Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, реферат
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
Введение 3
I. Философские направления в Древней Индии 4
II. Литературные памятники 6
III. Религиозный культ в Древней Индии 10
IV. Точные науки 13
V. Архитектура и живопись 14
Заключение 16
Список использованной литературы
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Упанишады
и изложенные в них идеи не содержат
логически последовательной и целостной
концепции. При общем преобладании
объяснении мира как духовного и
бестелесного в них представлены
и другие суждения и идеи и, в частности,
делаются попытки натурфилософского
объяснения первопричины и первоосновы
явлений мира и сущности человека.
Так, в некоторых текстах
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна
из важнейших проблем в Упанишадах
- исследование сущности человека, его
психики, душевных волнений и форм поведения.
Мыслители Древней Индии
В
области этики в Упанишадах преобладает
проповедь пассивно-
Говоря
о философии Древней Индии
нельзя не упомянуть и обширную эпическую
поэму Махабхарату, состоящую из
восемнадцати книг. Основным источником
философской мысли более
По своему содержанию и направленности большинство философских идей "Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Наибольший
интерес с философской точки
зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита
(божественная песнь). В отличие от
Упанишад, где философия представлена
в виде отдельных высказываний и
положений, здесь появляются уже
развернутые и цельные
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригвед” и других ведийских сборников (самхит).
Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.
В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.
В
ранних индуистских текстах говорится
о десяти оватарах (низхождениях) Вишну.
В восьмом из них он предстает
в облике Кришны - героя племени
Ядавов. Это оватара стала излюбленным
сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных
сочинений. Культ Кришны снискал
такую популярность, что из Вишнаизма
выделилось одноименное направление.
Девятая оватара, где Вишну предстает
в виде Будды - результат включения
в индуизм буддистских
Большую
популярность очень рано приобрел культ
Шивы, который в триаде главных
богов олицетворял собой
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махабхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.
Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".
В
3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э.
происходит дальнейшее развитие буддизма,
в частности создается связное
жизнеописание Будды, складывается
каноническая литература. Монахи - теологи
разрабатывают логические "обоснования"
главных религиозных догм, нередко
именуемые "философией буддизма".
Теологические тонкости оставались
достоянием сравнительно небольшого круга
монахов, имевших возможность отдавать
все свое время схоластическим спорам.
Одновременно развивалась другая, морально
- культовая сторона буддизма, т.е.
"путь", который может привести
каждого к прекращению
Буддизм
обогатил религиозную практику приемом,
относящимся к области
К
периоду Маурьев в буддизме оформились
два направления: стхавиравадины и
махасангики. Последнее учение легло
в основу Махаяны. Древнейшие махаянские
тексты появляются еще в первом веке
до нашей эры. Одним из важнейших
в доктрине Махаяны является учение
о Бодхисатве-существе, способном
стать Буддой, приближающемся к достижению
нирваны, но из сострадания к людям
в нее не вступающие. Будда считался
не реальным человеком, а высшим абсолютным
существом. И Будда и Бодхисатва
являются объектами почитания. Согласно
Махаяне, достижение нирваны происходит
посредством Бодхисатвы и из-за этого
в первом веке нашей эры монастыри
получали щедрые подношения от сильных
мира сего. Разделение Буддизма на две
ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и
Махаяну (“большая повозка”) было вызвано,
прежде всего, различиями в социально-по-литических
условиях жизни в отдельных частях
Индии. Хинаяна, теснее связан-ная с
ранним Буддизмом, признает Будду человеком,
нашедшим путь к спасе-нию, которое
счи-тается достижимым только через
уход от мира - монашество. Махаяна исходит
из возможности спасения не только
для отшельников-монахов, но и для
мирян, при-чем упор сделан на активную
проповедническую деятель-ность, на вмешательство
в общественную и государственную
жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны,
легче приспосабливалась к