Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:48, контрольная работа
Ранняя культура: Шумеро-Аккадская. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.
Культура Старовавилонского царства. Центром Вавилонии был город Вавилон (Врата Бога), его цари во 2 тыс. до н.э смогли объединить под своим началом все области Шумера и Аккада.
Культура Ассирии. Именно ассирийцы переняли и развили культуру, религию и искусство Вавилонии, когда починили себе Вавилонское царство в 8 веке до н.э.
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья…………………3
2.Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии………………………………………………………………….................................................................................................................................3
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права…………………….5
II. Напишите свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше»………………………………………………………………………..8
III. Выполните тестовые задания………………………………………………….11
Тема 14. Культура Древней Месопотамии
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы
эволюции культуры Междуречья……
2.Раскройте
своеобразие религии,
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права…………………….5
II. Напишите
свободную содержательную
III. Выполните
тестовые задания……………………………………
Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья.
Ранняя культура: Шумеро-Аккадская. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.
Культура Старовавилонского царства. Центром Вавилонии был город Вавилон (Врата Бога), его цари во 2 тыс. до н.э смогли объединить под своим началом все области Шумера и Аккада.
Культура Ассирии. Именно ассирийцы переняли и развили культуру, религию и искусство Вавилонии, когда починили себе Вавилонское царство в 8 веке до н.э.
Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии.
Самая древняя в мире культура, благодаря своим историческим условиям рвзвития, получила ряд характерных своеоразных особенностей.
Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. Множество народов и племён учавствовали в её создании, например, шумеры, вавилоняне, ассирийцы.
В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.
Она прошла множество этапов завоевание, перестройки, переосмысления и эволюции. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры.
В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.
Особое место
в Месопотамии сыграла
Существование
неясных представлений в
Как и вся культура, мифология Месопотамии так же неоднородна и делится на 4 разные мифологии, однако пантеон богов и история создания мира у них общие.
Множество источников свидетельствуют
о высоких астрономических и
Месопотамия подарила миру
богатое наследие, создала фундамент
для таких наук как математика,
астрономия, лингвистика. Именно народы
Месопотамии первыми изобрели письменность
(клинопись), и именно от этой культуры
начала развиваться культура Античная,
Средневековая и вообще Европейская культура
в целом. Именно там стоит искать корни
всемирной культуры.
Охарактеризуйте специфику искусства и системы права.
Уже в III-II тыс. до н.э. Древняя Месопотамия отличалась высокой культурой земледелия, письменности, введением десятичной системы счета и появлением первых самых древних законов и уставов. Шумеры любили строгий счет, порядок, организованность. Это был триумф бюрократии и архаической законности. Не случайно религия и официальная традиция изображали рядом двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).
Частично право этой эпохи можно представить по Законам Шульги (Законы Ур-Намму) и дошедшим до нас фрагментам Законов Эшнунны.
Из правовых норм, входивших в Законы Шульги, сохранилось (иногда не полностью) менее трех десятков. Среди них: наказание за прелюбодеяние, правила развода, наказания за ложный донос и за лжесвидетельство, узаконения касательно брака, о телесных повреждениях. Особый интерес представляют нормы, касающиеся рабов: о возвращении беглых и о рабыне, которая «сочла себя равной своей госпоже». Важно отметить, что такая рабыня наказывается не по произволу господина или госпожи, но по закону. Иначе говоря, рабы в этот период еще рассматриваются как личности, а не как вещи.
Из юридических документов той эпохи видно, что рабы даже могли оспаривать свое рабское состояние в суде (впрочем, как правило, процесс они проигрывали). Основной вид наказания по Законам Шульги — денежная компенсация, которую виновный уплачивает потерпевшему.
Законы Эшнунны содержат
В Древнем Шумере военный вождь — энси, на стадии военной демократии избираемый народным собранием, осуществлял и судебные разбирательства наравне с общинными судами. Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась.
Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов.
Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право.
В Законнике упоминается
Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения. Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной, почти не зависимой от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.
При составлении Кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения.
Царские чиновники также получали земельные наделы. Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления.
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа.
Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.
Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
В области уголовного права и процесса как и другие древние кодификации Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам.
