Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 21:30, контрольная работа
Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку, как современников, так и потомков.
Введение…………………………………………………………………….3
Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры…………………………………………………………………………...4
Письменность и просвещение………………………………………6
Архитектура Древней Руси…………………………………………7
Искусство…………………………………………………………….9
Быт народа………………………………………………………….12
Заключение ……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………….15
В XI в. строгая аскетическая
манера византийской иконописи превращалась
под кистью русских художников в портреты,
близкие к натуре, хотя русские иконы и
несли в себе все черты условного иконописного
лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая
живопись, мозаика. Известны своей большой
художественной силой мозаики Михайловского
Златоверхого монастыря с их изображением
апостолов, святых, которые потеряли свою
византийскую суровость: лики их стали
более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа
живописи. Ее характерными чертами стали
ясность идеи, реальность изображения,
доступность.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
Изящные украшения, подлинные
шедевры создавали
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью.
5.Быт народа
Культура народа неразрывно
связана с его бытом, повседневной
жизнью, как и быт народа, определяемый
уровнем развития хозяйства страны,
тесно связан с культурными процессами.
Народ Древней Руси жил как
в больших для своего времени
городах, насчитывающих десятки
тысяч человек, так и в селах
в несколько десятков дворов и
деревнях, особенно на северо-востоке
страны, в которых группировалось
по два-три двора.
Все свидетельства современников говорят
о том, что Киев был большим и богатым городом.
По своим масштабам, множеству каменных
зданий, храмов, дворцов он соперничал
с другими тогдашними европейскими столицами.
Дома украшались коврами, дорогими греческими
тканями. Во дворцах, богатых боярских
хоромах шла своя жизнь - здесь располагались
дружинники, слуги, толпилась бесчисленная
челядь. Отсюда шло управление княжествами,
родами, селами, здесь судили и рядили,
сюда свозились дани и подати. На сенях,
в просторных гридницах нередко проходили
пиры, где рекой текло заморское вино и
свой родной мед, слуги разносили огромные
блюда с мясом и дичью. Женщины сидели
за столом на равных с мужчинами. Женщины
вообще принимали активное участие в управлении,
хозяйстве, других делах. Гусляры услаждали
слух именитых гостей, пели им "славу",
большие чаши, рога с вином ходили по кругу.
Одновременно происходила раздача пищи,
мелких денег от имени хозяина неимущим.
На всю Русь славились такие пиры и такие
раздачи во времена Владимира I.
Любимыми забавами богатых
людей были соколиная, ястребиная, псовая
охота. Для простого люда устраивались
скачки, турниры, различные игрища.
Неотъемлемой частью древнерусского быта,
особенно на Севере, впрочем, как и в поздние
времена, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика
сажали на коня, затем отдавали его на
попечение и выучку пестуну; (от "пестовать"
- воспитывать). В 12 лет молодых князей
вместе с видными боярами-советниками
отправляли на управление волостями и
городами.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).
Своя жизнь, полная трудов,
тревог, текла в скромных русских
селах и деревнях, в рубленых избах,
в полуземлянках с печками-
Заключение
Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X - начале XI веков. Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности. Стала развиваться единая письменность, вводится единое право. Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории.
Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме "двоеверия": языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т.д.
Византийские мастера
принесли на Русь технику каменного
строительства крестово-
Таким образом, уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира.
Список литературы