Культура Древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Ранняя культура: Шумеро-Аккадская. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.
Культура Старовавилонского царства. Центром Вавилонии был город Вавилон (Врата Бога), его цари во 2 тыс. до н.э смогли объединить под своим началом все области Шумера и Аккада.
Культура Ассирии. Именно ассирийцы переняли и развили культуру, религию и искусство Вавилонии, когда починили себе Вавилонское царство в 8 веке до н.э.

Содержание работы

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья…………………3
2.Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии………………………………………………………………….................................................................................................................................3
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права…………………….5
II. Напишите свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше»………………………………………………………………………..8
III. Выполните тестовые задания………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Тема 14.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Тема 14. Культура Древней Месопотамии 

I. Дайте развернутые  ответы на следующие вопросы:

1. Укажите основные этапы  эволюции культуры Междуречья…………………3

2.Раскройте  своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии………………………………………………………………….................................................................................................................................3

3. Охарактеризуйте  специфику искусства и системы  права…………………….5

II. Напишите  свободную содержательную рецензию  на «Эпос о Гильгамеше»………………………………………………………………………..8

III. Выполните  тестовые задания………………………………………………….11  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья.

Ранняя культура: Шумеро-Аккадская. Двойное название связано с тем, что шумеры и  жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. 

Культура Старовавилонского  царства. Центром Вавилонии был  город Вавилон (Врата Бога), его  цари во 2 тыс. до н.э смогли объединить под своим началом все области  Шумера и Аккада.

Культура Ассирии. Именно ассирийцы переняли и развили культуру, религию и искусство Вавилонии, когда починили себе Вавилонское царство в 8 веке до н.э. 

 

Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии.

Самая древняя  в мире культура, благодаря своим историческим условиям рвзвития, получила ряд характерных своеоразных особенностей.

Культура Месопотамии  не является однородной по своему составу. Множество народов и племён учавствовали в её создании, например, шумеры, вавилоняне, ассирийцы.

В тоже время  в отношении них можно говорить как о носителях родственных  культурах, так как все они  имели единую систему письма, общие  научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные  формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.

Она прошла множество  этапов завоевание, перестройки, переосмысления и эволюции. Именно в Шумере в  конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры.

В месопотамской  цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.

Особое место  в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном  понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья.

Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер.

Как и вся  культура, мифология Месопотамии  так же неоднородна и делится  на 4 разные мифологии, однако пантеон  богов и история создания мира у них общие.

Множество источников свидетельствуют  о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

Месопотамия подарила миру богатое наследие, создала фундамент  для таких наук как математика, астрономия, лингвистика. Именно народы Месопотамии первыми изобрели письменность (клинопись), и именно от этой культуры начала развиваться культура Античная, Средневековая и вообще Европейская культура в целом. Именно там стоит искать корни всемирной культуры.  

 

 

Охарактеризуйте специфику искусства и системы  права.

Уже в III-II тыс. до н.э. Древняя Месопотамия отличалась высокой культурой земледелия, письменности, введением десятичной системы счета и появлением первых самых древних законов и уставов. Шумеры любили строгий счет, порядок, организованность. Это был триумф бюрократии и архаической законности. Не случайно религия и официальная традиция изображали рядом двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).

Частично право этой эпохи  можно представить по Законам  Шульги (Законы Ур-Намму) и дошедшим до нас фрагментам Законов Эшнунны.

Из правовых норм, входивших  в Законы Шульги, сохранилось (иногда не полностью) менее трех десятков. Среди них: наказание за прелюбодеяние, правила развода, наказания за ложный донос и за лжесвидетельство, узаконения касательно брака, о телесных повреждениях. Особый интерес представляют нормы, касающиеся рабов: о возвращении беглых и о рабыне, которая «сочла себя равной своей госпоже». Важно отметить, что такая рабыня наказывается не по произволу господина или госпожи, но по закону. Иначе говоря, рабы в этот период еще рассматриваются как личности, а не как вещи.

Из юридических документов той эпохи видно, что рабы даже могли оспаривать свое рабское состояние  в суде (впрочем, как правило, процесс  они проигрывали). Основной вид наказания по Законам Шульги — денежная компенсация, которую виновный уплачивает потерпевшему.

Законы Эшнунны содержат указатели эквивалентных соотношений между основными товарами и серебром, тарифы за найм и работу, наказания за различные правонарушения. Там же изложены нормы семейного права, долгового права, многие параграфы говорят о положении рабов.

В Древнем Шумере военный вождь — энси, на стадии военной демократии избираемый народным собранием, осуществлял и судебные разбирательства наравне с общинными судами. Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась.

Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов.

Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право.

