Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:41, контрольная работа
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Введение 3
1. Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологии. Крито-микенская культура – ранняя цивилизация Запада 4
2. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков (космологизм, антропоцентризм, гармония и мера) 9
3. Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство формообразования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры 27
Заключение 29
Список использованной литературы 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
«Уральский Государственный Экономический Университет»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Культурология»
на тему 10: Культура греческой Античности
Исполнитель:
студент группы: ЭПБп-13СР
ЗЫКОВА ЛИЛИЯ
ГЕННАДЬЕВНА___________________
(Фамилия, имя, отчество студента)
Преподаватель:
АТМАНСКИХ
ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА______________
(Фамилия, имя, отчество преподавателя)
г. Екатеринбург
2013г.
Содержание
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.
Запад и Восток, Восток
и Запад – это вечное противопоставление,
попытка представить социально-
Так, в целом ряде исторических исследований Восток или его какая-то часть представлялись то краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, то акцентировалось в духе застоя, рабства и нищеты.
С другой стороны, сложившееся
в XIX и XX вв. превосходство Запада в
технико-экономическом и
На самом деле Восток и в древние времена, и сегодня не представлял и не представляет собой монолитное целое, двигающееся в одном эсхатологическом направлении. Можно выделить три направления в истории развития его цивилизации: панегирический (хвалебный), критический и исламский. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай, представлялись краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности и ставились как пример, как образец мудрости в управлении. В рамках второго типа (Древний Египет, Древняя Персия, некоторые другие деспотические государства Востока) внимание акцентировалось на духе насилия, рабства, жестокости и длительного застоя. В рамках третьего типа цивилизации (Восток арабо-исламского региона) широкое распространение получило представление о превосходстве морально-этических норм арабо-мусульманской цивилизации над Западом, развития точных наук, таких как алгебра, тригонометрия, астрономия, география, химия, психология, медицина и другие.
Однако на протяжении всего последнего столетия (XX в.) отношения стран Запада и Востока носили как бы одномерный характер: бедные и отсталые народы Востока смотрели в сторону Запада, в поисках идей, моделей развития и руководства. Поэтому неудивительно, что на Западе глубоко укоренилось убеждение, будто его миссия в Азии, т.е. на Востоке, состоит в том, чтобы учить, руководить, повелевать. Для выявления сущности рассматриваемой проблемы необходимо, прежде всего, разобраться в устоявшихся представлениях о Востоке и факторах его традиционной отсталости. Здесь нельзя не отметить и то, что Запад имел о Востоке в основном мифологические и легендарные представления. Такой подход органически сочетался с формированием негативного отношения к Востоку и Азии. [3]
Проблема Запада и Востока интересовала многих. Но только Гегель дал его истинное философское обобщение, кстати, вообще первое в истории культуры и, по мнению некоторых исследователей, единственное по степени проникновения в существо дела.
Особенность гегелевского видения проблемы Востока в контексте всемирной истории, связано с его пониманием человеческой сущности как сущности всеобщей, обладающей в качестве носителя духа «абсолютным правом на развитие». Отличие Гегеля от тех, кто позднее решался на, казалось бы, сопоставимые по задачам обобщения дихотомии Запад - Восток в том, что, он личностно был настроен не на разделяющий века и народы энциклопедизм странного художественно-политического склада, а на человеческую универсальность, в том, что он искал и находил возможность «духовной связи» в человечестве, явленность и прочность которой зависела от многих и вполне осознаваемых им факторов - от сознания людей, их личных усилий, того начала в человеке, которое соответствует самой его сущности и которое, согласно идее свободы в её человеческом понимании, принципиально открыто миру и раскрывается в процессе познания, способствуя установлению разумных начал в мире социальности, тех, что обеспечивает динамичный рост «богатства» государства при стабильности социально-политических структур [1].
По мнению французского исследователя М. Юлена, Гегелем была создана «особая концепция Востока, где он, Восток, предстаёт в ней как, окончательно изгнанный из нашей культуры источник, как пережиток, как нечто бездейственное, как исторический тупик, который необходимо изучать с той единственной целью, чтобы его избежать» [2].
Если говорить о понятиях «Запад» и «Восток» в философской концепции то, как правильно заметил А.Г. Косиченко: «Многое зависит от того, каким видит мир та или иная концепция, из какой онтологии она исходит» [3]. Так, П.Я. Чаадаев в своей «Апологии сумасшедшего» писал: «Мир искони делился на две части – Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа: это - два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, объемлющие всё устройство человеческого рода» [4].
Таким образом, специфика Востока и Запада, их отличие друг от друга онтологически укоренено. Вместе с тем Восток и Запад укоренены не в разных, а в одной и той же объективной онтологии. Это – онтология Универсума и Человека, Космоса и Макрокосмоса. Поэтому по своей универсальной сущности и Человек Востока, и Человек Запада один и тот же; равно один и тот же предстоит и тому и другому. В то же время, Восток и Запад представляют собой лишь два модуса единого Целого, различающиеся противоположными модальностями (как Инь и Янь в китайской философии). Они как «сиамские близнецы», неслиянно-нераздельны, и в качестве таковых присутствуют во всём.
Центром раннего этапа античности (конец III и середина II тысячелетия до н.э.) был Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XY век до н.э.) называют крито-микенской. В ней еще много неясного для историков. До сих пор не вполне расшифрованы критские письмена. Только предположительные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к какой этнической группе они принадлежат, каков был их общественный строй и т.д.? Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. Другие полагают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с вождем во главе. Резиденцией верховного правителя Крита был Кносс, город близ северного побережья острова.
В 1900 г. выдающийся английский археолог А.Эванс приступил к раскопкам г.Кносса. Ему удалось открыть обширный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и полностью перестроенный около 1700 года до н.э. [7]
Кносский дворец заставил
вспомнить греческий миф о лаби
Открытие этой письменности составило целую эпоху в изучении древнейшей цивилизации Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях.
Критские города и дворцы были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и вызванного им землетрясения. Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой Греции. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. [5]
Древнегреческая цивилизация делится на три периода: [1]
1. Доклассический;
2. Классический;
3. Эллинистический.
Доклассический период.
Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.
Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор, он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем. [6]
Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек.
Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, «вязанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора, большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные комнаты и домавднее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены Покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. [7]