Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 21:30, контрольная работа
Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку, как современников, так и потомков.
Введение…………………………………………………………………….3
Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры…………………………………………………………………………...4
Письменность и просвещение………………………………………6
Архитектура Древней Руси…………………………………………7
Искусство…………………………………………………………….9
Быт народа………………………………………………………….12
Заключение ……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….15
Введение
Культура Древней Руси - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
Русский народ внес ценный
вклад в мировую культуру, создав
уже сотни лет назад
Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности.
Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. Выбор веры для Руси имел принципиальное значение: единое государство могло быть создано на едином духовном пространстве. Владимир остановил свой выбор на византийском православии, и в 988 году крестил Русь византийским крестом. Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства, однако принятие христианства многие исследователи считают началом собственно древнерусской культуры.
Целью данной работы является изучение основных моментов в развитии и становлении культуры Древней Руси. В частности рассмотрение таких разделов как письменность, искусство, архитектура Древней Руси.
1.Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
Долгие годы русская культура (устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло) развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни.
Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.
Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:
Началось активное строительство
храмов на средства частных лиц, народных
общин и православного
До монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в состоянии оформления. Но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.
Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.
Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств, и несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура.
2.Письменность и просвещение
Письменность существовала
на Руси еще в дохристианский период.
Доказательством наличия
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья.
Кирилл взял за основу греческий
алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил
его характерными для славянских
языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими
другими буквами, Некоторые из них сохранились
в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие
давно вышли из употребления.
Итак, славянский алфавит первоначально
состоял из 43 букв, близких по написанию
греческим. Каждая из них имела свое название:
А - "аз", Б - "буки" (их сочетание
образовало слово "азбука"), В - "веди",
Г - "глаголь", Д - "добро" и так
далее. Буквы на письме обозначали не только
звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В"
- 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские
цифры вытеснили "буквенные".
В честь своего создателя
новая азбука получила название "кириллица".
Некоторое время наряду с кириллицей была
в употреблении и другая славянская азбука
- глаголица. Она имела тот же состав букв,
но с более сложным, витиеватым написанием.
С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались "писанию, ремеслам, пению, швению".
3. Архитектура Древней Руси
Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. Первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь. Интенсивное строительство велось при Ярославе Мудром: были возведены Софийский собор, Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев и Ирининский монастыри. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Тем самым подчеркивалось политическое и культурное единство Руси. Соборы и церкви строились во многих городах. Но русские мастера не копировали церковные сооружения Византии. Киевская София, конструктивные особенности которой послужили образцом для одноименных соборов в Новгороде и Полоцке, совершенно оригинальна, ее замысел восходит к национальной деревянной архитектуре.
Славяноязыческая культурная традиция проявлялась в устройстве храмов, которое “символически напоминало об устройстве Вселенной и “малого мира” - человека. Его устройство было ориентировано на стороны света, а росписи напоминали о Вселенной, ее истории - Ветхом и Новом Заветах, о будущем человечества - конце мира и Страшном суде. Церковь стремилась поднять человека над суетными заботами дня и показать ему мир в его устройстве и истории, пронизывающей всю иерархию явлений и событий”.
Влияние дохристианских представлений
заметно во многих видах древнерусского
искусства. Даже в тех, корней которых
в язычестве быть не могло. Иконопись,
хотя и целиком унаследованная от
греков, была переработана русскими художниками
в традициях “языческой жизнерадостности”.
Ученики византийцев
В русской иконописи Богородица занимала центральное место, ей отводилась роль Царицы Небесной. Такое же место было у Софии - Премудрости Божией. Но богородичные иконы, как считал русский философ Е.Н. Трубецкой, в художественном отношении полнее, красочнее и совершеннее. Он объяснял это так: “Икона св. Софии Премудрости Божией выражает собою еще не раскрытую тайну замысла Божия о твари. А Богоматерь, собравшая мир вокруг предвечного Младенца, олицетворяет Собою осуществление и раскрытие того же самого замысла. Именно эту соборную, собранную воедино вселенную замыслил Бог в Своей Премудрости: именно ее Он хотел; и именно ею должно быть побеждено хаотическое царство смерти”.
4.Искусство
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.
Христианская церковь
внесла в эти виды искусства совершенно
иное содержание. Церковное искусство
подчинено высшей цели - воспеть
христианского Бога, подвиги апостолов,
святых, деятелей церкви. Если в языческом
искусстве "плоть" торжествовала
над "духом" и утверждалось все
земное, олицетворяющее природу, то церковное
искусство воспевало победу "духа"
над плотью, утверждало высокие подвиги
человеческой души ради нравственных
принципов христианства. В византийском
искусстве, считавшемся в те времена самым
совершенным в мире, это нашло выражение
в том, что там и живопись, и музыка, и искусство
ваяния создавались в основном по церковным
канонам, где отсекалось все, что противоречило
высшим христианским принципам. Аскетизм
и строгость в живописи (иконопись, мозаика,
фреска), возвышенность, "божественность"
греческих церковных молитв и песнопений,
сам храм, становящийся местом молитвенного
общения людей, - все это было свойственно
византийскому искусству. Если та или
иная религиозная, богословская тема была
в христианстве раз и навсегда строго
установлена, то и ее выражение в искусстве,
по мнению византийцев, должно было выражать
эту идею лишь раз и на всегда установленным
образом; художник становился лишь послушным
исполнителем канонов, которые диктовала
церковь.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое
по содержанию, блестящее по своему исполнению
искусство Византии столкнулось с языческим
мировосприятием восточных славян, с их
радостным культом природы - солнца, весны,
света, с их вполне земными представлениями
о добре и зле, о грехах и добродетелях.
С первых же лет византийское церковное
искусство на Руси испытало на себе всю
мощь русской народной культуры и народных
эстетических представлений.