Дело начиналось
с заявления потерпевшей
Об особенностях культуры Междуречья можно узнать из вопроса 2 данной контрольной.
Напишите свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше».
«Эпос о Гильгамеше» - «О всё видавшем и везде побывавшем» - история получеловека-полубога. «Эпос» можно назвать первым трагическим произведением, потому как он достаточно мрачен и заставляет задуматься о жизни, смерти, потере близких, о месте человека на этой земле.
Гильгамеш — потомок богов, его отец был богом-правителем, а мать — жрицей, которая сама была полубогиней-получеловеком. Он очень силён, активен, и утомляет этим своих подданных. Но, не смотря на своё божественное происхождение, Гильгамеш — человек, и ему не чуждо ничто человеческое. Скорее всего, его божественность подчёркивается только потому, что он правитель Урука.
Мы искренне сопереживаем Гильгамешу, когда он теряет своего друга и брата Энкиду. Очень интересна и важна для понимания их дружбы история их взаимоотношений. Энкиду был сотворён богиней Аруру в противовес Гильгамешу (всё по просьбе подданных Гильгамеша). Он рос среди животных и ими же воспитывался, охранял их от охотников, был своеобразным защитником лесной живности, сам был покрыт шерстью и не особо от зверей отличался, кроме как силой. Когда один из охотников обратился к Гильгамешу за помощью, тот предложил им дать Энкиду блудницу Шамхат.
Шамхат лишила Энкиду девственности и от него отвернулись все звери. Именно она предложила ему идти в город, где живёт Гильгамеш, она же и учит его становиться человеком по пути в Урук: пить вино, носить одежду, нормально питаться. Энкиду решает сразиться с Гильгамешем, но Шамхат рассказывает ему о вещих снах Гильгамеша, что вскоре у него появиться настоящий друг.
Именно с битвы и начинается дружба великих Гильгамеша и Энкиду. Когда они поняли, что не смогут победить друг друга, то Гильгамеш познакомил Энкиду со своей матерью, затем они побратались. У Энкиду случается великая депрессия, он не знает, куда приложить свою силу, плачется. И тогда Гильгамеш предлагает победить Хумбабу, хранителя кедровых лесов. Стоит заметить, что Урук не был богатым на леса краем, а для того, чтобы строить дома и храмы, крайне нужно было дерево.
Энкиду пытается отговорить Гильгамеша от этой затеи, ибо Хумбаба очень силён, но Гильгамеш уговаривает Энкиду, говоря, что жизнь итак слишком коротка, и лучше потартить её на геройство, и умереть знаменитым на весь мир, чем быть неизвестным.
Под поддержкой бога, которому Гильгамеш обещал построить храм, братья побеждают Хумбабу и семь его одеяний-лучей.
Богиня Иштар предлагает Гильгамешу стать её любовником, но он отказывается, потому как всех своих мужей Иштар превращает в животных или убивает. Разозлённая богиня просит бога Ану создать Небесного быка, чтобы он убил Гилльгамеша и Энкиду, но братья убили быка.
Энкиду снится совет богов, на котором боги решают, кто должен умереть: Гильгамеш или Энкиду. В результате они решают убить Энкиду. Утром он рассказывает всё брату. Потом братья долго спорят, какому богу и кто будет молится, и затем Энкиду обращается к богу Шамаш с проклятиями к Шамхат, однако бог переубеждает его, напоминая о том, что дала ему Шамхат.
Вскоре Энкиду заболевает и умирает. Вот тут начинаются великие страдания Гильгамеша, потому как он осознаёт свою смертность и глубоко переживает гибель друга. Он отправляется в путешествие за бессмертием, доходит до края земли и встречает там человека-скорпиона, и рассказывает ему о том, что хочет найти Утнапишти, человека, который пережил всемирный потоп. Человек-скорпион рассказывает Гилькамешу про страну Дильмун, но предостерегает, что только боги могут до неё добраться, потому что путь туда очень опасен, проходит через пещеру и никто из людей туда не ходил. Гильгамеш не устрашается этого, и отправляется в путь, а человек-скорпион благословляет его.