В Законнике упоминается должность профессиональных судебных следователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников, они разбирали преступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях.

Судебный процесс в  Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения. Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной, почти не зависимой от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.

При составлении Кодекса  в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.

Важное значение имели  статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения.

Царские чиновники также получали земельные наделы. Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления.

В Законах Хаммурапи имеется  ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа.

Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и  предотвратить долговое рабство.

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.

Наследование  по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

В области уголовного права и процесса как и другие древние кодификации Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Процесс был  одинаков как по уголовным, так и  по гражданским делам.

Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания  служили свидетельские показания, клятвы, ордалий (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело».

Об особенностях культуры Междуречья можно узнать из вопроса 2 данной контрольной.

 

Напишите  свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше».

«Эпос о Гильгамеше» - «О всё видавшем и везде побывавшем» - история получеловека-полубога. «Эпос» можно назвать первым трагическим  произведением, потому как он достаточно мрачен и заставляет задуматься о  жизни, смерти, потере близких, о месте человека на этой земле.

Гильгамеш —  потомок богов, его отец был богом-правителем, а мать — жрицей, которая сама была полубогиней-получеловеком. Он очень  силён, активен, и утомляет этим своих  подданных. Но, не смотря на своё божественное происхождение, Гильгамеш — человек, и ему не чуждо ничто человеческое. Скорее всего, его божественность подчёркивается только потому, что он правитель Урука.

Мы искренне сопереживаем Гильгамешу, когда он теряет своего друга и брата Энкиду. Очень интересна и важна для понимания их дружбы история их взаимоотношений. Энкиду был сотворён богиней Аруру в противовес Гильгамешу (всё по просьбе подданных Гильгамеша). Он рос среди животных и ими же воспитывался, охранял их от охотников, был своеобразным защитником лесной живности, сам был покрыт шерстью и не особо от зверей отличался, кроме как силой. Когда один из охотников обратился к Гильгамешу за помощью, тот предложил им дать Энкиду блудницу Шамхат.

Шамхат лишила Энкиду девственности и от него отвернулись все звери. Именно она предложила ему идти в город, где живёт Гильгамеш, она же и учит его становиться человеком по пути в Урук: пить вино, носить одежду, нормально питаться. Энкиду решает сразиться с Гильгамешем, но Шамхат рассказывает ему о вещих снах Гильгамеша, что вскоре у него появиться настоящий друг.

Именно с  битвы и начинается дружба великих  Гильгамеша и Энкиду. Когда они  поняли, что не смогут победить друг друга, то Гильгамеш познакомил Энкиду со своей матерью, затем они побратались. У Энкиду случается великая депрессия, он не знает, куда приложить свою силу, плачется. И тогда Гильгамеш предлагает победить Хумбабу, хранителя кедровых лесов. Стоит заметить, что Урук не был богатым на леса краем, а для того, чтобы строить дома и храмы, крайне нужно было дерево.

Энкиду пытается отговорить Гильгамеша от этой затеи, ибо Хумбаба очень силён, но Гильгамеш  уговаривает Энкиду, говоря, что  жизнь итак слишком коротка, и  лучше потартить её на геройство, и умереть знаменитым на весь мир, чем быть неизвестным.

Под поддержкой бога, которому Гильгамеш обещал построить  храм, братья побеждают Хумбабу и  семь его одеяний-лучей.

Богиня Иштар  предлагает Гильгамешу стать её любовником, но он отказывается, потому как всех своих мужей Иштар превращает в животных или убивает. Разозлённая богиня просит бога Ану создать Небесного быка, чтобы он убил Гилльгамеша и Энкиду, но братья убили быка.

Энкиду снится совет богов, на котором боги решают, кто должен умереть: Гильгамеш или  Энкиду. В результате они решают убить Энкиду. Утром он рассказывает всё брату. Потом братья долго спорят, какому богу и кто будет молится, и затем Энкиду обращается к богу Шамаш с проклятиями к Шамхат, однако бог переубеждает его, напоминая о том, что дала ему Шамхат.

Вскоре Энкиду заболевает и умирает. Вот тут начинаются великие страдания Гильгамеша, потому как он осознаёт свою смертность и глубоко переживает гибель друга. Он отправляется в путешествие за бессмертием, доходит до края земли и встречает там человека-скорпиона, и рассказывает ему о том, что хочет найти Утнапишти, человека, который пережил всемирный потоп. Человек-скорпион рассказывает Гилькамешу про страну Дильмун, но предостерегает, что только боги могут до неё добраться, потому что путь туда очень опасен, проходит через пещеру и никто из людей туда не ходил. Гильгамеш не устрашается этого, и отправляется в путь, а человек-скорпион благословляет его.

Информация о работе Культура Древней Месопотамии