений мифа, таких, как йога, аскеза,
наставления в практике повседневной
жизни.
В
Древней Индии очень высокого
развития достигла философия. Индийская
философия - это истинно "живые
плоды", продолжающие питать своими
соками мировую человеческую мысль.
Индийская философия сохранила
полную преемственность. И ни одна философия
не оказала такого сильного воздействия
на Запад, как индийская. Поиск "света,
который идет с Востока", "истины
о происхождении рода человеческого",
которым были заняты многие философы,
теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах
уже нашего века - очевидное свидетельство
той живой связи, которая соединяет
западную культуру с Индией. Индийская
философия - это не только экзотика,
а именно та притягательность целительных
рецептов, которые помогают человеку
выжить. Человек может не знать
тонкостей теории, но заниматься дыхательной
гимнастикой йога в целях чисто
медико-физиологических. Главная ценность
древнеиндийской философии
Для
древнеиндийской философии
Наиболее
известная школа
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. По-скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Йога
опирается на Веды и является одной
из ведических философских школ. Йога
означает "сосредоточение", ее основателем
считается мудрец Патанджали (II в. до
н.э.). Йога - это философия и практика.
Йога - есть индивидуальный путь спасения
и предназначена для достижения
контроля над чувствами и мыслями,
в первую очередь, при помощи медитации.
В системе йоги вера в бога рассматривается
как элемент теоретического мировоззрения
и как условие практической деятельности,
направленной на освобождение от страданий.
Соединение с Единым необходимо для
осознания собственного единства. При
успешном овладении медитацией, человек
приходит к состоянию самадхи (т.е.
состоянию полной интраверсии, достигаемой
после целого ряда физических и психических
упражнений и сосредоточенности). Кроме
этого, йога включает в себя и правила
приема пищи. Пища делится на три
категории соответственно трем гунам
материальной природы, к которой она относится.
Например, пища в гунах невежества и страсти
способна умножить страдания, несчастья,
болезни (прежде всего, это мясо). Учителя
йоги особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости по отношению к другим
учениям.
Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.
Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.
Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).
Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману”, хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. - ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.
Историю
древнеиндийской литературы принято
подразделять на несколько этапов:
ведийский, эпический, период классической
санскритской литературы. Для первых
двух этапов характерно преобладание
устной традиции передачи текста. Подлинными
энциклопедиями индийской жизни
являются две великие эпические
поэмы Древней Индии "Махабхарата"
и "Рамаяна". В них запечатлены
все стороны жизни древних
индийцев. Эпос вобрал в себя материал,
который, складываясь из устной поэтической
традиции, приобретал дидактический
характер, включал в себя религиозно-философские
произведения и идеи. В последующие
эпохи многие видные художники Индии,
в числе которых был и
Из
литературы, относимой к буддийской
традиции, ярко выделяется творчество
поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2
век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита”
была первым искусственным эпосом,
появившимся в индийской
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.
Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД - араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.
Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).
Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до н.э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.