Культура греческой античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологии. Крито-микенская культура – ранняя цивилизация Запада 4
2. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков (космологизм, антропоцентризм, гармония и мера) 9
3. Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство формообразования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры 27
Заключение 29
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ культурология.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

В V в до н. э. создавали  свои труды два крупнейших греческих  историка - Геродот и Фукидид. Творчество Геродота было подготовлено деятельностью  логографов. Его справедливо называют «отцом истории», хотя не менее справедливо  было бы назвать его и «отцом географии» Свою основную задачу он видел в том, чтобы рассказать о величайшем событии своего времени - войнах греков с персами. Но Персидское государство включало тогда многие земли и многие народы Передней Азии - от Эгейского моря до Западной Индии. Поэтому Геродот обращается к этим народам, он хочет узнать и поведать о них все Это и побудило Геродота предпослать собственно истории грекоперсидских войн исследования обо всех народах, напавших на Грецию, о которых греки, его сограждане, знали мало. Геродота интересовала не только собственно история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией. [5]

Развитие историографии  в этот период характеризуется усилением  рационалистического начала, стремлением  выявить реальные причины происшедшего. Особенно отчетливо это прослеживается у Фукидида. Труд Фукидида - это современная ему история Пелопоннесской войны, только в самом начале своего сочинения он дает очень краткий очерк истории Греции с древнейших времен. Источники Фукидида обширны. Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, надписи, а его личная жизнь сложилась так, что он смог ознакомиться с материалами, происходящими из обоих борющихся лагерей. Он собирал сведения от участников описываемых событий и от лиц, близко к ним стоявших. Фукидида можно считать родоначальником исторической критики.

Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней  Греции. На рубеже архаической и  классической эпох творил Гераклит Эфесский, в трудах которого нашли завершение искания натурфилософов предыдущего времени. Основное в концепции Гераклита - утверждение, что высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о присущей материи закономерности.

Развитие стихийного материализма, родившегося в ионийской  натурфилософии, прослеживается в творчестве Эмпедокла и Анаксагора. Своей  вершины материалистическое понимание  мира в древнегреческой философии  достигло у Левкиппа и особенно у Демокрита. Основная особенность учения Демокрита - соединение последовательного атомизма с идеей диалектического развития.

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей, как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских  ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев, становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии. [3]

Картина культурной жизни  греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные - Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.

Среди общегреческих  праздников самыми известными были Олимпийские  игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее  назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

Сама Олимпия была не городом, а священным округом. Здесь находились многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, палестра, гимнасий, ипподром, т.е. постройки для тренировок и состязаний. Обычно пустынная, во время праздников Олимпия преображалась. Сюда со всех уголков греческого мира стекались толпы людей - друзья, родственники, поклонники атлетов и просто все желающие принять участие в этом радостном и ярком действе. Прибывали и торговцы ведь Олимпийские игры всегда сопровождались ярмаркой. Всюду царило оживление. В Олимпии было на что посмотреть: лучшие архитекторы и скульпторы работали над ее украшением. Можно было полюбоваться храмами, алтарями, статуями богов и атлетов, послушать известных ораторов и философов, посмотреть на жертвоприношения. Делегации от городов в праздничных одеждах несли различные дары, вели украшенных лентами и венками жертвенных животных. Но в центре внимания находились состязания, которые занимали три из пяти дней, отведенных для праздника, и включали бега колесниц, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу), состязание мальчиков, кулачный бой, панкратий (представлявший комбинацию бокса и борьбы) и бег в полном вооружении. Самый древний вид состязаний - на колесницах, запряженных четверкой лошадей, - всегда оставался наиболее популярным у зрителей и самым опасным испытанием.

Победители игр (олимпионики) награждались венками из листьев дикой оливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной полис превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, на котором присутствовали все граждане, одну его статую ставили на городской площади, другую - в Олимпии. Олимпионик в течение всей жизни пользовался особым уважением - имел почетное место в театре, к нему обращались за советами и т.д.

Высочайший подъем греческой  культуры в V в. до н. э. был связан главным  образом с расцветом классического  полиса. Усиление демократии, участие  в политической жизни большинства  свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и  социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции. [2]

Эллинистический период.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха  распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой  и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.). [1]

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он — автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых  городов, развитие мореплавания, военной  техники способствовали подъему  наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.) заложил  основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки. [4]

Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190—125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца. [7]

Развитие научных званий требовало систематизации н хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила  в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion — храм муз), представлявшего собой совокупность научных»учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты; коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд — «Элементы».

Постепенно Александрия  превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической  культуры.

В эпоху эллинизма  развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в  классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра, (342/351 — 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура —живи  уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди— граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я  пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения  против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.

Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления в пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера. [1]

Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем  мире. Красота в понимании древних  греков есть соразмерность, органичность, гармоничность.

Информация о работе Культура греческой античности